ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Ажурный дом, архитектор А. К. Буров

3.48
«Ажурный дом» строится Буровым в 1939-1940-х гг. Дом замышляется архитектором как дом-коммуна, где общественное будет преобладать над личным, с небольшими квартирами и обширными общественными помещениями на первом этаже: столовая, прачечная, ясли, детсад.
  • Ажурный дом, архитектор А. К. Буров
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
+ -

20-е гг. XX в. ознаменовываются появлением типового строительства.
В Москве начинается новый промышленный рост после дореволюционного периода, сопровождающийся приездом сельских жителей работать на московских предприятиях. Так как перенаселение города способствует уплотнению жилищных условий, рабочие заселялись посемейно в доходных домах, которые ввиду бедности послевоенной экономики надстраивались двумя, а то и тремя этажами для увеличения площади. В то же время на окраине новые дома строились, но из низкокачественного материала. Тот период исторически известен как экспериментальный, в первую очередь это определение касалось строительных материалов: в дело шли камышит, фибролит и терразитовые штукатурки.
В 1925 г. Моссовет организовывает строительство многоэтажных домов с типовыми квартирами. «Секции Моссовета» ‒ двух-, трех- и четырехкомнатные квартиры на одной лестничной клетке. Дома в строительстве уже более дорогие: кирпичные со скатными крышами. Секция типизации при Стройкоме выполняется из железобетона и шлакоблоков с плоскими крышами. В это время рождается и становится массовой идея создания общественной сети, преимущественно первый этаж отдается под общественные сектора: детские сады, прачечные, кухни и т. д. Ярым пропагандистом данной идеи был советский архитектор А. Буров, впоследствии ставший главным архитектором Киева. Задумка устроения общественных мест в жилых домах – это в том числе использование опыта поездки в Америку, где Буров увидел соединение удобств индивидуальной квартиры с полным общественным обслуживанием. Он считал, что правильно связывать архитектуру с новыми социальными задачами и потребностями.
«Ажурный дом» строится Буровым в 1939-1940-х гг. Дом замышляется архитектором как дом-коммуна, где общественное будет преобладать над личным, с небольшими квартирами и обширными общественными помещениями на первом этаже: столовая, прачечная, ясли, детсад.
Стоит отметить, что ближе к 30-м гг. возникает так называемый гармонизированный конструктивизм. В этом важную роль сыграл архитектор классической школы, один из основателей советского архитектурного стиля сталинский ампир И. Жолтовский. Он вернул «опустевшим» фасадам авангардных зданий ордер, который геометрически членил фасад. Такой метод назывался индустриальным, ему был присущ повтор одинаковых серийных элементов как по горизонтали, так и по вертикали. Новаторской в «Ажурном доме» была кладка стены, состоявшая из вертикальных простеночных блоков шириной от окна до окна и горизонтального ряда блоков-перемычек.
Фактически это последний шаг по направлению к панельному строительству, так как в нем были применены блоки максимального размера (более крупные невозможно было поднять). Дальше можно было только снизить толщину и вес блока, что приводит к созданию панели, но этой инженерной разработке не суждено было случиться: помешала война.
Буров при строительстве дома, по сути, сделал каркас из блоков и зрительно облегчил всю структуру дома.
Конечно, декор дома заслуживает отдельного обсуждения. В первую очередь панели выполнены из мрамора, а, во-вторых, в панелях вырезаны украшения в виде растительных орнаментов. Эти решетки выполнены по эскизам советского педагога и теоретика изобразительного искусства, профессора, академика АХ СССР, народного художника СССР и лауреата Ленинской премии В. Фаворского.
«Ажурный дом» по планам Бурова должен был стать фешенебельным домом-коммуной, где располагались продовольственный магазин, кафе-ресторан, сад-ясли и бюро обслуживания, которое выполняло заказы на доставку продуктов и обедов, уборку квартир, стирку и прочие услуги.
Однако этим планам помешало начало войны. Она же стала причиной того, что дом так и не вошел в серию, оставшись единственным экземпляром. Несмотря на то что дом Бурова строился для обычных советских граждан, первыми в него въехали высшие военные чины. Впрочем, среди известных жильцов дома были и советский прозаик К. Симонов, и актриса В. Серова. Тем не менее все квартиры в доме были призваны подчеркнуть «неэлитарность» здания: во многих были совмещенные санузлы и крошечные кухни. Последние были сделаны намеренно: предполагалось, что люди будут брать готовую еду в ресторане на первом этаже и разогревать у себя. Также жильцы могли спускаться в общественные зоны не раздеваясь: для них в доме сохранилась замурованная дверь. Метраж квартир был небольшой – 40х55х80 кв. м, высота – 3,20 кв. м.
Дом переходного типа до сих пор сохранил следующую планировку: первый этаж для общественных помещений, остальные пять – для жилых. Сегодня на первом этаже арендные площади для коммерческих компаний. В жилой ячейке дома сохранялись тесные связи. Говорит жительница дома В. Г. Киселева: «Своими поделками я украшаю коридоры. Жильцы по-разному к этому относятся: четвертый этаж равнодушен, третий очень любит, а на втором этаже много новеньких, им как-то до лампочки все это. Еще мои поделки берут на выставки ‒ недавно мне за участие в них подарили телевизор. Также у нас в подъезде много рисунков ‒ это соседка Таня делает. И фотографии есть, их нам отдало туристическое бюро, которое раньше находилось в доме. Для детей я вешаю разные игрушки и картинки со зверятами, им нравится».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Anna Rubchenkova   23 февраля 11:39

    Панели выполнены из мрамора - здесь ошибка. Это железобетон

Интересное рядом

Дома
Дом К.А. Беллик

Дом К.А. Беллик

Ленинградский пр-т, д. 20

Вилла К.А. Беллик была построена на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) в 1915-1917 годах по проекту архитектора Д.П. Сухова.

