ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Палаты Симона Ушакова

Ипатьевский переулок, дом 12, строение 1 и 2 (здание и флигель), середина ХVII века.
объект культурного наследия федерального значения
3.84
Палаты московского иконописца  Симона (Пимена) Федоровича Ушакова я были возведены в 1650-1670-х годах в Ипатьевском переулке в стиле «Русское узорочье», имели три этажа и в них располагалась иконописная мастерская.
+ -

В Москве мы можем назвать не так много исторических зданий, связанных с иконописными мастерскими вообще и именами известных русских иконописцев в частности. Особенно, если это относится к эпохе ХV-ХVII веков. Одно из дошедших до нас зданий - палаты царского изографа Симона Ушакова. Но обо всем по порядку.
     Палаты как тип каменного сооружения появились в архитектуре Москвы в ХV веке, строились в веке ХVI. Но наиболее массовое строительство палат приходится на ХVII век, особенно на его середину. Это сводчатые в камне здания, одно или двухэтажные, реже трехэтажные бесстолпные или с одним столпом, имели на фасадах декор, сочетающий в себе элементы либо «русского узорочья», либо московского барокко, а иногда и того и другого. Именно такие палаты были возведены около 1650-1670-х годов во владении, хозяином которого в середине ХVII века был купец Иван Чулков в Ипатьевском переулке.
    В 1652 году купеческие палаты были переданы ведущему иконописцу того времени московской школы, «царскому изографу» Симону Федоровичу Ушакову. Считается, что Симоном  его  прозвали, а настоящее имя его Пимен. В этих палатах он устроил иконописную мастерскую.
   Имя Симона Ушакова стоит на переломном моменте истории иконописания в России, который характеризуется переходом от эпохи древнерусской иконы, связанной с такими именами как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, к наступавшему периоду европизации искусства и появлении «фряжских» икон, так называемому «живоподобию»  и реалистичности.  Талант иконописца такого масштаба проявился в умении найти особую форму письма, которая соединяла в себе эти две эпохи.
     Палаты той эпохи представляли собой трехэтажное здание, в котором два верхних этажа были жилыми. Нижний этаж-подклет имел сени, объединявшие четыре сводчатые палаты со стенами, облицованные до пят кирпичных сводов белым камнем. Рядом располагался флигель, который соединялся с палатами с помощью ворот из трех арок, над которыми был переход между зданиями.
    Палаты по фасаду были украшены нарядными каменными наличниками в виде наборных колонок и килевидного завершения - характерным украшением для «русского узорочья». Согласно исследованиям, парадный фасад был обращен не на переулок, а во двор. В этом здании Ушаков провел свои последние 11 лет.
    В начале 19 века на втором и третьем этажах своды были разрушены, пробиты новые окна и дверные проемы, а часть старых растесаны. Здания изменили свой облик до неузнаваемости.
    Существующему восстановленному виду мы обязаны реставраторам. В 1956 году архитектор-реставратор Петр Барановский провел предварительное обследование памятника, а в 1962-1963 годах – более детальное.  В 1982 году на основе этих исследований была проведена реставрация. Авторы проекта архитекторы И.Казакевич и Е.Жаворонкова восстановили первоначальный облик здания. По обнаруженным в кладке стен вокруг оконных проемов «хвостам» кирпичей был восстановлен декор окон второго этажа с «дыньками» и набором колонок. Красоту восстановленного декора можно увидеть через решетку ворот. На сегодняшний день здание занимает казначейство. Является памятником федерального значения.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Славяно-Греко-Латинская Академия, XVII-XVIII вв.  Заиконоспасский монастырь.

Славяно-Греко-Латинская Академия, XVII-XVIII вв. Заиконоспасский монастырь.

Никольская ул., д. 7-9, стр. 1, 2-5, 3

Комплекс Заиконоспасского монастыря – Славяно-греко-латинская академия на ул. Никольской в Китай-городе – один из наиболее значительных памятников не только архитектуры, но русской культуры в целом, поскольку более века в этом комплексе располагалась первая русская учебная академия (особое значение

3.3
Дома
Ивановский монастырь

Ивановский монастырь

Малый Ивановский пер., 2

Два самых известных эпизода его истории связаны с женщинами: Салтычихой и Досифеей.

3.31
Дома
Опекунский совет

Опекунский совет

Ул. Солянка, д. 14

Совершенно неслучайно Опекунский совет находится рядом с Воспитательным домом.

3.35
Дома
Палаты Сверчковых

Палаты Сверчковых

Сверчков переулок, д.8 стр. 3

Палаты XVII века.

3.91
Дома
Заиконоспасский монастырь

Заиконоспасский монастырь

Никольская ул., д. 7/9, стр. 4

Колыбель российского высшего образования – как духовного, так и светского.

3.66
Дома
Жилой дом на Неглинной

Жилой дом на Неглинной

Ул. Неглинная, д. 10

В 1826 г. в этом доме открылся знаменитый впоследствии ресторан «Яр».

3.25
Дома
Дом с атлантами

Дом с атлантами

Солянка ул., д. 7, стр. 1

Здание представляет историко-культурную ценность как образец экспериментального для своего времени доходного элитного малоквартирного дома, у которого было самое современное техническое оснащение.

3.59
Дома
Усадьба Толстых-Мещерских

Усадьба Толстых-Мещерских

Ул. Покровка, д. 3/7, стр. 1а

Уже во второй половине XIX века усадьба превратилась в доходное владение.

3.44
Дома
Малый театр

Малый театр

Театральный пр., д. 1

Государственный академический Малый театр – старейший русский драматический театр в Москве.

3.66
Дома
Дом жилой, XVII-XIX вв.

Дом жилой, XVII-XIX вв.

Старосадский пер., д. 9, стр. 1

В Старосадском переулке, д. 9, стр. 1 расположено кирпичное здание, выходящее фасадом в переулок, хорошо известное всем исследователям истории Москвы, любимая многими «Историчка» - Государственная публичная историческая библиотека.

3.64
Дома
Доходный дом с магазинами Московского купеческого общества

Доходный дом с магазинами Московского купеческого общества

Ул. Неглинная, д. 8/10

Строительство дома было отмечено одной из самых серьезных техногенных катастроф XIX века в Москве.

3.33