ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Иверская община сестер милосердия

(Нет голосов)
В 1894 году на деньги жертвователей, в первую очередь богатых купцов Ляминых, между Большой Полянкой и Малой Якиманкой были приобретены три городские усадьбы для устройства Иверской общины сестер милосердия
+ -

Один из домов (Большая Полянка, 20, строение 2) сохранился от прежних владельцев, а остальные были построены для нужд общины в конце XIX – начале XX века. Композиционным центром ансамбля является псевдорусская церковь Иверской иконы Божией Матери, возведенная в 1890-х годах по проекту архитектора Сергея Константиновича Родионова. В 1901 году со стороны Малой Якиманки появилось общежитие для сестер, проект которого разработал Илья Евграфович Бондаренко. Незадолго до революции 1917 года Дмитрий Михайлович Челищев на красной линии Большой Полянки построил неоклассицистические здания аптеки, терапевтического и хирургического корпусов. Эклектичный характер застройки разных десятилетий стал главной особенностью архитектурного ансамбля общины.
Иверская община сестер милосердия находилась под покровительством великого князя Сергея Александровича Романова и его супруги Елизаветы Федоровны. Сестрами могли стать девушки и женщины от восемнадцати до сорока лет. Они обеспечивались всем необходимым и совершали бескорыстные дела милосердия. Сестры трудились на нужды общины, но главная их работа была в больнице, амбулатории и аптеке. Они ухаживали за больными и помогали врачам. Когда началась Первая мировая война, сестры не только заботились о пациентах в больничных палатах общины, но и выезжали на фронт, чтобы оказывать помощь раненым во время боевых действий. В начале XX века Иверская община сестер милосердия была одной из самых больших в Москве – больше трехсот девушек и женщин. После революции Иверская церковь была закрыта, а здания ансамбля использовалась как склад. На территории общины разместилась сначала школа медсестер, а потом городская больница № 20 имени Тимирязева, для нужд которой построили дополнительные корпуса.
В наши дни Иверский храм отреставрировали и вернули верующим. В нем снова совершаются богослужения. В настоящее время все здания общины сестер милосердия и больницы имени Тимирязева занимает НИИ неотложной детской хирургии и травматологии под руководством известного педиатра и хирурга Леонида Михайловича Рошаля. Ансамбль между Большой Полянкой и Малой Якиманкой представляет собой комплекс зданий, не связанных друг с другом единой стилистикой. Церковь Иверской иконы Божией Матери построена в формах владимиро-суздальского зодчества и имеет характерные черты – аркатурно-колончатые пояса и килевидные завершения порталов. Бывшее общежитие сестер, построенное архитектором Бондаренко, является примером московского модерна со скромными вертикальными украшениями. Здания Челищева со стороны Большой Полянки напоминают скорее не больничные корпуса, а неоклассицистическую городскую усадьбу, состоящую из украшенного пилястровым портиком и фронтоном главного дома, а также двух флигелей справа и слева от него. Стилистически пестрый ансамбль бывшей общины как единое целое не воспринимается.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН - это cамый крупный музей скульптуры под открытым небом в России.

В коллекции находятся уникальные памятники советской эпохи, попавшие сюда в процессе основания музея с 1992 года – это монументальная скульптура 1930-х - 1950-х годов, служившая не только идеям пропаганды, но и градообразующему замыслу - так, памятник Дзержинскому работы Евгения Вучетича и памятник Горькому авторства Ильи Шадра в исполнении артели Веры Мухиной долгие годы были скульптурными доминантами двух центральных Московских площадей. Так же в коллекции МУЗЕОНА есть и интересные памятники эпохи соцреализма, многочисленные бюсты героев социалистического труда, традиционные портреты советских вождей, обязательные для установки в каждом советском учреждении.

Одной из задач музея всегда было сохранение этих уникальных памятников, отношение к которым менялось по ходу изменения политического курса страны. Все находящиеся в коллекции скульптуры и знаковые сооружения советского периода обладают не только художественной ценностью, которая может быть спорна, но ценностью исторической, они являются артефактами своей эпохи, необходимыми для ее изучения. В связи с этим одной из целей музея является их сохранение и научное описание.

Помимо «программных» монументов советского периода, МУЗЕОН экспонирует так же и те работы отечественных скульпторов-авангардистов, которые по идеологическим соображениям не могли выставляться при советской власти, долгое время хранились в мастерских и не были представлены широкой публике. Среди них редкие произведения Евгения Чубарова, Алексея Григорьева и Леонида Рабинса.

