ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Здания Московского купеческого общества

Новая площадь д. 8-10
3.25
Снос Китайгородской стены в 1930-х годах сыграл с этими домами злую шутку. Их задние фасады, еще недавно соседствующие с глухой стеной, внезапно стали парадными, выходящими на одну из центральных столичных площадей.
  • Здания Московского купеческого общества
+ -

Снос Китайгородской стены в 1930-х годах в рамках так называемой сталинской реконструкции сыграл с этими домами злую шутку. Их задние фасады, еще недавно соседствующие с глухой стеной, внезапно стали парадными, выходящими на одну из центральных столичных площадей.

Сама же Новая площадь образовалась только в XVI веке с внутренней стороны стены Китай-города и фактически являлась улицей с односторонней застройкой. Раньше, еще в начале XV века на этом месте, скорей всего, располагался плацдарм, свободная от застройки территория, необходимая для обороны крепости, границы которой начинались в районе современного Большого Черкасского переулка. В 1534-1538 годах в правление Елены Глинской здесь строится крепостная стена. Район внутри нее был назван Китай-городом.

Участок, где теперь стоят здания Московского купеческого общества, примыкал вплотную к стене и в разные годы принадлежал то дьяку Тихону Бомосову, то стольнику князя Иван Мышецкого, то, с 1718 по 1742 годы – князям Борятинским. Последние продали владение купцу I гильдии А.М. Туфанову, а тот, в свою очередь, в 1798 году – гвардии поручику, помещику сельца Воскресенское Веневского уезда (Тульская область) Николаю Дмитриевичу Пашкову. В 1805 году Николай Дмитриевич дарит свое владение Московскому купеческому обществу с условием "чтобы доходы оного употреблять на содержание богадельни". Возможно, поэтому данную местность стали называть «Пашковым двором». Впоследствии название закрепилось и за толкучим рынком, возникшим здесь после пожара 1812 года.

Впрочем, нужно заметить, что рынок перевели на Новую площадь еще в 1783 году. Кроме старого платья и хозяйственной утвари на нем продавали книги и лубочные картинки. Известный русский издатель-просветитель И. Д. Сытин начинал свою карьеру именно здесь, с должности «мальчика» в маленькой книжной лавке. Место было проходное, спрос большой, поэтому неудивительно, что после пожара рынок возродился в кратчайшие сроки.

В 1831-1832 года Московское купеческое общество, дабы придать рынку более цивилизованный вид, поменяло навесы на лавки галерейного типа в стиле московского ампира. 15 сентября 1881 года лавки сгорели, причем пожар был такой силы, что, по воспоминаниям современников, затмил даже уличные фонари в Замоскворечье. В 1899 году толкучка была переведена в Садовники, за Большой Устьинский мост.

Благодаря пожару, бывшее владение Пашкова оказалось свободно от застройки. И Московское купеческое общество приглашает Бориса Викторовича Фрейденберга, к тому времени весьма востребованного архитектора, снискавшего славу строителя деловых центров. За два года, с 1882 по 1883 он выстроил комплекс зданий, известный как «Дом московского купеческого общества» или «Общественный двор МКО»: четыре корпуса, выходящие на Новую площадь, и корпус в Большом Черкасском пер., 7. Изначально это трехэтажные постройки «кирпичного стиля» с неоштукатуренными фасадами, по образу близкие к средневековым торговым зданиям немецких ганзейских городов. Готические детали подчеркивались сложными высокими крышами с остроконечными фронтонами. Еще более готический характер обещала придать чугунная решетка между домами со стрельчатыми высокими воротами. Но она не была реализована.

В 1904 году для увеличения полезных площадей надстроили корпус по Б. Черкасскому переулку и один из корпусов по Новой площади (дом 8). Надстройку проектировал архитектор и скульптор Г. Е. Попов (1859-1903), не доживший до окончания своей последней работы. До революции, в зданиях помещались магазины, конторы, обширные подвалы использовали под склады, отдельные этажи были отведены под квартиры, сдаваемые внаем. На рубеже 1920-1930-х годов надстроили еще два корпуса на Новой площади (дома 10 и 12).

