ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Усадьба П.И. Харитоненко

3.68
История про то, как крестьянин трудом возвысился до дворянского звания, а в его доме останавливалась королева английская
  • Усадьба П.И. Харитоненко
+ -

Усадьба на Софийской набережной была построена в 1891-1893 годах по заказу известного фабриканта, сахарозаводчика Павла Ивановича Харитоненко. Это владение принадлежало семье Харитоненко еще с 1870‑х годов, стоявшие здесь здания использовались под конторские и складские нужды. В начале 1890‑х годов Харитоненко решил построить здесь усадьбу для себя и своей семьи. В глубине участка, с небольшим отступом от красной линии, был выстроен новый двухэтажный дом, с двух сторон фланкированный флигелями, выходящими торцевыми фасадами на красную линию набережной.

Усадьба была спроектирована архитектором Василием Герасимовичем Залесским в ренессансно-барочном стиле. Строгий и в то же время нарядный фасад дома отделан рустом, окна оформлены классическими наличниками, замковые камни над окнами первого этажа украшены маскаронами. Центральная часть здания выделена ризалитом с балконом второго этажа, который покоится на четырех тосканских колоннах. Здесь находится вход в особняк, к которому ведут два изгибающихся пандуса.

Для оформления интерьеров дома П.И. Харитоненко пригласил молодого архитектора Федора Осиповича Шехтеля – это была одна из первых самостоятельных работ будущего мастера. Богато отделанные интерьеры главного дома, которые сохранились до наших дней практически в неизменном виде, были оформлены в разных стилях. Все помещения первого этажа (столовая, гостиная, кабинет с библиотекой), а также вестибюль, парадная лестница и две гостиных второго этажа выполнены в излюбленном тогда Шехтелем «готическом» стиле. Большой парадный зал на втором этаже отделан в классическом стиле с изящной позолоченной лепниной и наборным паркетом. Соседний рокайльный зал украшен потолочной росписью в стиле XVIII века, её автор – известный французский художник Франсуа Фламенг.

Семья фабрикантов Харитоненко была хорошо известна в дореволюционной России. Основателем купеческой династии был Иван Герасимович Харитоненко, родом из украинских крестьян. В 1860‑х годах он занялся выращиванием сахарной свеклы и основал в городе Сумы первый сахаро-рафинадный завод. К концу жизни он стал одним из крупнейших сахарозаводчиков в Российской Империи. Прославился как щедрый благотворитель: на его средства в Сумах были построены городская больница, духовное училище, детский приют, в Харькове – общежитие для студентов; также немало жертвовал он в пользу местных храмов. Семейное дело унаследовал и приумножил его единственный сын Павел Иванович, который прославился и как благотворитель, и как один из крупнейших коллекционеров живописи. Его собрание, большая часть которого хранилась в особняке на Софийской набережной, включало в себя западноевропейскую и русскую живопись, а также древнерусские иконы. Бо́льшая часть картин висела в рокайльном зале. В коллекции Харитоненко были работы художников Крамского, Нестерова, Айвазовского, Верещагина, Васнецова, Репина, Серова и других. Как и его отец, Павел Иванович не жалел денег на благотворительные цели – он построил в Сумах собор, кадетский корпус, приют, больницу, жертвовал на нужды церкви и Общества попечения о больных детях, выделил средства на создание памятника Богдану Хмельницкому в Киеве и на строительство московского Музея изящных искусств. За свои заслуги, в том числе и на ниве благотворительности, Павел Иванович Харитоненко в 1899 году был возведен в потомственное дворянское достоинство, на его гербе был начертан девиз «Трудом возвышаюсь».

В особняке Харитоненко часто устраивались приемы и концерты, на которых выступали Федор Иванович Шаляпин и Александр Николаевич Скрябин, а Иван Михайлович Москвин был режиссером домашних любительских спектаклей.

После 1917 года вся семья Харитоненко покинула Россию, а их особняк (как и все владения) был национализирован. Сначала здесь разместилась миссия датского Красного Креста, потом усадьба была передана в ведение Наркомата Иностранных дел. Здесь были устроены квартиры сотрудников НКИД, главный дом часто использовался для приемов иностранных гостей – так в 1920 году здесь останавливался писатель Герберт Уэллс, позже – писатель и журналист Артур Рэнсом, бизнесмен Арманд Хаммер, король Афганистана Аманулла; бывала здесь и знаменитая Айседора Дункан.

В 1931 году в усадьбе разместилось посольство Великобритании. В разные годы здесь останавливались многие английские политики и дипломаты – Уинстон Черчилль, Гарольд Макмиллан, Маргарет Тэтчер. В 1994 году во время своего официального визита в Россию здесь побывала королева Великобритании Елизавета II, в разные годы особняк посещали и другие члены британского королевского дома – принц Филипп герцог Эдинбургский, принцесса Анна, принц Эдвард, Диана принцесса Уэльская.