Сегодня МУЗЕОН активно экспонирует современных скульпторов, расширяя границы своей коллекции и пополняя ее пленэрной живописью и материалами тематических фотовыставок , современными арт-объектами и материалами видеоарта.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Петру Первому

Памятник Петру Первому

Крымская набережная, 10

Бронзовый памятник великого русского царя, отлитый из нержавеющей стали и достигающий 98 метров в высоту. Это самый высокий памятник в России и один из самых высоких в мире.

3.4
Дома
Доходный дом Григорьева

Доходный дом Григорьева

Пятницкая ул., 10

Высокий доходный дом в стиле модерн на чётной стороне Пятницкой улицы, был построен по проекту архитектора А. М. Калмыкова для купца Н. Г. Григорьева в самом конце XIX века. На первом этаже до революции располагался гастрономический магазин знаменитого «колбасного короля», купца 2-й гильдии, потомственного почётного гражданина Николая Григорьевича Григорьева.

3.66
Дома
Дом Н.С. Брашнина

Дом Н.С. Брашнина

Пятницкая ул., 44 строение 1

В этом доме в 1920-е годы размещался один из батальонов ЧОН – частей особого назначения. Они создавались  с 1919 года для борьбы с контрреволюцией, а фактически для подавления недовольства населения.

3
Музеи
Толстовский центр на Пятницкой, 12

Толстовский центр на Пятницкой, 12

В Толстовском центре на Пятницкой, 12 проходят крупные тематические и фондовые выставки из собраний музея, детские музейные программы, вечера-встречи с деятелями культуры, концерты.

Здание является памятником архитектуры конца XVIII века (возведено в 1789-1795 гг.) и примечательно тем, что входило в ряд строений, одно из которых в 1857-1858 гг. снимал молодой Толстой, вернувшийся с Крымской войны. К тому времени он уже был известным писателем. Жизнь в Замоскворечье сблизила Толстого с А. Н. Островским, А. А. Фетом. Бывали у Толстого на Пятницкой М. Е. Салтыков-Щедрин, Б. Н. Чичерин, братья Аксаковы. Здесь писатель напряженно работал над «Казаками», рассказами «Погибший» («Альберт»), «Три смерти».

(Нет голосов)
Дома
Парк «Музеон»

Парк «Музеон»

Крымский Вал

Парк искусств Музеон сегодня не только популярное место отдыха с большой культурной программой. Это ещё и музей, собрание скульптуры ХХ века под открытым небом.

3.3
Памятники
Дзержинский Ф. Э.

Дзержинский Ф. Э.

Крымский Вал ул., вл. 2

3.3
Дома
«Красный Октябрь»

«Красный Октябрь»

Берсеневская наб., д. 6, стр. 2, 3

Архитектура и шоколад, проверенные временем.

3.6
Дома
Дом купцов Варгиных

Дом купцов Варгиных

Пятницкая ул., 16

Вытянувшийся вдоль Пятницкой улицы трёхэтажный дом № 16 принадлежал купцам Варгиным в XIX веке. В его основе флигель большой купеческой усадьбы XVIII столетия купца Р. И. Журавлёва. Главный дом сгорел в пожаре 1812 года. Впоследствии он был восстановлен и над ним надстроен мезонин. В конце 1820-х годов всё огромное владение перешло к Варгиным. В части помещений размещалось мелкое производство.

2.94
Дома
Особняк Рихтера

Особняк Рихтера

Пятницкая ул., 42

Дом №42 по Пятницкой улице представляет собой типичный городской особняк. Композиция его фасада симметрична и основана на противопоставлении низкого цокольного этажа высокому парадному второму. Дом был построен в середине XIX века, возможно, по проекту архитектора Фёдора Фёдоровича Рихтера. Если авторство Ф. Ф. Рихтера подтвердится, это будет редкий образец частного дома, построенного по его проекту.

3.29
Дома
Дом завода «Геодезия» архитектора  К. Н. Афанасьева

Дом завода «Геодезия» архитектора К. Н. Афанасьева

Пятницкая ул., 59

Самый высокий дом Пятницкой улицы десятиэтажный дом № 59 - классика сталинского стиля – построенный в 1938 году для завода «Геодезия» по проекту архитектора К. Н. Афанасьева.
В оформлении фасадов здания чувствуются мотивы итальянского Ренессанса: лоджии с парными проёмами на боковых крыльях и арками-порталами в нижней части, расчленение плоскости стен в средней части дома горизонтальными тягами красивого профиля.

3.25