Горельеф «Знаменосцу мира — советскому народу слава!» был создан для Центрального павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ) в 1954 году и стал одним из важнейших произведений советского монументального искусства. Автором работы был известный скульптор Евгений Вучетич — один из мастеров социалистического реализма. Среди его наиболее известных работ: знаменитая статуя «Родина-мать зовёт!» в Волгограде и памятник «Воин-освободитель» в Берлине.
Горельеф «Знаменосцу мира» был создан в честь трудовых подвигов советского народа в годы Великой Отечественной войны и восстановления страны в послевоенные годы. Вучетич совместно с командой скульпторов — Львом Муравиным, Николаем Белугиным, Петром Фридманом и другими — работал над этим произведением более трёх лет. Горельеф, выполненный из гипса, площадью около 90 квадратных метров, был раскрашен под бронзу и занимал одну из центральных стен павильона.
На горельефе представлено торжественное шествие советского народа, людей разных национальностей, профессий и возрастов на фоне знаковых сооружений эпохи социализма — высоток МГУ, плотины ГЭС и других. Специалисты подсчитали, что на нём изображено свыше 1500 человек. Горельеф также включил образы известных деятелей науки и культуры, в том числе академика Ивана Павлова.
После смерти Сталина в 1953 году и начала процесса десталинизации произведение Вучетича подверглось идеологической корректировке. Фигура Сталина, первоначально присутствовавшая в композиции, была удалена, и на знамени остался только портрет Ленина.
В 1960-х годах горельеф был закрыт от посетителей фанерой. В 1990-е годы Центральный павильон ВДНХ превратили в торговую площадь, и горельеф оказался зашит фанерными панелями, что привело к повреждению скульптурных элементов. На протяжении почти трёх десятилетий горельеф оставался в забвении, пока не был обнаружен в рамках программы по возрождению исторического облика ВДНХ.
В 2014 году начались работы по расчистке и восстановлению горельефа. Выяснилось, что многие детали скульптур были повреждены или утрачены из-за длительного нахождения в неблагоприятных условиях. Специалисты-реставраторы приступили к тщательной работе по восстановлению поверхности, очистке гипсовых элементов и укреплению конструкций.
Реставрация включала восстановление утраченных фрагментов фигур, таких как руки, лица, флаги и декоративные элементы, а также укрепление гипсовой основы. Для точного воссоздания отсутствующих элементов использовались архивные материалы, фотографии и исторические документы. Особое внимание уделялось монументальной композиции, для восстановления которой были тщательно изучены пропорции и художественный замысел Вучетича.
В 2016 году реставрация была завершена, и горельеф «Знаменосцу мира» вновь открылся для широкой публики. В том же году проект реставрации стал лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016».
Сегодня горельеф Вучетича является главным экспонатом павильона «Центральный» и продолжает привлекать внимание как одно из крупнейших монументальных произведений советской эпохи.