Этот уникальный храм был возведен в честь победы над Новгородом. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, – ближе к Дому на Набережной. Bпервые деревянная церковь Святой Софии упоминается в летописи в 1495 году. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, через которое пролегала дорога в Орду. В связи с указом Ивана III 1496 года о сносе всех церквей и дворов напротив Кремля, территория Заречья была отдана под новый Государев Сад. В Заречье напротив Кремля было запрещено селиться и строить на набережной жилые дома.
Только в XVII веке садовники обосновались непосредственно на территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь. Храм имел традиционное для своего времени строение «кораблём» с запада на восток, венчался пятиглавием с горкой кокошников, украшенных изразцами.
B пожаре 1812 года Софийская церковь пострадала незначительно. И 11 декабря 1812 года, менее чем через 2 месяца после изгнания французов, был освящен Андреевский придел храма. Устроенная в 1830-х годах каменная набережная была названа Софийской по имени находившегося здесь храма Софии.
В середине XIX века обветшавшая шатровая колокольня в западной части здания была разобрана. Вместо неё в 1862–1868 годах по проекту архитектора Николая Ивановича Козловского со стороны набережной была возведена отдельно стоящая трёхъярусная колокольня в русско - византийском стиле. Эта колокольня стала архитектурной доминантой Софийской набережной, создавая визуальный ансамбль с кремлёвскими башнями напротив.
В 1890-е годы интерьеры храма украсили росписи, выполненные в стиле XVII века. Особую ценность представляют росписи, созданные в 1929–1930 годах известным церковным живописцем графом Владимиров Алексеевичем Комаровским.
После революции 1917 года для храма наступили тяжёлые времена. В 1932 году церковь была закрыта, росписи закрашены, а в здании размещались различные учреждения. Наиболее известная и чтимая храмовая икона Владимирской Божией Матери, написанная в 1697 году священником Иоанном Михайловым, была передана Третьяковской галерее.
Храм занял Союз безбожников, затем здание храма было передано заводу «Красный Факел» под клуб. А в середине 1940-х гг. храм был переоборудован под жильё и разделён междуэтажными перекрытиями и перегородками. Внутри храма работала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов. В 1960–1980–е года в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой». Лишь в 1992 году храм был возвращён Русской Православной Церкви.
В 2017 году был проведён комплекс работ по консервации, реставрации и воссозданию утрат авторской живописи. Эскизы воссоздания живописи создавались на основе анализа сохранившихся эскизов Комаровского и материалов фотофиксации 1930-х годов.
Реставраторы провели тщательную работу по укреплению штукатурного слоя, очистке от копоти и поздних наслоений, восстановлению утраченных фрагментов росписи. Особое внимание было уделено воссозданию уникальных композиций, созданных Комаровским, в том числе «О тебе радуется всякая тварь» над средней аркой и изображений ангелов на столбах в стиле Андрея Рублёва.
Высокое качество проведённых работ было отмечено профессиональным сообществом. В 2018 году церковь Софии Премудрости Божией стала лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».
Сегодня церковь Софии Премудрости Божией вновь открыта для верующих. В храме хранятся чтимые иконы, в том числе образ Софии Премудрости Божией. Колокольня церкви остаётся одной из самых заметных архитектурных доминант Софийской набережной, привлекая внимание москвичей и гостей столицы своим величественным шатром.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.














%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)