В настоящий момент здесь располагается резиденция посла Великобритании.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Алексей Парменов   13 апреля 2017 13:39

    В некоторых источниках указывается архитектор Д.Н. Чичагова а не Залесский.

Интересное рядом

Музеи
Старый Английский двор

Старый Английский двор

Старый Английский двор – архитектурно-историческая достопримечательность Москвы, одно из древнейших зданий столицы. Памятник гражданской архитектуры XV-XVII веков, резиденция английской торговой Московской компании, а во время посольских миссий Английский посольский дом. Сейчас в здании располагается музей, входящий в Музейного объединение «Музей Москвы».  В середине 1960-х, когда много зданий в Зарядье уже было снесено для сооружения 8-й сталинской высотки (впоследствии так и не возведённой), реставратор Пётр Барановский обнаружил за поздними наслоениями этот памятник истории и культуры. Барановский настоял на сохранении памятника, так как на его месте предполагалось строительство автомобильного пандуса. В ходе проведённого им в 1968-1969 годах исследования была выявлена историческая основа памятника, скрытая конструкциями поздних пристроек, и проведено её всестороннее изучение. Затем на основе собранной информации в 1970-1972 годах палатам был возвращён (с определённой долей приближения) облик, который они имели в конце XVI века (авторы проекта реставрации И.И. Казакевич, Е.П. Жаворонкова).  По сохранившимся в самой кладке стен данным были восстановлены растёсанные в более позднее время оконные и дверные проемы, а также утраченные элементы декора. Там, где свидетельства наиболее древних форм не сохранились вообще, были оставлены поздние перестройки. К примеру, на восточном фасаде здания были оставлены широкие оконные проёмы конца XVIII века.  18 октября 1994 года состоялось торжественное открытие музея «Английское подворье», ставшего филиалом Музея Москвы. Королева Великобритании Елизавета II и её супруг принц Филипп, пребывавшие в эти дни с официальным визитом в России, приняли личное участие в открытии музея. В парадном зале Старого Английского двора – Казённой палате – регулярно проходят концерты старинной музыки.

(Нет голосов)
Территории
Моховая улица

Моховая улица

Когда-то здесь торговали мхом для заделки щелей в избах.

(Нет голосов)
Памятники
Бюст А.Н. Островского

Бюст А.Н. Островского

М. Ордынка ул., д. 9 (в сквере)

Александр Николаевич Островский (1823—1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской академии наук.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова.Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.

(Нет голосов)
Дома
Дом П. А. Смирнова

Дом П. А. Смирнова

Пятницкая ул., 1/2 строение 1

На углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной находится особняк, как будто застывший во времени. Построил этот дом в середине XIX века купец Морковкин. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он происходил  из крестьян графа Шереметева.Главная история дома связана с винно-водочным королем Российской Империи Петром Арсеньевичем Смирновым. Сбоку дома до сих пор красуется надпись «Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА  Петр Арсеньевич Смирнов»  

3.48
Дома
Дом князя С. А. Меншикова

Дом князя С. А. Меншикова

Большая Никитская ул., д. 12/1 стр. 4

На углу Большой Никитской улицы и Газетного переулка, во дворе дома 2, спрятан шедевр классической Москвы XVIII в. ‒ дворец князя С. А. Меншикова, внука сподвижника царя Петра. Дворец построен им в 1776-1777 гг.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом М.А.Александрова

Доходный дом М.А.Александрова

Старопанский пер., д. 7/6

Торгово-офисный комплекс эпохи модерна с чертами функционализма знаменит ко всему прочему ростовщиком Карташевым.

3.44
Территории
Улица Воздвиженка

Улица Воздвиженка

В названии этой улицы сохраняется память о некогда существовавшем тут монастыре.

(Нет голосов)
Памятники
Александр II

Александр II

Волхонка ул., д. 13 (у храма Христа Спасителя)

Александр II (1818—1881) — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых.

(Нет голосов)
Дома
Кинотеатр "Заря"

Кинотеатр "Заря"

Пятницкая ул., 2/38 строение 1

На месте современного дома № 2/38, в XVIII веке находилась «фартинная изба» – Высоко-Пятницкий казённый питейный дом.

3.45
Дома
Доходный дом купца Носова

Доходный дом купца Носова

Большой Черкасский пер. д. 11

Амбар торгово-промышленного товарищества мануфактур «Братья Носовы» - образец застройки послепожарной Москвы.

(Нет голосов)
Дома
Дом Талызина

Дом Талызина

Воздвиженка ул., д. 5/25

Здесь был один из культурных салонов Москвы. Его посещали братья Вяземские, Пушкин, Денис Давыдов.

3.77