Массивный восьмиэтажный дом, расположенный между Мамоновским и Благовещенским переулками, на первый взгляд кажется единым и монолитным зданием. Однако стоит внимательно приглядеться к деталям его богато декорированного фасада, и станет очевидно, что две его половины похожи, но не идентичны друг другу. Так отразилась история строительства дома, разделённая на две части Великой Отечественной войной.
На месте правой половины здания раньше была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (которая и дала имя соседнему переулку). О ней было известно с начала XVII века; в 1680 году её отстроили в камне, а после обрушения главного свода в 1719 году церковь получила новый восьмерик в стиле барокко. Архитектурный ансамбль украсила изящная надвратная колокольня 1750‑х годов, возведенная отдельно от здания храма и игравшая роль ворот, ведущих на церковный погост. Храм и колокольня были полностью уничтожены в 1929 году.
На месте левой половины дома располагалась усадьба, выстроенная в 1773 году архитектором Матвеем Казаковым для Дмитрия Львовича Нарышкина. Позднее её приобрел род Дмитриевых‑Мамо́новых – по их фамилии получил свое название прилегающий переулок. Хозяева дома вошли в историю: Александр Матвеевич как один из фаворитов Екатерины II, а его сын, Матвей Александрович, как герой Отечественной войны 1812 года. В 1826 году Дмитриевы‑Мамоновы оставили дом на Тверской. Здание перешло в казну и превратилось в специализированную Глазную больницу, где могли получить медицинскую помощь все слои населения за невысокую плату.
Незадолго до начала Великой Отечественной войны здание было передвинуто по рельсам в глубину улицы и развернуто на 90 градусов. Главный фасад, ранее выходивший на Тверскую, теперь был обращен в Мамоновский переулок. Больнице добавили дополнительный этаж снизу: новое место оказалось ниже старого, поэтому были построены новый фундамент и первый этаж. На них и «положили» старый дом, который из трехэтажного стал четырехэтажным. Здание больницы стоит на новом месте до сих пор.
На месте снесенной Благовещенской церкви в 1933–1936 годах был построен жилой дом по проекту архитектора А.К. Бу́рова . Его украсили росписями работы художника В.А. Фаворского в технике гриза́йль и другими классическими элементами – всё это соответствовало архитектурной моде той эпохи. Строительству второй очереди здания на старом месте Глазной больницы помешала война. Лишь в 1949 году здание было достроено под руководством того же А.К. Бурова, ставшего в 1945 году лауреатом Сталинской премии. Дом получил нынешний облик: правая часть похожа на левую. Только на фасаде последней место росписей заняли барельефы с пилястрами и отсутствуют ниши в витринах магазинов. Две половины, построенные в разное время, соединяются центральной вставкой с трёхчастными арками, покрытыми белокаменной резьбой.
У дома были и свои знаменитые жители. Мемориальная доска из красного гранита напоминает о том, что в 1950–1964 годах здесь жил дирижер Большого театра и композитор А.Ш. Мелик-Пашаев. Другая доска сообщает, что в 1950–1985 годах в доме проживал известный советский пианист Э.Г. Ги́лельс.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.