ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Максима Блаженного

3.44
Существующее церковное здание было построено на старом основании в 1698 году на средства костромского купца Максима Шаровникова и московского купца Максима Верховитинова.
  • Церковь Максима Блаженного на Варварке
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
+ -

Максим Блаженный известен как первый московский юродивый. По преданию, он рано оставил свой дом и обосновался на Варварке около церкви Бориса и Глеба, где и юродствовал («был не от мира сего», летом и зимой ходил почти голым, перенося с молитвой и зной и холод, поучал всех терпению и перенесению житейских невзгод). Умер он там же, предположительно у ограды церкви 11 ноября 1434 года. Похоронил его некий Федор Кокчин, который проживал рядом и был прихожанином храма. Позднее его фамилию стали произносить, как Кочкин и храм стали называть «что у Кочкина двора». Мощи юродивого были обретены в августе 1547 года, после чего он был канонизирован Московским церковным собором в лике Блаженного. К деревянному Борисоглебскому храму был устроен придел во имя его небесного покровителя Святого Максима Исповедника. О старом храме не осталось сведений. Новая церковь была построена в 1698 году на деньги купцов Максима Шаровникова из Костромы и Максима Верховитникова из Москвы.

Храм бесстолпный, с сомкнутым сводом, кубической формы, поставлен на высокий подклет, представляющий из себя одностолпную палату. Судя по заложенным закомарам и более поздней четырехскатной кровле, имел несколько ярусов кокошников, характерных для архитектуры второй половины XVII века. Обширный подклет служил в ХVII – ХVIII веках местом хранения имущества горожан во время пожаров.

После пожара 1737 года храм был подновлен в стиле барокко, характерном для архитектуры Москвы того времени. Об этом мы можем судить по старой фотографии начала XX века, на которой виден граненый барабан и восьмигранный свод – характерные признаки барокко. Ребра барабана оформлены лопатками полуквадратной формы. Барабан имеет световые окна и заканчивается главкой луковичной формы. Окна верхнего яруса «растесаны» под больший, по сравнению с нижними окнами размер. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи ХVIII века. Имевшие место росписи в закомарах не сохранились. Почти квадратная на всю ширину храма апсида имеет необычную форму. Восстановленный рисунок каменных оконных наличников слабо напоминает богатые наличники XVII века из наборных колонок. В 1812 году, во время нашествия наполеоновских войск на Москву, здание незначительно пострадало - службы в храме не прекращались, а известно, что в сильно разрушенных и оскверненных церквях служить запрещалось.

Возведенная в 1829 году двухъярусная колокольня, если смотреть с улицы, построена в стиле ампир, характерными признаками которого на данной постройке являются: высокий шпиль в завершении купола, аттик, полуциркульные арки на первом и втором ярусах, навершия над проемами в виде клинообразных камней, рустовка нижнего яруса. Колокола на колокольне отсутствуют. 

Среди прихожан Церкви были известные «водочные короли» Смирновы. Иван Алексеевич Смирнов имел дом на углу Грузинского и Ипатьевского переулков. Его лучшая «Смирновская» водка раньше называлась «Варваркой».

В советское время в 30-е годы церковь была закрыта. Согласно Сталинскому плану реконструкции Москвы, все дома по южной стороне улицы должны быть снесены, в том числе церковь Максима Блаженного. Правда, реализовать проект не удалось. Этот храм сохранился, как и многие другие. Храмы сейчас красиво обрамляют примыкающую территорию созданного парка «Зарядье», разбитого на месте гостиницы Россия, которая была снесена. В 1965 году под руководством архитектора С.С.Подъяпольского была проведена реставрация и помещения храма стали использоваться для различных выставок. До проведённой реставрации храм имел удручающий вид: отсутствовали все главы с крестами, был существенно утрачен декор, облетела краска фасада, большие разрушения были внутри. С 1994 года в храме возобновились богослужения, и силами прихожан храм стал "оживать". Однако этого было недостаточно для воссоздания такого исторического памятника.

В ходе реставрационных работ 2014 года был отреставрирован и частично воссоздан белокаменный цоколь. Наружные стены храма и приделов усилили методом инъектирования и вычинки кирпичной и белокаменной кладки. Помимо восстановления фасада были восстановлены интерьеры, росписи, иконостас, прилегающая ограда. Сам храм выкрашен в белый цвет, а колокольня – в светло-охристый с белыми деталями. На колокольне восстановлены и частично заменены подколокольные балки. Металлические главки с подзорами колокольни и церковного купола отреставрированы и окрашены, а на медной поверхности крестов, шаров и шпилей восстановлена позолота.

Паперть церкви была отреставрирована с заменой облицовки: существующую облицовку демонтировали, а паперть воссоздали в габаритах XIX века с реконструкцией ограждений. 

