ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Городская усадьба А.Зерщикова

Гранатный пер., д. 24/4, стр. 1, 2
выявленный объект культурного наследия
(Нет голосов)
Жилые дома на углу Вспольного и Гранатного переулков, выстроенные по проекту архитектора В.Г.Залесского, составляли единый архитектурный ансамбль в стиле неоклассицизма.
+ -

Территория домовладения сформировалась в послепожарный период около 1819 года в результате раздела крупной городской усадьбы Анны Николаевны Матюшиной. Ее усадьба была выстроена в начале XIX века на принадлежавших артиллерийскому ведомству пустопорожних землях, образовавшихся после крупного пожара 1712 года, который стал причиной мощного взрыва на пороховых складах Гранатного двора, занимавшего большую площадь в этом районе.

Усадьбу постигла та же участь, она почти полностью выгорела в пожаре 1812 года, тогда и произошел ее раздел на небольшие самостоятельные владения. Одно из них, занимавшее угловое положение в структуре квартала, стало застраиваться только после 1825 года. Тогдашние хозяева усадьбы решили разместить главный жилой дом на пересечении Георгиевского (современного Вспольного) и Гранатного переулков (строение № 1). Деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте простоял без изменений вплоть до последней трети XIX века и сменил за это время множество владельцев.

Одной из них в период с 1850 по 1873 гг. была Марья Петровна Ахлестышева, вдова героя войны 1812 года генерал-лейтенанта Михаила Федоровича Ахлестышева. Ахлестышев сражался при Аустерлице, в Восточной Пруссии, выступал против турок на Дунае. В Отечественную войну 1812 года со своим полком состоял в пехотной дивизии Дунайской армии и участвовал во многих боях, был неоднократно ранен. Награждён орденами Святой Анны 1-й степени, Святого Иоанна Иерусалимского, Святого Владимира и т.д.

В 1870-е годы при новом домовладельце штабс-капитане А.А.Зерщикове произошла первая крупная перепланировка и переустройство усадьбы. Желая увеличить доходность владения, хозяин пристроил к главному дому по линии Георгиевского переулка двухэтажный каменный корпус (современное строение № 2), а со стороны Гранатного, оставив между ними проезд, двухэтажный деревянный дом (утраченное строение № 3). Проект жилых домов был выполнен гражданским инженером Василием Герасимовичем Залесским в стиле неоклассицизма.
А в 1880 г. владелец надстроил частично вторым деревянным этажом современное строение 1.

Все три жилых усадебных дома составляли единый архитектурный ансамбль. Изящные фасады, прорезанные прямоугольными и полуциркульными оконными проемами, украшены пилястрами, увенчанными женскими головками и лепным орнаментом с растительными мотивами, хорошо сохранившимися до настоящего времени.
Во всех жилых домах устроили квартиры под сдачу внаем. После революции домовладение было передано в ведение жилтоварищества.

Усадебный комплекс сохранялся без изменений до начала 1990-х гг., когда было снесено строение № 3, а строение № 2 подверглось реконструкции.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Доходный дом К.С.Клингсланда

Доходный дом К.С.Клингсланда

Большой Козихинский пер., д. 10

Оконные проемы здания украшают скульптуры в виде голов лисиц, шипящих кошек с выгнутыми спинами и химер.

(Нет голосов)
Музеи
Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом с магазинами, кон. XVIII в., 1861 г., архитектор Н.В.Никитин, 1901 г., архитектор Н.Д.Струков, 1907-1908 гг. архитектор Ф.Н.Кольбе. Здесь в 1864-1871 гг. жил художник-передвижник В.Г.Перов, в середине 1860-х гг. - писатель А.И.Левитов

Доходный дом с магазинами, кон. XVIII в., 1861 г., архитектор Н.В.Никитин, 1901 г., архитектор Н.Д.Струков, 1907-1908 гг. архитектор Ф.Н.Кольбе. Здесь в 1864-1871 гг. жил художник-передвижник В.Г.Перов, в середине 1860-х гг. - писатель А.И.Левитов

Тверская ул., д. 30/2, стр. 5-6

Мемориальное здание мастерской выдающегося художника XIX в. В.Г.Перова – флигель во дворе доходного дома в завершении ул. Тверской на пересечении с Садовым кольцом по правой стороне.

(Нет голосов)
Дома
Здание 1-го общежития (Московского университета) им. императора Николая II

Здание 1-го общежития (Московского университета) им. императора Николая II

Б. Грузинская ул., д. 12, стр. 2

На месте существовавшей здесь усадьбы, в 1897 г. по проекту архитектора  К.М.Быковского было выстроено здание общежития Московского императорского университета.

(Нет голосов)
Музеи
Музей-квартира В. Н. Плучека

Музей-квартира В. Н. Плучека

Музей народного артиста СССР Валентина Плучека был открыт в октябре 2009 года к столетнему юбилею выдающегося режиссёра. В доме на пересечении двух столичных улиц – Большой и Малой Бронных, рядом с площадью Никитских ворот, на 13 этаже, в квартире 47 Валентин Николаевич жил на протяжении 30-ти лет. Его соседями были Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Руфина Нифонтова, Борис Андреев, Ростислав Плятт, Борис Равенских, Андрей Гончаров.

В квартире Плучека все как при жизни именитого хозяина: старинная мебель, фарфор, хрустальные люстры, массивные бронзовые лампы, бесценные произведения живописи и графики, полученные в дар от авторов: картины Тышлера и Фалька, Шагала и Леже, композиции Пикассо на библейские темы. Мемориальную часть экспозиции дополняют: эскиз В. Левенталя к спектаклю «Вишневый сад», костюм Андрея Миронова из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», мундир Городничего, в котором Анатолий Папанов играл «Ревизора», макеты к спектаклям «Баня» и «Ревизор», эскизы к «Мистерии-Буфф».

