ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк инженера-технолога Я. А. Полякова

Большой Николопесковский пер., д. 9, стр. 1
объект культурного наследия регионального значения
3.56
Между старым и Новым Арбатом в артистическом квартале около театрального института им. Бориса Щукина и театра им. Евгения Вахтангова притаился небольшой особняк, стиснутый высокими доходными домами Большого Николопесковского переулка.
  • Особняк инженера-технолога Я. А. Полякова
+ -

Между старым и Новым Арбатом в артистическом квартале около театрального института им. Бориса Щукина и театра им. Евгения Вахтангова притаился небольшой особняк, стиснутый высокими доходными домами Большого Николопесковского переулка. Такое непростое название переулок получил от церкви Николая Чудотворца, что на Песках, по-другому называвшейся «церковью Николы, что на желтых песках, в Стрелецкой слободе» XVII века, которая находилась на месте дома «Энергетик» (дом № 6).

Интересующий же нас дом № 9 – особняк инженера-технолога Я. А. Полякова построен в 1898 году архитектором Илларионом Александровичем Ивановым-Шицем. Архитектор Иванов-Шиц, признанный мастер модерна, нашел свой уникальный почерк в сочетании строгих и чётких форм с греческим классическим стилем в оформлении фасадов зданий. Преимущественно Иванов-Шиц строил общественные здания: университет им. Л.А. Шанявского на Миусской площади, Купеческий клуб на Малой Дмитровке, Солдатёнковская больница (ныне - больница имени Боткина) и т.д. Одна из самых известных частных построек Иванова-Шица – особняк Н.А. Терентьева в Петровском переулке.

Частный дом архитектора Полякова – яркий образец модного в то время стиля «неогрек». Яков Александрович Поляков происходил из богатого купеческого рода, его дядя Николай Яковлевич в середине XIX века приобрел ткацкую фабрику и наладил там производство. Вскоре к делу присоединяется его брат Александр, фабрика перестраивается и реорганизуется, и в 1871 года впервые упоминается в «Атласе промышленных заведений Московской губернии» как предприятие, на котором работало 450 человек. В конце 1880-х годов Поляковы объединили все свои предприятия в Товарищество Знаменской мануфактуры. В начале XX века их капиталы составляли от 3 до 4 миллионов рублей, а ежегодная прибыль — до 200 тысяч. Яков Поляков стал директором одной из фабрик в селе Баньки около современного Красногорска. О Полякове говорили, что «он – положительно местный благодетель».

Яков Поляков был родственником Константина Бальмонта, их роднила женитьба на сестрах из купеческой семьи Андреевых, и поэт часто бывал в их доме в Большом Николопесковском переулке. Часто бывал у Якова Полякова и Валерий Брюсов. Брюсов оказал большое влияние на его брата Сергея Полякова. Тот вскоре открыл издательство «Скорпион», где ведущую роль играл В.Я. Брюсов, а затем стал издателем журнала символистов «Весы».

В советское время в доме располагался институт имени К. Либкнехта, с 1934 года – посольство Польши. Во времена второй мировой войны здесь была британская военная миссия, сейчас же особняк занят резиденцией посла Мексики. 

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом Наркомфина

Дом Наркомфина

Новинский бульвар, д. 25, к.1

Дом является памятником архитектуры конструктивизма.

(Нет голосов)
Памятники
Шолохов М. А.

Шолохов М. А.

Гоголевский б-р (напротив д. 10)

(Нет голосов)
Дома
Дом Коробковой

Дом Коробковой

Тверской бул., д. 6

Дом охранял дракон, но все же не уберег его от пожара и артобстрела

3.27
Дома
Ресторан Прага

Ресторан Прага

ул. Арбат, 2/1

Двухэтажный дом со скруглённым углом был построен в конце XVIII века. Долгое время квартиры в нём сдавались внаём, а во второй половине XIX столетия здесь открылся трактир «Прага». Чаще всего в трактире можно было видеть извозчиков, которые переделали незнакомое иностранное название в родное «Брага».

3.72
Музеи
Государственный музей искусства народов Востока

Государственный музей искусства народов Востока

В музее хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, а также археологические экспонаты из более чем ста стран.

