Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Ленинградский вокзал

Ленинградский вокзал

ЦАО, Комсомольская пл., дом 3
Комсомольская
Первый железнодорожный вокзал Москвы построен в конце 1840-х годов по проекту выдающегося русского архитектора Константина Тона. Движение поездов по Петербургско-Московской железной дороге открыто 1 ноября 1851 года.
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Русско-византийский стиль
Годы постройки:
1851
Архитекторы:
К.А. Тон
Назначение постройки
Вокзал

Информация о здании

Первый железнодорожный вокзал Москвы построен в конце 1840-х годов по проекту выдающегося русского архитектора Константина Тона. Движение поездов по Петербургско-Московской железной дороге открыто 1 ноября 1851 года.

Основная часть вокзала была решена в русско-византийском стиле, как и другие постройки К. Тона – Оружейная палата, Большой Кремлёвский дворец, храм Христа Спасителя и др. Вокзал имеет общие детали с постройками Петербургско-Московской железной дороги, создавая с ними единый архитектурный ансамбль.

Вокзал являлся тупиковым, на Каланчёвскую площадь выходил его центральный объём, за которым располагались пути и платформы для прибытия и отправления поездов, перекрытые металлическим дебаркадером. Со стороны Каланчёвской площади сверхсовременный для своего времени дебаркадер был скрыт фасадом вокзала. Двухэтажная центральная часть заканчивалась башней с часами, выполненной по мотивам западноевропейских ратуш и башни Городской Думы в Петербурге. В центральной части вокзала находились залы ожидания, а вдоль путей были расположены залы для пассажиров 1-го, 2-го и 3-го класса, багажные отделения, помещения для императорской фамилии. Перед отправлением поезда давались три сигнала звонками: первый звонок призывал пассажиров занять свои места, второй сообщал об окончании посадки, третий являлся сигналом к отправлению поезда.

В 1855 году вокзал вместе с железной дорогой получил название Николаевского в честь императора Николая I, по решению которого была построена железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой.

Все крупные изменения, происходившие с другими вокзалами в XIX и первой половине ХХ века, Николаевский вокзал не затронули, были сделаны только небольшие перепланировки и реконструкции. Исключением стало только название: с 1923 года вокзал стал Октябрьским, с 1937 – Ленинградским.

В 1974 году вокзал впервые был серьёзно реконструирован. На месте дебаркадера появился большой зал для пассажиров, построены новые кассовые залы и другие помещения. Без изменений осталась только часть здания, выходящая на Каланчёвскую площадь.

Ленинградский вокзал – единственный в Москве, не относящийся к Московской железной дороге, и подчиняющийся, как и полтора века назад, железной дороге Санкт-Петербурга.

Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Площадь Красные ворота
icon
Здесь стояла одна из самых красивых триумфальных арок.
Памятник Георгию Победоносцу
icon
Святой Георгий считается покровителем воинства.
Комсомольская пл., д. 3-5
Комсомольская
Памятник создателям российских железных дорог
icon
Казанского вокзала пл.
Комсомольская
star-icon
3.5
Памятник В.И. Ленину на Комсомольской площади
icon
Мягкость линий фигуры и спокойный образ выделяют этот памятник на фоне других, посвященных вождю.
Комсомольская пл.
Комсомольская
star-icon
3.3
Новая Басманная улица
icon
История Капитанской слободы.
Новая Басманная улица
Красные ворота