Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Центральные («Китайские») бани, 1891-1892 гг.

Центральные («Китайские») бани, 1891-1892 гг.

ЦАО, Театральный пр., дом 3, строение 3, ЦАО, Театральный пр., дом 3, строение 4
ЛубянкаКузнецкий мост
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Барокко
Годы постройки:
1891-1892
Архитекторы:
Л.Н. Кекушев ,С.С. Эйбушиц
Назначение постройки
Общественное учреждение

Информация о здании

Вплоть до середины 1990х гг. комплекс Китайских (Хлудовских) бань во дворе одного из кварталов по трассе Театрального проезда использовался по своему первоначальному назначению – в качестве городского комплекса бань. С конца 1990х гг. комплекс получил многофункциональное арендное использование.

Комплекс городских бань в Театральном проезде был построен в 1893 г. на средства одного из самых известных московских купцов конца XIX в. Г.Хлудова. По расположению бань напротив комплекса Китай-города они получили название Китайских. Руководителем строительства комплекса Хлудовских бань стал один из ведущих архитекторов Москвы 1880х гг. С.Эйбушиц (автор зданий Хоральной Синагоги в Спасо-Гленищевском пер. и Международного Торгового банка на углу улиц Кузнецкий мост и Рождественка, сейчас – ВТБ – Банк Москвы).

Комплекс Китайских бань состоит из 2х корпусов: правый, вытянутый вдоль границы двора – для женского отделения, расположенный напротив левый – в форме перевернутой буквы «Г» с расположением верхней перекладины в сторону проезда – для мужского отделения. В этой части мужского отделения бань в сторону проезда на уровне 2го этажа были устроены парадные помещения, составляющие сегодня главную достопримечательность этого комплекса. Вход в мужское отделение Китайских бань начинался с двухуровневого вестибюля с парадной лестницей, за которой уже на втором этаже следовал зал общей раздевалки. За залом общей раздевалки начиналась зона «приватных» помещений, в составе которой были выполнены еще два «дворцовых» зала.

В начале 1890х гг. С.Эйбущиц вел в Москве еще несколько объектов, и в качестве ассистента – автора оформления интерьеров он взял молодого архитектора Л.Кекушева, приехавшего в Москву после окончания Петербургского института гражданских инженеров. В институте Л.Кекушев был одним из учеников ведущего русского архитектора конца XIX в. Н.Султанова, у которого прошел серьезную собственно архитектурную школу, в том числе – в отношении изучения «исторических архитектурных стилей».

Вестибюль комплекса Китайских бань с парадной лестницей оформлен в стиле европейского рококо XVIII в. Главные украшение этого интерьера – вертикальные панели (филенки) между окнами 2го этажа (со свисающими лепными гирляндами из цветов и фруктов), орнаментальный фриз по падуге перехода от стен к потолку и пышная лепная рама овального живописного плафона потолка с имитацией открытого неба. Парадная лестница на 2й этаж с разделением в середине на 2 «потока» считается фантазией на тему парадной лестницы здания Гранд-Опера в Париже архитектора Ш.Гарнье. Нижний пролет лестницы имеет литые перила, включающие великолепные фигуры крылатых грифонов. В оформлении зала общей раздевалки (сейчас общий зал ресторана) использованы элементы оформления европейских дворцов XVI – XVII вв. – это балочный плафон потолка с ячейками – кессонами и камин, топка которого также имеет раму с фигурами грифонов.

Далее после прохода по небольшому коридору расположены «Мавританский зал» - Парадная курительная (сейчас – зал караоке) и Нимфей – зал с бассейном. Мавританский зал в многочисленных деталях прекрасно воспроизводит стилистику интерьеров замков Арабской Испании. Нимфей – зал с бассейном – замечательный пример архитектурной фантазии на тему павильонов Древнего Рима. Зал выполнен в виде ротонды - круглого помещения с куполом (в этом помещении – двухуровневый купол; верхний купол имеет стеклянное перекрытие, снаружи закрытое световой пирамидой). В углах зала устроены ниши с грандиозными статуями морских божеств Древнего Рима.

В здании проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ.
Автор статьи: Сергей Сергеев
Распечатать статью

Интересное рядом (3)

Гостиница «Москва»
icon
Одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 1932—1935 годах по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева (вторая очередь завершена в 1968—1977 годах). Разобрана в 2004 году. На её месте к 2013 году завершено строительство нового здания гостиницы, точно воспроизводящего, по заявлениям проектировщиков, внешние формы прежнего — однако оно превосходит его в объёме. В настоящее время здание занимает отель Four Seasons Hotel Moscow, здесь же находятся различные магазины и рестораны.
Музей Большого театра
icon
г. Москва, Театральная пл., д. 1
Охотный рядТеатральная
Яшин Лев
icon
советский футболист
star-icon
3.7