Особняк, расположенный по адресу Пречистенский переулок, дом 8, строение 1 - один из немногих примеров в Москве, где стиль модерн гармонично сочетается с элементами рококо, создавая неповторимую атмосферу элегантности и изысканности. Здание было построено в 1902–1903 годах по проекту известного архитектора В. Ф. Валькота Московским торгово-строительным обществом, возглавлял которое Яков Рекк. Возведен дом на месте старой усадьбы князя И. А. Гагарина, сгоревшей в 1812 году. Стиль и облик строения зависел не от предпочтений заказчика, а от фантазии и индивидуальности зодчего. Вопреки канонам модерна здание симметрично. Центральный ризалит посередине — это главный вход в особняк. Фасад облицован сверкающей глазурованной бледно-фиолетовый плиткой. Округлым очертаниям орнаментов вторят округлые оконные и дверные проемы. Дом строился "под ключ", после чего был выставлен на продажу. Покупателем стал Карл Гутхейль, сын известного нотного издателя Александра Богдановича Гутхейля.
В середине XIX века Александр Гутхейль основал в Москве музыкально-издательскую компанию. Фирма Гутхейля стала одной из крупнейших в России, издавая произведения русских и западноевропейских композиторов, включая С. В. Рахманинова, М. А. Балакирева, Ш. Гуно, Дж. Верди и многих других. В 1914 году, после начала Первой мировой войны и роста антигерманских настроений, Карл Гутхейль был вынужден продать издательство и эмигрировать в Германию.
После революции 1917 года здание использовалось для различных государственных нужд: здесь был устроен дошкольный детский дом, а затем Центральный дом детского коммунистического движения. В 1960 году дворовая часть особняка была надстроена вторым этажом. В том же году под жилое помещение была переделана открытая терраса со стороны восточного фасада. Остались лишь парадные помещения, чьё декоративное убранство сохранилось до наших дней.
Реставрация особняка К. А. Гутхейля, завершённая в 2011 году, стала настоящим вызовом для архитекторов и реставраторов. Особое внимание было уделено сохранению исторической аутентичности здания. Реставрационные работы проводились по проекту Е.Г. Кокорева.
Особняк был облицован керамической плиткой, которая с годами начала трескаться и выцветать. Реставраторы не только устранили все повреждения, но и создали новые плитки, которые точно соответствовали оригиналу по форме и цвету. Для сохранения эффекта игры цвета на фасаде было использовано пять различных оттенков плитки. Кроме того, были восстановлены лепные панно с изображением младенцев путти - маленьких мальчиков с крыльями, которые являются излюбленным декоративным мотивом в искусстве.
Витражи, украшающие особняк, были в плачевном состоянии. Некоторые из них пришлось демонтировать и отправить в специализированные мастерские для реставрации. Особенно сложным оказался витраж в холле, изображающий голубое небо, летящих птиц и стилизованные цветы. Витражи были восстановлены с использованием традиционных технологий, что позволило вернуть им первоначальный блеск и цветовую насыщенность.
Внутренние помещения особняка сохранили многие элементы оригинальной отделки, такие как деревянные кессонированные потолки, мраморные колонны и гипсовая лепнина. Эти элементы были тщательно отреставрированы на месте. Особое внимание было уделено восстановлению парадной лестницы, каминов и дубовых панелей.
Работы по укреплению фундамента включали его инъектирование специальными составами для предотвращения дальнейшего разрушения. Кровля была полностью заменена, а стропильная система усилена металлическими конструкциями. Это позволило не только сохранить здание, но и обеспечить его сохранность в условиях современной городской среды.
Металлическая ограда, выполненная по проекту Валькота, была восстановлена в точном соответствии с оригиналом.
Реставрационные работы позволили вернуть особняку Гутхейля его историческую значимость и архитектурное великолепие. Проект был удостоен премии конкурса «Московская реставрация» в 2012 году, став одним из лучших примеров бережного отношения к культурному наследию Москвы.
С 1958 года особняк, который заслуженно является одной из жемчужин московского модерна, занимает посольство Марокко.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.