ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом Скакового общества, 1903-1905 гг., архитектор Иван Жолтовский

Скаковая аллея, 7 (Скаковая ул., 16)
объект культурного наследия регионального значения Участник конкурса
3.56
Дом Скакового общества - одна из ранних работ Ивана Жолтовского.
  • Дом Скакового общества, 1903-1905 гг., архитектор Иван Жолтовский
+ -

Рядом с Московским ипподромом, на Скаковой аллее находится изящное здание в неоклассическом стиле – бывший дом Московского Скакового общества, построенный в 1903-1905 годах.
Скаковое общество в ту пору нуждалось в новом здании, своей «штаб-квартире», где располагалась бы канцелярия общества, залы заседаний, кабинеты его членов и где могли бы проходить встречи, приемы и торжественные обеды. Был объявлен конкурс на проект нового здания и лучшей была признана работа молодого архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского. По условиям конкурса, проект был выполнен в стиле английской готики, но уже после того, как он был одобрен заказчиками, Жолтовский решил кардинально его переделать, и выполнил новый проект в стиле неоклассицизма. Архитектор считал, что строить в Москве нужно ориентируясь в первую очередь на традиции русского классицизма, ему удалось убедить в этом заказчиков - и, в конечном итоге, был реализован именно этот проект. Дом Скакового общества стал первым зданием, построенным в Москве по проекту Ивана Жолтовского, в будущем прославленного архитектора и одного из создателей облика нынешней Москвы.
Здание, сохранившее до наших дней свой первоначальный облик, стоит с некоторым отступом от красной линии Скаковой аллеи, оно трехэтажное, с двумя ризалитами на главном фасаде. Парадный вход в здание оформлен классическим портиком с разорванным фронтоном и колоннами коринфского ордера. Фасад украшен лепными фризами с изображениями на античные темы (в основном – скачущих всадников). Боковой фасад оформлен полуротондой с балконом наверху, откуда раньше можно было наблюдать за скачками на ипподроме.
На первом этаже здания располагались хозяйственные помещения и комнаты членов Скакового общества, на втором  служебные помещения – канцелярия и зал для записи скаковых лошадей, на третьем этаже – парадные залы – зал для общих собраний и приемов («Императорский зал»), столовая, гостиная, библиотека, буфет, бильярдная. Интерьеры здания были оформлены богато и со вкусом – к работе над декорированием помещений был привлечен талантливый художник Игнатий Игнатьевич Нивинский, известный своими работами по оформлению интерьеров многих особняков и доходных домов Москвы, позже приобретший славу также и театрального художника. Все парадные помещения дома Скакового общества (включая вестибюль и главную лестницу) были украшены потолочными и стенными росписями на античные темы, созданными по эскизам Нивинского.
Московское Скаковое общество отсчитывало свою историю с 1831 года, когда в Москве было основано Общество конной скаковой охоты. В 1834 году было создано Императорское столичное общество охотников конского бега (позже - Московское беговое общество). В том же 1834 году на Ходынском поле были устроены два ипподрома – рысистый (для бегов) и скаковой. Разница между бегами и скачками такова: бега - это испытания лошадей на резвость в беге рысью, на бегах лошади запряжены в беговую качалку — специальный двухколёсный экипаж. А скачки – это испытания лошадей верховых пород под всадником, т.е. во время скачек жокей сидит на лошади верхом.
Первые скачки в Москве начали проводиться еще в конце XVIII века, по инициативе графа Алексей Орлова, на Донском поле. Потом эта традиция прервалась и возобновилась в 1830-х годах. Поначалу скачки пользовались интересом у узкого круга публики: «Скаковая лошадь вне ипподрома не имеет у нас никакого практического употребления, посему большинство публики смотрит на скачки как на забаву бесполезную», - писали московские газеты. Популярности скачек и бегов способствовало появление тотализатора в конце 1870-х годов. 10% от выручки тотализатора отчислялось в пользу Скакового и Бегового обществ, что способствовало их финансовому процветанию. В 1886 году на Московском ипподроме была учреждена главная скачка года -  скаковое «Дерби» (по примеру подобного английского состязания). После 1914 года скачки и бега стали проводится реже, а с 1918 по 1921 годы и вовсе не проводились. В 1931 году скаковой и беговой ипподромы объединили.
После революции Скаковое общество прекратило свое существование, а их дом был национализирован. На протяжении многих лет здание находилось в ведении Военно-морского флота (ВМФ). Сейчас идет процесс смены собственника.
Удивительным образом большая часть уникального декоративного оформления интерьеров сохранилась до нашего времени, но требует реставрации.
Однако, несмотря на свою архитектурно-художественную ценность, дом Скакового общества до сих пор не имеет статуса объекта культурного наследия.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Андрей Сиротенко   27 июня 2015 20:23

    Про здание ходит множество легенд. Самая красивая из них гласит, что на фронтоне дома красуется бюст жены Жолтовского, которую архитектор боготворил.

