ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Круговое депо

2.8
Это первое паровозное депо Москвы, построенное в 1846-1851 годах по проекту выдающегося российского архитектора Константина Тона, автора таких сооружений как Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя, а также зданий и сооружений первой железнодорожной магистрали России - линии Санкт-Петербург - Москва.
  • Круговое депо
+ -

Это первое паровозное депо Москвы, построенное в 1846 — 1851 годах по проекту выдающегося российского архитектора Константина Тона, автора таких сооружений как Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя, а также зданий и сооружений первой железнодорожной магистрали России — линии Санкт-Петербург — Москва.

Московское депо располагалось не на ровной площадке, а на высоком берегу Красного пруда, поэтому в его типовой проект пришлось вносить изменения. При депо не был построен корпус для механических мастерских и устройств водоснабжения паровозов - его построили в другом месте. Поэтому рядом с депо возвели массивную водонапорную башню, объединённую вместе с ним в архитектурный ансамбль множеством общих деталей – сдвоенными арочными окнами на фасадах, фигурными кирпичными карнизами. Архитектура депо и башни ассоциируется с крепостью или замком, и это объяснимо – зарождавшийся русский железнодорожный стиль искал аналоги в известной крепостной или церковной архитектуре.

Депо представляет собой круглое в плане здание, разделённое на 22 сектора (стойла), из которых 2 были проездными. Все стойла перекрывались кирпичными сводами с трубами для отвода паровозного дыма. Во внутреннем дворе здания находился поворотный круг, служивший для разворачивания паровозов и направления их в нужное стойло или на выезд из депо. В первые 20 лет работы депо поворотный круг был деревянным, позже его заменили металлическим. Для защиты круга от дождя и снега над внутренним двором был устроен лёгкий металлический купол.

Сочетание трёх высотных доминант – купола депо, водонапорной башни и часовой башни вокзала, расположенных на берегу водоёма – создало поразительный архитектурно-природный комплекс, запечатлённый во множестве произведений середины XIX века. Круговое депо в Москве – единственная из служебных построек Петербургско-Московской железной дороги, подробно описанная в путеводителе 1853 года.

В последующие годы депо неоднократно перестраивалось. Утрачен металлический купол, поворотный круг, разобраны рельсы. Однако, здание сохранило весь свой объём и структуру, уцелели многие элементы декора.

Несмотря на имеющийся у депо статус памятника, существует угроза его полной или частичной утраты.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Ленин на колесах

Ленин на колесах

Пр. Комсомольской площади, д.3Б

Самый удивительный памятник В.И.Ленину

3.9
Дома
Здание Московской таможни, XIX в

Здание Московской таможни, XIX в

Комсомольская пл., д. 1, стр. 1

Здание Московской таможни на Комсомольской площади – интересный пример административно-технического строительства в России середины XIX в.

(Нет голосов)
Дома
Богадельня им. И.Н. Геера

Богадельня им. И.Н. Геера

Верхняя Красносельская ул., д. 15, стр. 1

В аптеке при этой богадельне вы могли получить лекарства по льготным ценам, а то и вовсе бесплатно!

3.86
Дома
Гостиница "Ленинградская"

Гостиница "Ленинградская"

Каланчевская ул., д. 21/40

В 2005-2008 годах в гостинице проводились реставрационные работы. Комплексная реставрация высотного здания Москвы имела место впервые.

3.78
Дома
Жилой дом Абрикосовых

Жилой дом Абрикосовых

М. Красносельская ул., д. 7, стр. 31

Дом будто бы нарочно сделан «говорящим»: его фасады демонстрируют, что именно производили хозяева.

3.97
Памятники
Рабочим, павшим за Родину

Рабочим, павшим за Родину

3-я Рыбинская ул., д. 18

3.3
Памятники
Памятник первому министру путей сообщения

Памятник первому министру путей сообщения

Комсомольская пл.

Павел Петрович Мельников (1804—1880) — механик, инженер, один из авторов проекта железной дороги Петербург — Москва. Профессор прикладной математики и автор трудов по теории железнодорожного дела.

(Нет голосов)
Дома
Станция метро «Комсомольская» (кольцевая)

Станция метро «Комсомольская» (кольцевая)

Дата открытия: 30.01.1952
Открыта в составе участка «Курская» - «Белорусская».
Проект переименования: Каланчевская (1991), Три вокзала (1992)

3.96
Памятники
Ленин В. И.

Ленин В. И.

3-я Рыбинская ул., д. 17

(Нет голосов)
Дома
Клуб «Буревестник»

Клуб «Буревестник»

3-я Рыбинская ул., д.17

Одно из самых необычных зданий довоенной Москвы, которое вступает в спор с расположенным напротив особняком в стиле модерн.

3.83
Памятники
Памятник создателям российских железных дорог

Памятник создателям российских железных дорог

Казанского вокзала пл.

3.3
Дома
Особняк И.Л. Динга

Особняк И.Л. Динга

Ул. 3-я Рыбинская, д. 22, стр. 4

Удивительно, что у дома – такое прозаическое назначение: он появился на свет в качестве административного здания при конфетной и макаронной фабриках.

3.58