Музей морского флота

Музей морского флота

115035, Москва, ул. Большая Ордынка, д. 19, стр.1
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
calendar

пн: выходной
вт: 10:00 – 18:00
ср: 10:00 – 18:00
чт: 10:00 – 18:00
пт: 10:00 – 18:00
сб: 10:00 – 18:00
вс: 10:00 – 18:00

Экспонаты

Информация о музее

Музей морского флота – единственный в России государственный музей гражданского флота. Музей находится в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот). Уникальность музея в его коллекциях: здесь хранятся предметы, рассказывающие об истории морского и речного транспорта России, развитии кораблестроения, корабелах и моряках.

Сегодня в Музее открыта для посещения экспозиция, иллюстрирующая яркие страницы истории морского и речного транспорта. Среди экспонатов подлинные предметы с ледокола «Ермак» и ледореза «Литке», мемории видных деятелей флота, живописные произведения советских и российских маринистов, и, конечно, модели судов – от парусного шлюпа до атомного ледокола.

Здание музея

С 2012 года музей располагается в историческом здании по адресу Большая Ордынка, дом 19, строение 1. Согласно архивным документам, это историческое владение № 147/163 (современный адрес: ул. Большая Ордынка, 19, стр. 1, 9), которое располагалось в юго-западной части квартала № 398 и было ориентировано на улицу Большая Ордынка.

В 1715 году это владение принадлежало подьячему Поместного приказа Дементию Матвееву. В 1738–1744 годах оно перешло в собственность секретаря сибирского приказа С.П. Климонтова и представляло собой небольшой участок земли, на котором, предположительно, находилось каменное строение (палаты) и расположенный вдоль южной границы владения и выходящий торцом на Большую Ордынку каменный флигель.

В середине XVIII века планировочная структура владения и его объемно-пространственная композиция изменились. Климонтов купил у своего соседа Ергольского земельный участок небольшого размера, примыкающий к его владению с северной стороны. В 1752 году в глубине участка на границе с садом, занимающим восточную часть владения, возведен главный дом усадьбы, спроектированный в том же году. В объем здания, по предположению исследователей, включены палаты первой половины XVIII века. С этого момента началось формирование одной из типичных для Москвы усадеб классического периода.

В начале XIX века владельцем усадьбы был отставной поручик Н.Д Пашков. В его владении значился «дом каменный в девятнадцать покоев». В то время за главным домом по-прежнему располагался довольно обширный сад. В юго-восточной части владения стояли деревянные хозяйственные строения.

С 1830-х годов по улице была установлена ограда с воротами. В то время усадьба принадлежала московскому купцу В.А. Блохину, а в 1850-х перешла к «Блохиной Ирине Андреевне временной московской купчихе 2-й гильдии и почетной гражданке».

На протяжении XIX века усадебная композиция существенно не менялась. Одноэтажные строения, расположенные по внутриквартальным границам владения, постепенно перестраивались и надстраивались, формируя замкнутое пространство хозяйственного двора усадьбы. В конце XIX – начале XX века участок принадлежал представителям купеческой семьи братьям Шемшуриным и сохранил усадебный характер не только в композиционном отношении, но и в отношении жизненного уклада. Главный дом по-прежнему был занят семьей владельца усадьбы, левый флигель – хозяйственными службами (амбар), правый – квартирами служащих фирмы Шемшуриных.

Революционные события 1917 года кардинально изменили дальнейшую историю здания. На место частных приходит государственная собственность. Новому государству требуются профессиональные технические кадры для строительства новых грандиозных объектов и в 1932 году в бывшем особняке появляется Московский речной техникум. Он был основан на базе школы ФЗУ «Красный Водник». В дальнейшем приказом Наркомвода СССР от 22 октября 1932-го года школа была постепенно переведена в ведение Московского порта. А с 1934 года техникум полностью переехал на Ордынку. В 1930-е годы при МРТ были созданы вечернее и заочное отделение, в 1949 г. образован Всесоюзный заочный техникум речного транспорта.

Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Кадашевская слобода
icon
Кадашевцы были свободны от налогов. Свободно занимались торговлей и богатели.
Кадашевский туп., 2, стр. 5
ПолянкаТретьяковскаяНовокузнецкая
Репин И. Е.
icon
Болотная наб. (сквер)
ТретьяковскаяНовокузнецкая
МГЭС-1. Главный корпус с машинным залом и котельными
icon
Государственная электрическая станция № 1 им. П.Г.Смидовича – старейшая действующая электростанция России – является уникальным памятником промышленной архитектуры.
Овчинная слобода в Замоскворечье
icon
Эта тихая жизнь, эта жизнь слободы,
Эта тишь в долетающем грохоте…
Валерий Брюсов
Средний Овчинниковский переулок
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Мемориальная музей-квартира Г. М. Кржижановского
icon
г. Москва, ул. Садовническая, д. 30
ТретьяковскаяНовокузнецкая
5