ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Здания Московского купеческого общества

Новая площадь д. 8-10
3.25
Снос Китайгородской стены в 1930-х годах сыграл с этими домами злую шутку. Их задние фасады, еще недавно соседствующие с глухой стеной, внезапно стали парадными, выходящими на одну из центральных столичных площадей.
  • Здания Московского купеческого общества
+ -

Снос Китайгородской стены в 1930-х годах в рамках так называемой сталинской реконструкции сыграл с этими домами злую шутку. Их задние фасады, еще недавно соседствующие с глухой стеной, внезапно стали парадными, выходящими на одну из центральных столичных площадей.

Сама же Новая площадь образовалась только в XVI веке с внутренней стороны стены Китай-города и фактически являлась улицей с односторонней застройкой. Раньше, еще в начале XV века на этом месте, скорей всего, располагался плацдарм, свободная от застройки территория, необходимая для обороны крепости, границы которой начинались в районе современного Большого Черкасского переулка. В 1534-1538 годах в правление Елены Глинской здесь строится крепостная стена. Район внутри нее был назван Китай-городом.

Участок, где теперь стоят здания Московского купеческого общества, примыкал вплотную к стене и в разные годы принадлежал то дьяку Тихону Бомосову, то стольнику князя Иван Мышецкого, то, с 1718 по 1742 годы – князям Борятинским. Последние продали владение купцу I гильдии А.М. Туфанову, а тот, в свою очередь, в 1798 году – гвардии поручику, помещику сельца Воскресенское Веневского уезда (Тульская область) Николаю Дмитриевичу Пашкову. В 1805 году Николай Дмитриевич дарит свое владение Московскому купеческому обществу с условием "чтобы доходы оного употреблять на содержание богадельни". Возможно, поэтому данную местность стали называть «Пашковым двором». Впоследствии название закрепилось и за толкучим рынком, возникшим здесь после пожара 1812 года.

Впрочем, нужно заметить, что рынок перевели на Новую площадь еще в 1783 году. Кроме старого платья и хозяйственной утвари на нем продавали книги и лубочные картинки. Известный русский издатель-просветитель И. Д. Сытин начинал свою карьеру именно здесь, с должности «мальчика» в маленькой книжной лавке. Место было проходное, спрос большой, поэтому неудивительно, что после пожара рынок возродился в кратчайшие сроки.

В 1831-1832 года Московское купеческое общество, дабы придать рынку более цивилизованный вид, поменяло навесы на лавки галерейного типа в стиле московского ампира. 15 сентября 1881 года лавки сгорели, причем пожар был такой силы, что, по воспоминаниям современников, затмил даже уличные фонари в Замоскворечье. В 1899 году толкучка была переведена в Садовники, за Большой Устьинский мост.

Благодаря пожару, бывшее владение Пашкова оказалось свободно от застройки. И Московское купеческое общество приглашает Бориса Викторовича Фрейденберга, к тому времени весьма востребованного архитектора, снискавшего славу строителя деловых центров. За два года, с 1882 по 1883 он выстроил комплекс зданий, известный как «Дом московского купеческого общества» или «Общественный двор МКО»: четыре корпуса, выходящие на Новую площадь, и корпус в Большом Черкасском пер., 7. Изначально это трехэтажные постройки «кирпичного стиля» с неоштукатуренными фасадами, по образу близкие к средневековым торговым зданиям немецких ганзейских городов. Готические детали подчеркивались сложными высокими крышами с остроконечными фронтонами. Еще более готический характер обещала придать чугунная решетка между домами со стрельчатыми высокими воротами. Но она не была реализована.

В 1904 году для увеличения полезных площадей надстроили корпус по Б. Черкасскому переулку и один из корпусов по Новой площади (дом 8). Надстройку проектировал архитектор и скульптор Г. Е. Попов (1859-1903), не доживший до окончания своей последней работы. До революции, в зданиях помещались магазины, конторы, обширные подвалы использовали под склады, отдельные этажи были отведены под квартиры, сдаваемые внаем. На рубеже 1920-1930-х годов надстроили еще два корпуса на Новой площади (дома 10 и 12).

Как ни странно, корпуса выдержали суровое испытание пространством. Задние фасады, рассчитанные на восприятие только с близкого расстояния, вполне справились с переходом от второстепенных к главным ролям. В строении 2 дома 10 во времена СССР размещалось общежитие Этнологического факультета МГУ. А в 2011 году здание было передано в безвозмездное пользование Русскому географическому обществу. Теперь здесь размещается его штаб-квартира.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Ирина Васильева   22 августа 2016 10:06

    Юлия, похоже, русский язык для вас глубоко двоюродный.
    Может, редактора наймете? А то смех и грех читать ваши опусы.

