ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Пассаж Ф. К. Сан-Галли

3.33
Именно здесь открылись первые модные французские лавки, принесшие на долгие годы Кузнецкому мосту славу самой «французской» улицы Москвы.

  • Пассаж Ф. К. Сан-Галли
+ -

Бывшие торговые помещения, принадлежавшие в конце XVIII века графу И. И. Воронцову, сын которого стал впоследствии крестным отцом А. С. Пушкина. Как раз здесь и открылись первые модные французские лавки, принесшие на долгие годы Кузнецкому мосту славу самой «французской» улицы Москвы.
Столетие спустя, в 1883 году, старинные постройки были соединены остеклённым чугунным сводом по проекту архитектора А. А.  Мартынова, и здесь разместился пассаж металлургического завода графа Франца Сан-Галли, производившего художественное литьё, строительные детали и отопительное оборудование для помещений. Ещё раз здание было перестроено в 1896 году.
Вскоре после начала Первой мировой войны магазин был разорён во время антинемецких погромов в мае 1915 года и закрыт.
На его месте знаменитый булочник Н. Д. Филиппов решил открыть кафе «Питтореск». В отделке интерьеров кафе принимали участие многие молодые художники: Георгий (Жорж) Якулов, В. Татлин, А. Осьмёркин, Н. Удальцов, Л. Бруни, А. Родченко. Основной сюжет росписи стен и потолка был взят из «Незнакомки» А. Блока.
Открылось кафе уже после революции, в январе 1918 года. Время было голодное и холодное. Помещение не отапливалось, в буфете имелись только простокваша в стаканах да пирожки из мороженой картошки. Тем не менее, в заведении, которое Якулов прозвал «мировым вокзалом искусства», выступали Владимир Маяковский и Давид Бурлюк, а Всеволод Мейерхольд ставил здесь блоковскую «Незнакомку».
К осени 1918 года кафе перешло в ведение театрального отдела Наркомпроса и было переименовано в «Красный петух». В нём бывали Сергей Есенин и Николай Клюев, Валерий Брюсов и нарком Луначарский. Ещё через год кафе закрылось, и помещение снова стало торговым. Некоторое время в части здания располагалось издательство «Московский рабочий».
А с 1930 года в доме открылся выставочный зал «Всекохудожник», в 1953 году превратившийся в Московский дом художника. В годы Великой Отечественной войны здесь создавались знаменитые агитационные плакаты «Окна ТАСС».
В 2001 году благодаря проведённым реставрационным работам, пассажу, серьёзно перестроенному в 1960-е годы, был возвращён дореволюционный вид.
В настоящее время в здании, являющимся объектом культурного наследия и по-прежнему принадлежащим Московскому дому художника, располагаются художественные салоны, магазины подарков, здесь проводятся различные выставки и ярмарки, проходят благотворительные акции.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Архив социально-политической истории

Архив социально-политической истории

ул. Б. Дмитровка, 15

Здание архива было спроектировано как хранилище и место изучения ленинских документов.

3.38
Дома
Дом РОСТА

Дом РОСТА

Милютинский пер., д. 11

Таинственный дом сразу с тремя (!) адресами, бывший и очагом советской пропаганды, и тайной оккультной лабораторией по преобразованию мира и человека.

3.86
Дома
Церковь Троицы в Листах

Церковь Троицы в Листах

Ул. Сретенка, д. 27

«Лучший табак, бывший в моде, назывался "Розовый". Его делал пономарь, живший во дворе церкви Троицы-Листы»

3.43
Дома
Дом архитектора А.Г. Григорьева

Дом архитектора А.Г. Григорьева

Милютинский пер., д. 8

Построенный с любовью семейный очаг и мастерская знаменитого архитектора Григорьева, ученика И.Д. Жилярди.

3.3
Музеи
Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского

Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского

Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского РАН – старейший в Москве научный, образовательный и просветительский центр. Основными направлениями деятельности Музея являются исследования в области геологии, недропользования и экологии, истории геологических наук, проведение тематических экскурсий, практических занятий, лекций, мастер-классов, научно-практических конференций и семинаров. В Музее активно ведется выставочная и концертная деятельность.