    С 2015 здание признано объектом культурного наследия регионального значения.
    Интерьеры дома в прошлом и в наши дни можно посмотреть здесь: http://46bip.livejournal.com/226942.html

Интересное рядом

Дома
Фабрика-кухня

Фабрика-кухня

1-й Боткинский проезд , д.7

На территории Государственного авиационного завода № 1 на Ходынском поле (бывшего «Дукса») в 1927-1928 гг. была возведена фабрика-кухня по проекту архитектора А. И. Мешкова, автора образцового проекта фабрики-кухни № 1 на Ленинградском проспекте.

(Нет голосов)
Дома
Станция метро «Динамо»

Станция метро «Динамо»

Дата открытия: 11.09.1938
Открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена.
Проектное название: Бега (1934)
Проект переименования: Петровский парк (1992)

3.48
Памятники
Конные скульптурные группы

Конные скульптурные группы

Ленинградский пр-т, д. 27 (въезд на Беговую аллею)

(Нет голосов)
Дома
Дача Постниковых-Коншиных-И.А. Манташева

Дача Постниковых-Коншиных-И.А. Манташева

Ленинградский просп., 21

Владение по Петербургскому шоссе, 21 было возведено в первой половине XIX в. Перестраивается при Коншиных архитектором А. Эрихсоном.

(Нет голосов)
Дома
Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки

Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки

Ленинградский пр-т., д. 31 стр. 9

Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней.

3.56
Памятники
Купание лошадей

Купание лошадей

Беговая ул., д. 22 (сквер напротив административного корпуса ОАО «Российские ипподромы»)

(Нет голосов)
Дома
Кондитерская фабрика "Большевик"

Кондитерская фабрика "Большевик"

Ленинградский просп., дом 15, стр. 1,2,3

Корпуса "Кондитерской фабрики Товарищества "А.Сиу и Ко" (после 1924 г. – кондитерская фабрика "Большевик"),  1884 г., 1896 г., 1902 г., гражданский инженер О.Ф. Дидио, 1930-е гг.

(Нет голосов)
Музеи
Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

Московский музей русского импрессионизма был открыт для посетителей 28 мая 2016 г. Он расположился в историческом промышленном здании 1884 г., проект реставрации и превращения его в современное музейное пространство был реализован британским архитектурным бюро John McAslan + Partners. Идея создания музея появилась у коллекционера Бориса Минца в 2012 г.

Основную экспозицию составляют картины выдающихся российских художников Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова.

Своей миссией музей считает популяризацию русского искусства в целом и его импрессионистической составляющей в частности, как в России, так и за рубежом. Большое внимание уделяется возвращению в антологию русской живописи имен, мало известных широкой публике. Музей заслужил уважение международного музейного сообщества и был принят в состав ICOM (Международного совета музеев).

Более тысячи квадратных метров выставочных площадей, кинотеатр, современная образовательная мультимедийная зона, учебная студия, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией – новый музей по замыслу создателей должен стать культурным пространством, объединяющим выставочную работу с научной, издательской и просветительской.

(Нет голосов)
Дома
Центральный Московский ипподром

Центральный Московский ипподром

Беговая ул., д. 22

Против него выступали неоднократно, в том числе адвокат Ф.Н.Плевако, писатель В.А.Гиляровский, но тотализатор дожил до наших дней.

3.64
Дома
Дом К.А. Беллик

Дом К.А. Беллик

Ленинградский пр-т, д. 20

Вилла К.А. Беллик была построена на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) в 1915-1917 годах по проекту архитектора Д.П. Сухова.

3.2
Дома
Трамвайное депо на Нижней Масловке

Трамвайное депо на Нижней Масловке

Н. Масловка ул., д. 15

В 1895 году Первое общество конно-железных дорог обратилось в Городскую управу о запуске в Москве нового вида транспортного сообщения – «электрического трамвая». В этом же году на незастроенном участке между Башиловкой и Бутырским проездом началось строительство «Электрического» трамвайного парка.

(Нет голосов)
Дома
Гостиница «Советская»

Гостиница «Советская»

Ленинградский проспект, д. 32/2

Новое грандиозное здание в модном тогда стиле модерн с огромными арочными окнами и великолепными интерьерами возвел в 1910 г. архитектор А. Эрихсон. Крышу венчали большие граненые купола, Большой и Малый зал вмещали до 250 человек.

3.8