ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Круговое депо

2.8
Это первое паровозное депо Москвы, построенное в 1846-1851 годах по проекту выдающегося российского архитектора Константина Тона, автора таких сооружений как Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя, а также зданий и сооружений первой железнодорожной магистрали России - линии Санкт-Петербург - Москва.
  • Круговое депо
+ -

Это первое паровозное депо Москвы, построенное в 1846 — 1851 годах по проекту выдающегося российского архитектора Константина Тона, автора таких сооружений как Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя, а также зданий и сооружений первой железнодорожной магистрали России — линии Санкт-Петербург — Москва.

Московское депо располагалось не на ровной площадке, а на высоком берегу Красного пруда, поэтому в его типовой проект пришлось вносить изменения. При депо не был построен корпус для механических мастерских и устройств водоснабжения паровозов - его построили в другом месте. Поэтому рядом с депо возвели массивную водонапорную башню, объединённую вместе с ним в архитектурный ансамбль множеством общих деталей – сдвоенными арочными окнами на фасадах, фигурными кирпичными карнизами. Архитектура депо и башни ассоциируется с крепостью или замком, и это объяснимо – зарождавшийся русский железнодорожный стиль искал аналоги в известной крепостной или церковной архитектуре.

Депо представляет собой круглое в плане здание, разделённое на 22 сектора (стойла), из которых 2 были проездными. Все стойла перекрывались кирпичными сводами с трубами для отвода паровозного дыма. Во внутреннем дворе здания находился поворотный круг, служивший для разворачивания паровозов и направления их в нужное стойло или на выезд из депо. В первые 20 лет работы депо поворотный круг был деревянным, позже его заменили металлическим. Для защиты круга от дождя и снега над внутренним двором был устроен лёгкий металлический купол.

Сочетание трёх высотных доминант – купола депо, водонапорной башни и часовой башни вокзала, расположенных на берегу водоёма – создало поразительный архитектурно-природный комплекс, запечатлённый во множестве произведений середины XIX века. Круговое депо в Москве – единственная из служебных построек Петербургско-Московской железной дороги, подробно описанная в путеводителе 1853 года.

В последующие годы депо неоднократно перестраивалось. Утрачен металлический купол, поворотный круг, разобраны рельсы. Однако, здание сохранило весь свой объём и структуру, уцелели многие элементы декора.

Несмотря на имеющийся у депо статус памятника, существует угроза его полной или частичной утраты.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Здание Московской таможни, XIX в

Здание Московской таможни, XIX в

Комсомольская пл., д. 1, стр. 1

Здание Московской таможни на Комсомольской площади – интересный пример административно-технического строительства в России середины XIX в.

(Нет голосов)
Памятники
Ленин В. И.

Ленин В. И.

3-я Рыбинская ул., д. 17

(Нет голосов)
Дома
Станция метро «Комсомольская» (кольцевая)

Станция метро «Комсомольская» (кольцевая)

Дата открытия: 30.01.1952
Открыта в составе участка «Курская» - «Белорусская».
Проект переименования: Каланчевская (1991), Три вокзала (1992)

Рейтинг: 3.9
Памятники
Ленин на колесах

Ленин на колесах

Пр. Комсомольской площади, д.3Б

Самый удивительный памятник В.И.Ленину

Рейтинг: 3.9
Дома
Богадельня им. И.Н. Геера

Богадельня им. И.Н. Геера

Верхняя Красносельская ул., д. 15, стр. 1

В аптеке при этой богадельне вы могли получить лекарства по льготным ценам, а то и вовсе бесплатно!

Рейтинг: 3.86
Памятники
Памятник первому министру путей сообщения

Памятник первому министру путей сообщения

Комсомольская пл.

Павел Петрович Мельников (1804—1880) — механик, инженер, один из авторов проекта железной дороги Петербург — Москва. Профессор прикладной математики и автор трудов по теории железнодорожного дела.

(Нет голосов)
Памятники
Рабочим, павшим за Родину

Рабочим, павшим за Родину

3-я Рыбинская ул., д. 18

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом Абрикосовых

Жилой дом Абрикосовых

М. Красносельская ул., д. 7, стр. 31

Дом будто бы нарочно сделан «говорящим»: его фасады демонстрируют, что именно производили хозяева.

Рейтинг: 3.96
Дома
Клуб «Буревестник»

Клуб «Буревестник»

3-я Рыбинская ул., д.17

Одно из самых необычных зданий довоенной Москвы, которое вступает в спор с расположенным напротив особняком в стиле модерн.

Рейтинг: 3.83
Памятники
Памятник создателям российских железных дорог

Памятник создателям российских железных дорог

Казанского вокзала пл.

(Нет голосов)
Дома
Особняк И.Л. Динга

Особняк И.Л. Динга

Ул. 3-я Рыбинская, д. 22, стр. 4

Удивительно, что у дома – такое прозаическое назначение: он появился на свет в качестве административного здания при конфетной и макаронной фабриках.

Рейтинг: 3.33
Дома
Гостиница "Ленинградская"

Гостиница "Ленинградская"

Каланчевская ул., д. 21/40

В 2005-2008 годах в гостинице проводились реставрационные работы. Комплексная реставрация высотного здания Москвы имела место впервые.

Рейтинг: 3.78