Интересное рядом

Музеи
Музей военной формы одежды

Музей военной формы одежды

В феврале 2017 года в здании усадьбы Тургеневых-Боткиных открылся новый музей Российского военно-исторического общества – Музей военной формы одежды. Первая выставка «Спасённые реликвии» знакомит посетителей с отдельными образцами русской военной формы XVIII–XIX столетий.

Выставка стала мемориальной – это память о погибших в районе Сочи 25 декабря 2016 года, об Антоне Николаевиче Губанкове – директоре Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации. Он поддержал идею передачи предметов из запасников музея Минобороны Российскому военно-историческому обществу для их реставрации и экспонирования в стенах Музея военной формы одежды РВИО. Среди них настоящие реликвии – бесценные предметы военного обмундирования из Императорского интендантского музея. В него поступали предметы военной форменной одежды не только российской армии, но и иностранных.

Жизнь музея прекратилась после событий 1917 года: экспонаты уложили в ящики и отправили на хранение в Петропавловскую крепость. В 1932 году начались скитания бесценной коллекции: часть была передана артиллерийскому историческому музею, часть отправилась в костюмерные театров.

Реставрация бесценной коллекции началась в 2016 году, при непосредственном участии РВИО. Спустя год после начала реставрационных работ, через сто лет забвения посетители могут увидеть удивительные экспонаты. Все предметы рассказывают о подвиге воинов, которые носили эту форму и гордились ею.

(Нет голосов)
Дома
Никольская башня

Никольская башня

Кремлевская стена

Название башни связывают с иконой Николая Чудотворца, помещавшейся на фасаде стрельницы, и с Никольским греческим монастырем, находившимся когда-то на Никольской улице.

Рейтинг: 3.3
Дома
Дом Юшкова

Дом Юшкова

Ул. Мясницкая, д. 21, стр. 1

Предание о связи этого дома с масонами нашло отражение в романе в стихах Пастернака «Спекторский»: «Когда-то дом был ложею масонской/ Лет сто назад он отошел в казну».

3.51
Дома
Доходный дом "Петровских линий"

Доходный дом "Петровских линий"

Ул. Петровка, д. 20/1

В 1878–1883 гг. здесь жили великие ученые — Софья и Владимир Ковалевские, бывали А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, В.И. Танеев

2.88
Дома
Городская усадьба Ф. Я. Гасса - И. Н. Иванова – Катуаров

Городская усадьба Ф. Я. Гасса - И. Н. Иванова – Катуаров

Крапивенский пер., д. 3, стр. 1, 2

XIX в.: - главный дом - флигель

(Нет голосов)
Территории
Мясницкая улица

Мясницкая улица

Современная Мясницкая начинается от Лубянской площади и заканчивается, упираясь в Садовое кольцо. До 1780-х гг. в районе бульварного кольца улица делилась надвое Мясницкими воротами стен Белого города. За воротами с внешней стороны кольца находились мясные лавки, здесь же мясники забивали скот и разделывали туши.

(Нет голосов)
Дома
Здание Центрального детского театра (театр РАМТ)

Здание Центрального детского театра (театр РАМТ)

Театральная пл., д. 2

Здание театра, которое мы видим сегодня, выполнено по проекту архитектора Б. Фрейденберга в 1898 г.

3.3
Дома
Доходный дом Колчиной

Доходный дом Колчиной

Славянская пл., д. 4, стр. 2

Дом строил невероятно востребованный в начале ХХ века архитектор Н.И. Жерихов.

3.25
Дома
Городская усадьба Боткиных

Городская усадьба Боткиных

Петроверигский пер., д. 4, стр. 1, 2, 4

Старинная усадьба-салон, с историей которой причудливо переплелись имена Карамзина, Хераскова, Жуковского, Герцена, Огарева, Белинского, Панаева, Гоголя, Л. Толстого, Щепкина, Мочалова, Фета, П. Лебедева.

3.71
Территории
Улица Солянка

Улица Солянка

Солянка – часть древнего тракта на Коломну и Рязань.

(Нет голосов)
Памятники
Царь-пушка

Царь-пушка

Кремль, Ивановская площадь

Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства.

3.33
Музеи
Успенский собор

Успенский собор

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы.

Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.

На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.

Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков.

После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.

(Нет голосов)