Как ни странно, корпуса выдержали суровое испытание пространством. Задние фасады, рассчитанные на восприятие только с близкого расстояния, вполне справились с переходом от второстепенных к главным ролям. В строении 2 дома 10 во времена СССР размещалось общежитие Этнологического факультета МГУ. А в 2011 году здание было передано в безвозмездное пользование Русскому географическому обществу. Теперь здесь размещается его штаб-квартира.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Ирина Васильева   22 августа 2016 10:06

    Юлия, похоже, русский язык для вас глубоко двоюродный.
    Может, редактора наймете? А то смех и грех читать ваши опусы.

Интересное рядом

Территории
Улица Солянка

Улица Солянка

Солянка – часть древнего тракта на Коломну и Рязань.

(Нет голосов)
Территории
Мясницкая улица

Мясницкая улица

Современная Мясницкая начинается от Лубянской площади и заканчивается, упираясь в Садовое кольцо. До 1780-х гг. в районе бульварного кольца улица делилась надвое Мясницкими воротами стен Белого города. За воротами с внешней стороны кольца находились мясные лавки, здесь же мясники забивали скот и разделывали туши.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Боткиных

Городская усадьба Боткиных

Петроверигский пер., д. 4, стр. 1, 2, 4

Старинная усадьба-салон, с историей которой причудливо переплелись имена Карамзина, Хераскова, Жуковского, Герцена, Огарева, Белинского, Панаева, Гоголя, Л. Толстого, Щепкина, Мочалова, Фета, П. Лебедева.

3.71
Музеи
Успенский собор

Успенский собор

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы.

Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.

На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.

Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков.

После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Ф. Я. Гасса - И. Н. Иванова – Катуаров

Городская усадьба Ф. Я. Гасса - И. Н. Иванова – Катуаров

Крапивенский пер., д. 3, стр. 1, 2

XIX в.: - главный дом - флигель

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом "Петровских линий"

Доходный дом "Петровских линий"

Ул. Петровка, д. 20/1

В 1878–1883 гг. здесь жили великие ученые — Софья и Владимир Ковалевские, бывали А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, В.И. Танеев

2.88
Музеи
Музей военной формы одежды

Музей военной формы одежды

В феврале 2017 года в здании усадьбы Тургеневых-Боткиных открылся новый музей Российского военно-исторического общества – Музей военной формы одежды. Первая выставка «Спасённые реликвии» знакомит посетителей с отдельными образцами русской военной формы XVIII–XIX столетий.

Выставка стала мемориальной – это память о погибших в районе Сочи 25 декабря 2016 года, об Антоне Николаевиче Губанкове – директоре Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации. Он поддержал идею передачи предметов из запасников музея Минобороны Российскому военно-историческому обществу для их реставрации и экспонирования в стенах Музея военной формы одежды РВИО. Среди них настоящие реликвии – бесценные предметы военного обмундирования из Императорского интендантского музея. В него поступали предметы военной форменной одежды не только российской армии, но и иностранных.

Жизнь музея прекратилась после событий 1917 года: экспонаты уложили в ящики и отправили на хранение в Петропавловскую крепость. В 1932 году начались скитания бесценной коллекции: часть была передана артиллерийскому историческому музею, часть отправилась в костюмерные театров.

Реставрация бесценной коллекции началась в 2016 году, при непосредственном участии РВИО. Спустя год после начала реставрационных работ, через сто лет забвения посетители могут увидеть удивительные экспонаты. Все предметы рассказывают о подвиге воинов, которые носили эту форму и гордились ею.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Колчиной

Доходный дом Колчиной

Славянская пл., д. 4, стр. 2

Дом строил невероятно востребованный в начале ХХ века архитектор Н.И. Жерихов.

3.25
Дома
Дом Юшкова

Дом Юшкова

Ул. Мясницкая, д. 21, стр. 1

Предание о связи этого дома с масонами нашло отражение в романе в стихах Пастернака «Спекторский»: «Когда-то дом был ложею масонской/ Лет сто назад он отошел в казну».

3.43
Дома
Никольская башня

Никольская башня

Кремлевская стена

Название башни связывают с иконой Николая Чудотворца, помещавшейся на фасаде стрельницы, и с Никольским греческим монастырем, находившимся когда-то на Никольской улице.

3.3
Памятники
Царь-пушка

Царь-пушка

Кремль, Ивановская площадь

Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства.

3.33
Дома
Торговые ряды доходного дома Полторацкого

Торговые ряды доходного дома Полторацкого

Театральная пл., д. 2

Здание театра, которое мы видим сегодня, выполнено по проекту архитектора Б. Фрейденберга в 1898 г.

3.3