(Нет голосов)
Дома
Театр Ермоловой

Театр Ермоловой

Тверская ул., д.5/6

Это здание на Тверской гораздо древнее, чем кажется на первый взгляд

3.37
Дома
"Боярский двор"

"Боярский двор"

Старая площадь, д. 8

«Боярский двор» стал одним из интересных произведений архитектора, за него он был удостоен звания академика архитектуры.

4.41
Дома
Доходный дом в Милютинском переулке

Доходный дом в Милютинском переулке

Милютинский пер., д. 13, стр. 1

В советское время в доме располагалось объединение «Интурист», старейшая в стране туристическая организация.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Н.К. Крупской

Памятник Н.К. Крупской

Сретенский бульвар

"Крупскую и Луначарского можно было в разное время запросто встретить на улице в этих местах..."

3.48
Дома
Московский Университет  - Геологический институт, 1910-1913 гг., 1950-е гг., архитектор Р.И.Клейн

Московский Университет - Геологический институт, 1910-1913 гг., 1950-е гг., архитектор Р.И.Клейн

Моховая ул., д. 11, стр. 11

Здание Геологического и Минералогического институтов Московского Университета, примыкающее к комплексу Старого Университета, примечательно во многих отношениях.

(Нет голосов)
Дома
Манеж

Манеж

Манежная пл., д. 1

Построенное в рекордные сроки (всего за шесть месяцев!), здание Манежа представляло собой уникальную постройку.

5
Музеи
Центральный выставочный зал «Манеж»

Центральный выставочный зал «Манеж»

Здание Большого Манежа было построено по приказу Александра I в течение восьми месяцев в 1817 году по случаю пятилетия победы в войне 1812 года. Постройка производилась по проекту инженера Августина Бетанкура особым штатом инженеров и архитекторов, подведомственных главному инспектору гидравлических и земляных работ в Москве генерал-майору Льву Карбонье. Здание называлось тогда «экзерциргауз» (дом для военных упражнений).

Нельзя сказать, что дело со строительством шло гладко. Идея, предложенная Бетанкуром и осуществленная Карбонье, подразумевала уникальный технологический принцип: единственную в своем роде деревянную конструкцию стропил, перекрывавшую без промежуточных опор пространство в 44,86 м. Однако с наступлением жары в конце июля 1818 года две стропильные фермы Манежа дали трещины. Их исправили, но через год в жару снова случилось повреждение в стропилах. По высочайшему распоряжению Александра I с сентября 1823-го по май 1824-го фермы были перестроены, а их количество увеличилось с 30 до 45-ти. В августе 1824 года к кровле Манежа был пришит потолок. Чудо техники времен ампира – результат совместного действия многих архитекторов. Идеи А. Бетанкура и Л. Карбонье доводили до ума честные и скромные профессионалы, о которых история почти умалчивает: полковник Р.Р. Бауса, инженер-поручик А.Я. Кашперов и другие. Главный архитектор Комиссии для строений знаменитый московский зодчий Осип Бове в 1825 году отделал Манеж лепными и штукатурными украшениями. С 1831 года в Манеже регулярно проводились концерты и народные гулянья. После революции в Манеже был правительственный гараж, а во времена Никиты Хрущева (с 1957 года) в здании открылся Центральный выставочный зал. Интересный факт рассказал исследователь Сергей Петров, много лет изучавший конструкцию Манежа в должности начальника Главного управления охраны памятников СССР. Оказывается, чтобы сохранить деревянные конструкции, во времена Бове весь чердак был засыпан махоркой. На полметра. Всевозможные грызуны и насекомые не любят этот запах. Несмотря на то, что саму махорку выкурили в войну 1941–1945 гг., все конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. Но и тогда на чердаке еще стоял густой запах табака.

Занятно, что случай с махоркой в Манеже тянет за собой красивый шлейф культурных ассоциаций. Ассоциации касаются, прежде всего, истории отечественной архитектуры. Вот ведь – махорка! Произнося это, сегодня уже почти экзотическое, слово, как тут не вспомнить символ преобразований современной Москвы – ЦПКиО имени Максима Горького, на территории которого в 1923 году разместилась первая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка – ВСХВ. И ее символом для последующих поколений стал выстроенный молодым архитектором Константином Мельниковым павильон «Махорка» – один из первых образцов авангардного формотворчества.

Сергей Хачатуров

(Нет голосов)