3.2
Памятники
Купание лошадей

Купание лошадей

Беговая ул., д. 22 (сквер напротив административного корпуса ОАО «Российские ипподромы»)

(Нет голосов)
Дома
Фабрика-кухня

Фабрика-кухня

1-й Боткинский проезд , д.7

На территории Государственного авиационного завода № 1 на Ходынском поле (бывшего «Дукса») в 1927-1928 гг. была возведена фабрика-кухня по проекту архитектора А. И. Мешкова, автора образцового проекта фабрики-кухни № 1 на Ленинградском проспекте.

(Нет голосов)
Дома
Гостиница «Советская»

Гостиница «Советская»

Ленинградский проспект, д. 32/2

Новое грандиозное здание в модном тогда стиле модерн с огромными арочными окнами и великолепными интерьерами возвел в 1910 г. архитектор А. Эрихсон. Крышу венчали большие граненые купола, Большой и Малый зал вмещали до 250 человек.

3.8
Музеи
Музей истории евреев в России

Музей истории евреев в России

Музей рассказывает о жизни евреев в Российской Империи и СССР. В Российской империи, а затем в Советском Союзе проживала крупнейшая по численности еврейская община и сформировался особый тип российского и советского еврейства.

Экспозицию музея можно условно разделить на две части:

  • традиционная культура – сложившиеся формы существования общины, образование, благотворительность, особенности быта, соблюдение религиозных предписаний и т.д.;
  • исторические процессы – взаимоотношения евреев с обществом и властью, вклад евреев в развитие экономики, культуры и науки, опыт землеустройства евреев и попытка создания в СССР еврейской автономии.
Практически все экспонаты музея – это подлинные предметы, свидетельства ушедшей реальности, в которую предлагается вглядеться посетителям. Они представлены на фоне коллажей и текстов, воссоздающих определённый исторический или художественный контекст в духе еврейской комментаторской традиции.

(Нет голосов)
Дома
Стадион "Динамо"

Стадион "Динамо"

Ленинградский просп., д. 36

Первая Всесоюзная спартакиада народов состоялась на «Динамо» в день его официального открытия — 17 августа 1928 года.

3.56
Дома
Центральный Московский ипподром

Центральный Московский ипподром

Беговая ул., д. 22

Против него выступали неоднократно, в том числе адвокат Ф.Н.Плевако, писатель В.А.Гиляровский, но тотализатор дожил до наших дней.

3.64
Дома
Станция метро «Динамо»

Станция метро «Динамо»

Дата открытия: 11.09.1938
Открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена.
Проектное название: Бега (1934)
Проект переименования: Петровский парк (1992)

3.48
Дома
Кондитерская фабрика "Большевик"

Кондитерская фабрика "Большевик"

Ленинградский просп., дом 15, стр. 1,2,3

Корпуса "Кондитерской фабрики Товарищества "А.Сиу и Ко" (после 1924 г. – кондитерская фабрика "Большевик"),  1884 г., 1896 г., 1902 г., гражданский инженер О.Ф. Дидио, 1930-е гг.

(Нет голосов)
Дома
Дача Постниковых-Коншиных-И.А. Манташева

Дача Постниковых-Коншиных-И.А. Манташева

Ленинградский просп., 21

Владение по Петербургскому шоссе, 21 было возведено в первой половине XIX в. Перестраивается при Коншиных архитектором А. Эрихсоном.

(Нет голосов)
Музеи
Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

Московский музей русского импрессионизма был открыт для посетителей 28 мая 2016 г. Он расположился в историческом промышленном здании 1884 г., проект реставрации и превращения его в современное музейное пространство был реализован британским архитектурным бюро John McAslan + Partners. Идея создания музея появилась у коллекционера Бориса Минца в 2012 г.

Основную экспозицию составляют картины выдающихся российских художников Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова.

Своей миссией музей считает популяризацию русского искусства в целом и его импрессионистической составляющей в частности, как в России, так и за рубежом. Большое внимание уделяется возвращению в антологию русской живописи имен, мало известных широкой публике. Музей заслужил уважение международного музейного сообщества и был принят в состав ICOM (Международного совета музеев).

Более тысячи квадратных метров выставочных площадей, кинотеатр, современная образовательная мультимедийная зона, учебная студия, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией – новый музей по замыслу создателей должен стать культурным пространством, объединяющим выставочную работу с научной, издательской и просветительской.

(Нет голосов)
Дома
Трамвайное депо на Нижней Масловке

Трамвайное депо на Нижней Масловке

Н. Масловка ул., д. 15

В 1895 году Первое общество конно-железных дорог обратилось в Городскую управу о запуске в Москве нового вида транспортного сообщения – «электрического трамвая». В этом же году на незастроенном участке между Башиловкой и Бутырским проездом началось строительство «Электрического» трамвайного парка.

(Нет голосов)