Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Музыкальный павильон с конными скульптурными группами

Музыкальный павильон с конными скульптурными группами

Ул. Старые Кузьминки, д. 14 (Tополевая аллея, д. 6)
Люблино
Музыкальный павильон Конного двора Кузьминок — самая узнаваемая постройка усадьбы.
star-icon
3.1
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Классицизм
Годы постройки:
1819-1823
Архитекторы:
Д.И. Жилярди
Назначение постройки
Павильон

Информация о здании

Музыкальный павильон Конного двора Кузьминок — самая узнаваемая постройка усадьбы. Это не только лицо Кузьминок, но и обобщенный образ подмосковных усадеб своего времени. Он расположен на противоположном от главного дома берегу пруда и занимает ключевое место в усадебном пейзаже, формируя виды с разных ее точек: от главного дома, с въездной площадки и из парка. Павильон строился в 1819-23 гг. по заказу Сергея Михайловича Голицына, ставшего с 1821 г. единоличным владельцем имения. Именно при нем Кузьминки входят в число наиболее известных подмосковных, встав в один ряд с Останкиным, Архангельским и Кусковом.

По заказу С.М. Голицына перестройкой усадебного ансамбля занимался один из наиболее выдающихся архитекторов того времени — Доменико (или, по-русски, Дементий Иванович) Жилярди, начинавший работать в этой усадьбе еще в 1811 г., вместе со своим отцом, Иваном (Джованни Баттиста) Жилярди, и посвятивший этой усадьбе в общей сложности двадцать лет. Кузьминки стали самой известной его усадебной постройкой.

С 1819 г. Жилярди занимался реконструкцией комплекса старого каменного Конного двора рубежа XVIII-XIX вв., формируя новый ансамбль, выстроенный в форме каре и обращенный в сторону усадебного дома. Его центром стал знаменитый Музыкальный павильон. Здесь во время праздников на реке и катания на лодках играл знаменитый оркестр рожечников, одна из московских достопримечательностей той поры.

Павильон строился как легкое деревянное сооружение (важны были акустические качества дерева), почти не имеющее объема: практически всю плоскость его фасада занимала огромная оркестровая ниша-экседра с вписанной в нее двойной тосканской колоннадой, аттик которой увенчан скульптурной группой муз и Аполлона с лирой, символизирующей назначение павильона. Фасадная стена оформлена рустовкой до уровня карниза колоннады, выше помещены медальоны с рельефами музицирующих амуров.

Плоскость стены служит фоном для установленных по сторонам арки скульптурных групп. Вначале, при С.М. Голицыне, это были гипсовые копии римских статуй с холма Монте-Кавалло. В 1846 г. они были заменены отливками двух из четырех знаменитых конных статуй П.К. Клодта, выполненных им в 1841 г. для Аничкова моста в Петербурге. Эти статуи были довольно популярны в усадебном строительстве: их копии, помимо Кузьминок, были установлены в Петергофе и в Стрельне (под Санкт-Петербургом) у дворца графа Алексея Федоровича Орлова, а также подарены Николаем I прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и королю обеих Сицилий Фердинанду II Бурбону (последние сейчас установлены перед королевским дворцом в Неаполе). В Москве кузьминские статуи тоже не единственные: в 1900-е гг. сын скульптора К.П. Клодт при участии С.М. Волнухина выполнил копии скульптур, украсившие Беговую аллею около ипподрома.

Скульптуры из Кузьминок, в отличие от бронзовых оригиналов, были отлиты из чугуна на голицынских чугунолитейных заводах, как и все чугунное литье, до настоящего времени обильно украшающее усадьбу.

В 1978 г. Музыкальный павильон сгорел и позже был выстроен заново.

Автор статьи: Галина Малясова
Распечатать статью

Интересное рядом (9)

Зал "Мир" Музея К.Г. Паустовского (Корчма на Брагинке)
icon
Залы музея трансформированы в экспозиционно-художественные модели. В определенной последовательности возникают пять философско-поэтических «Экосов», объединенных главным образом – образом дороги. Четвертая тема – «Мир» – открытая среда, в которой происходит триумфальное шествие мастера в пространстве русской и мировой культуры XX века.
Церковь Влахернской Иконы Божьей Матери
icon
ЛюблиноВолжскаяЮго-Восточная
Гроты (Кузьминки-Люблино)
icon
ЛюблиноВолжская
star-icon
3.3
Зал "Дом" музея К.Г. Паустовского
icon
Залы музея трансформированы в экспозиционно-художественные модели. В определенной последовательности возникают пять философско-поэтических «Экосов», объединенных главным образом – образом дороги. Пятая, последняя, тема – «Дом» – идеальное пространство, в котором писатель обретает душевный покой и реализует извечное стремление к гармоничному бытию художника в природе и творчестве.
Зал "Дом" музея К.Г. Паустовского
icon
Залы музея трансформированы в экспозиционно-художественные модели. В определенной последовательности возникают пять философско-поэтических «Экосов», объединенных главным образом – образом дороги. Пятая, последняя, тема – «Дом» – идеальное пространство, в котором писатель обретает душевный покой и реализует извечное стремление к гармоничному бытию художника в природе и творчестве.
Конный двор
icon
ЛюблиноВолжская
Жилярди Доменико
icon
star-icon
3.5
Галерея «Выхино»
icon
г. Москва, ул. Ташкентская, д. 9
ВыхиноЮго-Восточная