Территория вокруг храма благоустроена, на грунтовых участках устроены газоны.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Воспитательный дом

Воспитательный дом

Китайгородский пр., дом 9, стр. 1

Массивное классицистическое здание, замыкающее Москворецкую набережную - Воспитательный дом. Его парадный фасад увенчан бельведером со шпилем, живописно рисующимся как с Москворецкого, так и с Яузского моста. В сентябре 1812 года оставшийся в Москве для сбережения здания И. А. Тутолмин добился у Наполеона караула из 12 солдат с офицером. В здании были размещены раненые. Во внутреннем дворе было погребено около 2500 умерших здесь французов.

3.87
Дома
 Государственный исторический музей

Государственный исторический музей

Красная площадь, д. 1

Этот «древнерусский терем», один из символов Москвы, — не такой уж древнерусский: появился он в конце XIX в. на месте здания Земского приказа, в стенах которого зарождался Московский университет.

3.93
Дома
Наземный вестибюль станции метро «Театральная»

Наземный вестибюль станции метро «Театральная»

Ул. Б. Дмитровка, д. 2

В конце XIX – начале ХХ вв. здесь работали магазин зеркал Калашникова и знаменитая мясная лавка Сибирякова.

5
Дома
Доходный дом Колчиной

Доходный дом Колчиной

Славянская пл., д. 4, стр. 2

Дом строил невероятно востребованный в начале ХХ века архитектор Н.И. Жерихов.

3.25
Дома
Городская усадьба Боткиных

Городская усадьба Боткиных

Петроверигский пер., д. 4, стр. 1, 2, 4

Старинная усадьба-салон, с историей которой причудливо переплелись имена Карамзина, Хераскова, Жуковского, Герцена, Огарева, Белинского, Панаева, Гоголя, Л. Толстого, Щепкина, Мочалова, Фета, П. Лебедева.

3.74
Памятники
Царь-пушка

Царь-пушка

Кремль, Ивановская площадь

Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства.

3.33
Дома
Общеобразовательная школа в стиле постконструктивизм

Общеобразовательная школа в стиле постконструктивизм

Садовническая наб., д. 37

Проектами детских образовательных учреждений занимались лучшие архитекторы-конструктивисты. Построенные в те годы школы, как, например, школа по проекту И. Звездина и Семенова на Садовнической набережной, напоминали скорее солидное учреждение или институт.

(Нет голосов)
Дома
Никольская башня

Никольская башня

Кремлевская стена

Название башни связывают с иконой Николая Чудотворца, помещавшейся на фасаде стрельницы, и с Никольским греческим монастырем, находившимся когда-то на Никольской улице.

3.3
Маршруты
Что скрывает Большая Дмитровка?

Что скрывает Большая Дмитровка?

Сейчас эта улица отдана пешеходам, пространство стало большим музеем, в котором хочется заглянуть в каждую комнату. Мы приглашаем вас пройти по одной из красивейших улиц столицы, заглянуть во дворы, посетить музеи.

3.29
Дома
Здание Центрального детского театра (театр РАМТ)

Здание Центрального детского театра (театр РАМТ)

Театральная пл., д. 2

Здание театра, которое мы видим сегодня, выполнено по проекту архитектора Б.Фрейденберга в 1898 г.

3.3
Территории
Улица Солянка

Улица Солянка

Солянка – часть древнего тракта на Коломну и Рязань.

(Нет голосов)
Музеи
Музей военной формы одежды

Музей военной формы одежды

В феврале 2017 года в здании усадьбы Тургеневых-Боткиных открылся новый музей Российского военно-исторического общества – Музей военной формы одежды. Первая выставка «Спасённые реликвии» знакомит посетителей с отдельными образцами русской военной формы XVIII–XIX столетий. Выставка стала мемориальной – это память о погибших в районе Сочи 25 декабря 2016 года, об Антоне Николаевиче Губанкове – директоре Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации. Он поддержал идею передачи предметов из запасников музея Минобороны Российскому военно-историческому обществу для их реставрации и экспонирования в стенах Музея военной формы одежды РВИО. Среди них настоящие реликвии – бесценные предметы военного обмундирования из Императорского интендантского музея. В него поступали предметы военной форменной одежды не только российской армии, но и иностранных.Жизнь музея прекратилась после событий 1917 года: экспонаты уложили в ящики и отправили на хранение в Петропавловскую крепость. В 1932 году начались скитания бесценной коллекции: часть была передана артиллерийскому историческому музею, часть отправилась в костюмерные театров.Реставрация бесценной коллекции началась в 2016 году, при непосредственном участии РВИО. Спустя год после начала реставрационных работ, через сто лет забвения посетители могут увидеть удивительные экспонаты. Все предметы рассказывают о подвиге воинов, которые носили эту форму и гордились ею.Музей военной формы одежды закрыт на реэкспозицию.

(Нет голосов)