Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Горельеф «Знаменосцу мира — советскому народу слава!»

Монументальный горельеф работы Евгения Вучетича — одно из самых значимых произведений соцреализма, призванное восславить народ Советского Союза.

Горельеф «Знаменосцу мира — советскому народу слава!»
Горельеф «Знаменосцу мира — советскому народу слава!»
ВДНХ, Центральный павильон (проспект Мира, 119)

Монументальный горельеф работы Евгения Вучетича — одно из самых значимых произведений соцреализма, призванное восславить народ Советского Союза.

Годы постройки:
1950–1954
Скульпторы:
Е.В. Вучетич, Л.Д. Муравин, Н.П. Белугин, П.З. Фридман
История

Горельеф «Знаменосцу мира — советскому народу слава!» был создан для Центрального павильона Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ) в 1954 году и стал одним из важнейших произведений советского монументального искусства. Автором работы был известный скульптор Евгений Вучетич — один из мастеров социалистического реализма. Среди его наиболее известных работ: знаменитая статуя «Родина-мать зовёт!» в Волгограде и памятник «Воин-освободитель» в Берлине.

Горельеф «Знаменосцу мира» был создан в честь трудовых подвигов советского народа в годы Великой Отечественной войны и восстановления страны в послевоенные годы. Вучетич совместно с командой скульпторов — Львом Муравиным, Николаем Белугиным, Петром Фридманом и другими — работал над этим произведением более трёх лет. Горельеф, выполненный из гипса, площадью около 90 квадратных метров, был раскрашен под бронзу и занимал одну из центральных стен павильона.

На горельефе представлено торжественное шествие советского народа, людей разных национальностей, профессий и возрастов на фоне знаковых сооружений эпохи социализма — высоток МГУ, плотины ГЭС и других. Специалисты подсчитали, что на нём изображено свыше 1500 человек. Горельеф также включил образы известных деятелей науки и культуры, в том числе академика Ивана Павлова.

После смерти Сталина в 1953 году и начала процесса десталинизации произведение Вучетича подверглось идеологической корректировке. Фигура Сталина, первоначально присутствовавшая в композиции, была удалена, и на знамени остался только портрет Ленина.

В 1960-х годах горельеф был закрыт от посетителей фанерой. В 1990-е годы Центральный павильон ВДНХ превратили в торговую площадь, и горельеф оказался зашит фанерными панелями, что привело к повреждению скульптурных элементов. На протяжении почти трёх десятилетий горельеф оставался в забвении, пока не был обнаружен в рамках программы по возрождению исторического облика ВДНХ.

Реставрация

В 2014 году начались работы по расчистке и восстановлению горельефа. Выяснилось, что многие детали скульптур были повреждены или утрачены из-за длительного нахождения в неблагоприятных условиях. Специалисты-реставраторы приступили к тщательной работе по восстановлению поверхности, очистке гипсовых элементов и укреплению конструкций.

Реставрация включала восстановление утраченных фрагментов фигур, таких как руки, лица, флаги и декоративные элементы, а также укрепление гипсовой основы. Для точного воссоздания отсутствующих элементов использовались архивные материалы, фотографии и исторические документы. Особое внимание уделялось монументальной композиции, для восстановления которой были тщательно изучены пропорции и художественный замысел Вучетича.

В 2016 году реставрация была завершена, и горельеф «Знаменосцу мира» вновь открылся для широкой публики. В том же году проект реставрации стал лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016».

Сегодня горельеф Вучетича является главным экспонатом павильона «Центральный» и продолжает привлекать внимание как одно из крупнейших монументальных произведений советской эпохи.

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Рекомендации
Лихоборские ворота
парк «Отрада» на пересечении Нововладыкинского проезда и Алтуфьевского шоссе
Владыкино
Сухой фонтан
ул. Менжинского, д. 6
Бабушкинская
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(16)
ВДНХ, Павильон №68Павильон Сибири поражал своей архитектурной фантазией.
СВАО, Мира просп., дом 119, строение 68
Королев С. П.
Мира пр-т, д. 111 (около ГУК г. Москвы «Мемориальный музей космонавтики»)
Леонов А. А.
Мира пр-т, Аллея Героев Космонавтов (у станции метро «ВДНХ»)
ВГИКОВЦАМ Андрею Тарковскому, Геннадию Шпаликову, Василию ШукшинуТри бронзовые фигуры расположились на ступеньках.
В. Пика ул., д. 3 (у здания ФГОУ ВПО «Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова»)
Ленин В. И.
Мира пр-т, вл. 119 (у главного входа ВВЦ)
Беляев П. И.
Мира пр-т, Аллея Героев-Космонавтов (у станции метро «ВДНХ»)
Келдыш М. В.
Мира пр-т, Аллея Героев Космонавтов (у станции метро «ВДНХ»)
Соловьев В. А. (дважды Герой Советского Союза)
Мира пр-т, д. 111 (на территории парковой зоны вблизи Мемориального музея космонавтики)
Савицкая С. Е. (дважды Герой Советского Союза)
Мира пр-т, д. 111 (на территории парковой зоны вблизи Мемориального музея космонавтики)
Лебедев В. В. (дважды Герой Советского Союза)
Мира пр-т, д. 111 (на территории парковой зоны вблизи Мемориального музея космонавтики)
Монумент «Покорителям космоса» с памятником К.Э. Циолковскому

Устремленный в небо монумент «Покорителям космоса» уже более 60 лет является одним из символов столицы. Стела представляет собой скульптурное изображение взмывающей ввысь ракеты, в оформлении которой лично принял участие академик Сергей Павлович Королёв. По его предложению монумент был облицован титановыми плитами - сверкающими серебром пластинами. По задумке Главного конструктора, в них отражалось небо - главная мечта советских летчиков и космонавтов. Сегодня, с помощью приложения «Узнай Москву», вы можете увидеть 3D-проекцию взлетающей ракеты, ощутив всю мощь задумки авторов стелы. В приложении откройте карточку объекта, нажмите кнопку «Дополненная реальность» и почувствуйте силу и скорость мчащейся в космос ракеты!

В 2025 году портал «Узнай Москву» и Киностудия Горького реализуют совместный проект, посвященный 110-летию студии.
Вспоминайте любимые фильмы, снятые в Москве и о Москве. Узнавайте историю памятных мест столицы, запечатленных в кадрах кинолент одной из старейших киностудий страны.