Фотоальбомы и видеоматериалы, собранные в Музее-квартире, дают возможность познакомиться с постановками Валентина Николаевича Плучека, вошедшими в историю российского театрального искусства.

(Нет голосов)
Дома
Бактериолого-агрономическая станция ботанического сада Императорского общества акклиматизации животных и растений

Бактериолого-агрономическая станция ботанического сада Императорского общества акклиматизации животных и растений

Конюшковская ул., д. 31, стр. 1

Здание было построено как павильон второй Всероссийской ботанико-акклиматизационной выставки Императорского русского общества акклиматизации животных и растений

3.27
Дома
Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

ул. Арбат, 6

В этом здании, построенном в первой трети XIX века, до 1866 года собирались члены тайного революционного «Ишутинского кружка», руководителем которого был Николай Ишутин, двоюродный брат Дмитрия Каракозова, казненного за покушение на Александра II. Дом охраняется государством.

5
Памятники
Памятник грузинскому поэту Шота Руставели

Памятник грузинскому поэту Шота Руставели

Б. Грузинская ул., д. 17 (сквер)

Шота Руставели (1172—1216) — грузинский государственный деятель и поэт XII в., автор хрестоматийной эпической поэмы «Витязь в тигровой шкуре».

(Нет голосов)
Музеи
Московский зоопарк

Московский зоопарк

Московский зоопарк — один из старейших зоопарков в Европе и четвёртый по площади зоопарк России после зоопарков Ярославля, Ростова-на-Дону и Новосибирска. Основан в 1864 году. Имеет стабильное количество посетителей в год — до 3,5 млн. человек. Входит в первую десятку зоопарков мира по посещаемости.


В 1862 г. в московском Манеже прошла выставка животных, организованная Комитетом по акклиматизации животных и растений. По окончании выставки на руках у организаторов осталось много живых «экспонатов». Тогда и встал вопрос об открытии в Москве зоологического сада. Главным инициатором его создания был профессор Московского университета Анатолий Петрович Богданов. Рассматривались несколько вариантов размещения зоосада: Измайлово, Царицыно, Пресненские пруды. Выбор был сделан в пользу Пресни. Решающим фактором стала достаточная близость к центру города, а значит, удобство для потенциальных посетителей. Для устройства «живого музея на открытом воздухе» был засыпан один из прудов, у частных лиц были выкуплены соседние участки земли. И 31 января 1864 г. (12 февраля н. с.) Московский зоологический сад открылся.

Любопытный факт. В 1681 г. подле Пресненских прудов был построен загородный дворец царя Федора Алексеевича. При царской резиденции находился Потешный двор, для которого в 1685 г. «на дело ларя белому медведю» опустили 13 досок полуторных сосновых, да под ларь этот смастерили «колеса самые добрые». Таким образом, первый зверинец существовал на Пресне еще в XVII веке.

Первые постройки Зоологического сада спроектировал архитектор П.С. Кампиони. Он же доставил в Москву группу животных, подаренных Парижским акклиматизационным садом. Многие любители животных жертвовали Зоосаду деньги, дарили зверей. Командир фрегата «Светлана» И.И. Бутаков привез из кругосветного плавания коллекцию австралийских животных. Император Александр II подарил слона.

В конце 1870-х – начале 1880-х годов в Ботаническом отделении Зоологического сада действовал «Семейный сад», устроенный известным антрепренером М.В. Лентовским.

В последующие годы в Зоосаде были построены дополнительные павильоны и вольеры. При этом работали здесь известные московские зодчие: Л.Н. Кекушев, С.К. Родионов. В конце XIX века на углу Б. Грузинской и Б. Пресненской (ныне – Красная Пресня) улиц вместо простенькой деревянной арки появился нарядный вход с двумя башнями по проекту архитектора К.К. Гиппиуса. Действовала Биологическая станция, здание которой в неоклассическом стиле было возведено по проекту Р.И. Клейна (Конюшковская улица, дом 31, стр. 1).

Существенно пострадал зоосад во время событий 1905 г.: был разрушен целый ряд зданий, сгорела библиотека, уничтожен Аквариум.

В 1919 г. Зоологический сад национализировали. В последующие годы его территория существенно увеличилась, были созданы научные лаборатории и научно-исследовательские подразделения, а сам он получил новое, привычное для нас название, – Зоопарк.

В 1936 г. в Зоопарке был построен новый вход, по проекту скульпторов В.А. Ватагина и Д.В. Горлова, просуществовавший до 1964 г.

К 850-летию Москвы, в 1990-е годы, Зоопарк реконструировали (работы велись МНИИП «Моспроект 4»). Появилась новая входная группа, целый ряд новых вольеров, различные тематические экспозиции. В настоящее время в Московском зоопарке содержится более 1100 видов и почти 8000 экземпляров различных представителей фауны.

(Нет голосов)
Маршруты
Москва довоенная

Москва довоенная

Какой была Москва довоенная? Радий Федорович Ченцов - ветеран Великой Отечественной войны, родившийся в Москве, в районе Арбата, недалеко от места, которое запечатлено на картине Поленова «Московский дворик», согласился стать гидом и показать "Узнай Москву" места своего детства.

3.41
Дома
Дом городского попечительства о бедных Н.Н. Шустова

Дом городского попечительства о бедных Н.Н. Шустова

Б. Грузинская ул., д. 9

Бесплатная столовая с осетриной в меню – где бы вы еще такое встретили?

3.56
Территории
Московский зоопарк

Московский зоопарк

Первый зверинец существовал на Пресне еще в XVII веке.

(Нет голосов)