Музей возник в 1918 году на волне интереса советской власти к сохранению мирового наследия: за пять послереволюционных лет было открыто более 250 музеев по стране. На тот момент в фонд Музея Востока, или Ars Asiatica, как он тогда назывался, вошли восточные коллекции Национального музейного фонда, музея бывшего Строгановского училища, ковровых и антикварных магазинов, складов «Северной компании». Со временем музею передали свои восточные коллекции Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Политехнический музей и многие другие. Также фонд значительно расширялся благодаря частным собраниям, закупочным и археологическим экспедициям. Многие экспонаты были переданы в дар музею входящими в состав СССР республиками и союзными странами. Особое место в постоянной экспозиции советского периода занимал раздел «Образ вождей пролетарской революции в искусстве нацреспублик». В частности, можно было увидеть, как в творчестве художников советского Востока раскрывается образ Ленина.

Окончательное местоположение музея и его коллекции было определено не сразу. Среди бывших залов Музея Востока − дом Гиршмана у Красных ворот, Исторический музей, Строгановское училище, Цветковская галерея на Кропоткинской набережной и здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле.

Сегодня древнейшая китайская керамика II тысячелетия до н. э. соседствует здесь с традиционными ритуальными предметами из Бурятии, которые неопытному глазу кажутся такими же древними, как и китайские, но на деле созданы не более ста лет назад. Это создает иллюзию, будто на Востоке время идет иначе, а где-то и вовсе остановилось. На одном этаже можно увидеть шедевр мирового значения − ворсовый шелковый ковер из Индии XVII века − и современный шерстяной ковер из Афганистана, где в традиционный узор совершенно естественно вплетены изображения танков и автоматов Калашникова. Если понятие «дизайн» применимо к древности, то за тысячи лет в азиатском дизайне мало что изменилось.

Каждый зал или группа залов музея посвящены отдельной стране или региону Востока: таким образом, начав с Ирана, вы заканчиваете путешествие в Казахстане, успев осмотреть щит из кожи носорога в Индии, гигантские маски для буддистской религиозной мистерии Цам в Монголии, японские боевые мечи катана, китайские баночки для сверчков, индонезийский теневой театр, рукописную книгу на пальмовых листьях в Лаосе, ковры Кавказа и вышивки сюзани в Узбекистане. В японском зале представлена уникальная фигурная композиция: белоснежный орел на сосне на фоне ширмы с изображением бушующего моря. Фигура орла выполнена в сложнейшей технике комбинированной сборки: туловище и крылья изготовлены из дерева, а оперение состоит из 1500 отдельных пластин слоновой кости. Но особенно интересно то, что эта композиция была привезена в Россию в 1896 году в качестве подарка Николаю II по случаю его коронации от японского императора Мэйдзи. Самого императора в составе делегации, прибывшей в Россию, не было, императорскую семью представлял принц Саданару Фушима. У всех ваз, кувшинов, мечей и ковров, у каждого предмета своя история. И у этих историй есть хранители. В научно-исследовательском институте при музее работает более 300 специалистов.

По-настоящему неожиданным после такого путешествия по традиционному Востоку становится последний зал живописи Кавказа и Средней Азии, где особого внимания заслуживают работы крупнейших мировых художников XX века Нико Пиросмани и Мартироса Сарьяна.

(Нет голосов)
Дома
Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Смоленская площадь, д. 13/21

Одна из двух пар станций с одинаковыми названиями, не соединенными переходами.

3.55
Дома
Церковь Николы на Щепах

Церковь Николы на Щепах

1-й Смоленский пер., д. 20, стр. 1

Ещё в начале 1990-х годов церковь здесь будто бы и не существовала. Изуродованное здание больше напоминало неухоженный заводской корпус, чем 300-летний храм.

3.4
Территории
Кудринская площадь

Кудринская площадь

В XIV в. здесь располагалось село Кудрино и двор героя Куликовской битвы – князя Владимира Андреевича Храброго.

(Нет голосов)
Дома
Высотка на Кудринской площади

Высотка на Кудринской площади

Кудринская пл., д. 1

«Шли ребята мимо зданья, Что на площади Восстанья». С. Михалков.

3.91