Дом архитектора — это один из способов провозглашения его творческого кредо, творческого лица. В этом отношении особняк Сергея Устиновича Соловьева 1901–1902 гг. постройки уникален. Архитектор и владелец никогда не был приверженцем модерна как стиля и никогда больше не строил особняков. Он строил общественные здания и институты в формах ордерной архитектуры или неорусского стиля. Среди самых известных его построек — Кустарный музей в Леонтьевском переулке, главный корпус Московского педагогического государственного университета на Малой Пироговской, комплекс зданий Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.
Дом оформляет угол Малого Ржевского и Хлебного переулков. Его композиция и декор явно заимствованы из творчества мастеров бельгийского Art Nouveau. Асимметричная композиция завершается викторианским щипцом на крыше. Карнизы крыши вынесены далеко вперед над стенами и поддерживаются фигурными коваными кронштейнами. На круглых майоликовых тондо под карнизом римскими цифрами в цветах указана дата строительства особняка. Фасады и детали наполнены разными символами и аллегориями.
У входа оскалился лев работы знаменитого скульптора Николая Андреева — царь зверей, традиционный символ силы и мужского начала, непрерывной борьбы, солнечного света, царского сана и победы. Рядом с входным порталом расположена щель почтового ящика в виде летучей мыши. Издавна летучая мышь — символ таинственности. В данном случае она призвана сохранять тайну переписки хозяина.
У оснований тонких колонн, оформляющих углы центрального ризалита фасада по Малому Ржевскому переулку, притаились совы. Совы или филины — одни из самых популярных образов у художников и поэтов-символистов, символ мудрости и вечной жизни. На фасаде по Хлебному переулку над большим окном в мастерской расположены четыре майоликовых полукруга — музы четырех искусств: ваяния, живописи, архитектуры и музыки. Над ними — Афина Паллада, которая в эпоху модерна сменила Аполлона в деле покровительства искусству. Выше Афины — майоликовое панно «Сумерки», выполненное в Абрамцевской мастерской по эскизам знаменитой художницы Марии Якунчиковой. Все окна имеют разную форму. Огромное трехчастное окно гостиной на втором этаже по Малому Ржевскому переулку украшено по бокам волютами, а снизу — керамическим «ковром» из зеленых изразцов, сделанным, скорее всего, по эскизу М. Врубеля. На том же фасаде арочное окно лестницы охраняет, как в средневековом замке, химера.
Архитектор Соловьев жил в этом доме до 1912 года. С 1912 по 1917 год особняк занимал известный художник-график П. Я. Павлинов.
Некоторые булгаковеды называют удивительный особняк в Хлебном переулке прототипом дома Маргариты из романа «Мастер и Маргарита», добавляя, что, по-видимому, М. А. Булгаков, описывая жилье героини, соединил этот дом с особняком напротив (особняк И. И. Некрасова, арх. Р. И. Клейн). Именно такая вымышленная комбинация дает возможность говорить о ее соответствии описанию в романе: готический особняк в переулке близ Арбата, трехстворчатое окно в фонаре, сад, о котором вспоминает один из жителей переулка: «Сад небольшой, но с большими деревьями, уютный».
После революции особняк занимали разные посольства и диппредставительства. До 2008 года здесь было посольство Грузии, сейчас располагается Секция интересов Грузии при Посольстве Швейцарии в Москве.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.


















%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)





