Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Станция Андроновка МОЖД

В середине ХХ века Андроновка была крупнейшей станцией Московской Окружной железной дороги, которая связывала сразу три радиальных железнодорожных направления.

Станция Андроновка МОЖД
Станция Андроновка МОЖД
Андроновское шоссе
Андроновка
В середине ХХ века Андроновка была крупнейшей станцией Московской Окружной железной дороги, которая связывала сразу три радиальных железнодорожных направления.
3.44
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1908
Эпоха:
1900-е
Информация о здании

Станция Андроновка располагается между промзонами районов Лефортово и Нижегородского (исторический район Карачарово). Станция была названа по названию местности – деревни Андроновки (Андроново).

Впервые деревня Андроново упоминается в 1798 году: "на землях крестьян дер. Андроновки в версте от Камер-Коллежского вала и в 250 саженях от Владимирской дороги купец Благушин держал собственные бойни" (ныне на территории располагается Микояновский мясокомбинат). В списке населенных мест Московской губернии 1862 года значится как Андроновка Новая, на Плане пригородов города Москвы 1911 года – Ново-Андроновка, также известная как Новая деревня. До 2000-х годов Андроновка была одной их крупнейших станций Московской Окружной железной дороги, связывавшей сразу три радиальных железнодорожных направления: Московско-Казанское (через ветвь № 11 к станции Перово, ветвь № 12 к станции Москва-товарная, направленной к центру города), Московско-Нижегородское (через ветвь № 13 к телеграфному посту 2-й версты Нижегородской железной дороги, позднее, в связи с переносом товарной станции, переименованным в телеграфный пост 5-го километра) и Московско-Курское (через ветвь № 15 к станции Люблино). Ветвь № 13 продолжалась и после пересечения с Нижегородским направлением как подъездной путь к заводам "Серп и Молот" и "Кристалл". Для их обслуживания была построена станция Северный Пост, существующая и сейчас. Еще одна двухпутная соединительная ветвь Андроновка – Перово была построена в советские годы.

Андроновка первой из станций МОЖД в 1955 году была оборудована системой маршрутно-релейной централизации, позволившей ей отказаться от использования устройств механической централизации (при помощи стальных тросов, которыми переводились стрелки и переключались сигналы семафоров) и работы стрелочников (на нецентрализованных стрелочных переводах), объединив управление их работой с одного пульта дежурного.

Первоначальный ансамбль станции включал в себя типовое пассажирское здание (вокзал), два жилых дома (2 и 3-го типов), два сторожевых дома, две будки централизованного управления стрелками и сигналами, казарму, полуказарму, а также здание пневматического водоснабжения по системе Гантке. В настоящий момент из обширного станционного комплекса сохранились здания вокзала, жилого дома 3-го типа, сторожевого дома № 22. До 2009 года сохранялась водонапорная башня, построенная по типовому для МОЖД проекту, однако отсутствовавшая в ведомости построек. Напротив, существование пневматического водоснабжения подразумевало отсутствие башни.

Здание вокзала было самым маленьким по площади на всей Окружной ж/д. Его проект был сделан с учетом малого пассажиропотока и включал в себя единый пассажирский зал для всех классов пассажиров, телеграф и контору начальника станции.

Памятник сохранил объемно-пространственную композицию и архитектурно-художественное оформление фасадов 1900-х годов. Наиболее яркими архитектурно-художественными акцентами памятника являются завершения в виде треугольных щипцов, надпись "Андроновка", сохранившиеся деревянные консоли.

Жилой дом 3-го типа предназначался для проживания руководства станции в служебных квартирах. Наиболее ярким конструктивным и декоративным элементом здания являются венчающие элементы ризалитов, состоящие из высоких скатных крыш и остроконечных щипцовых завершений. Среди ценных архитектурно-художественных элементов отмечаются также большой сложносоставной наличник окна ризалита, балкон на сводах "Монье", кованый козырек входа.

Сторожевой дом относился к службе пути и являлся служебным жильем для путевого обходчика, ежедневно проверявшего состояние вверенного ему участка пути и потому постоянно проживавшего в непосредственной близости от него. Из восьмидесяти построенных сторожевых домов до наших дней сохранилось всего пять. 

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы, Юрий Егоров
Рекомендации
Особняк Зинаиды Морозовой с дополненной реальностью

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.

Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.

ул. Спиридоновка, дом 17, строение 1
Краснопресненская, Баррикадная
Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в районе Отрадное
Нововладыкинский пр., вл. 15 - ул. Хачатуряна, д. 8, корп. 1
Отрадное, Владыкино
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(3)
Погибшим в боях за Родину
2-я Энтузиастов ул., д. 5
Авиамоторная, Андроновка
Калинин М. И.
1-я Фрезерная ул., д. 2/1
Андроновка