Овчинная слобода в Замоскворечье

Овчинная слобода в Замоскворечье

Средний Овчинниковский переулок
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Эта тихая жизнь, эта жизнь слободы,
Эта тишь в долетающем грохоте…
Валерий Брюсов
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Расположение и происхождение

Москва - универсальный город. Здесь каждая улочка, каждый дом имеет свою уникальную историю. Здесь буквально все пропитано невероятной атмосферы тех времен, когда на этой земле жили бояре, князи, купцы. Особенно ощущаешь это, когда попадаешь в центр большого города, в самое его сердце, на Красную Площадь. От нее расходятся во все концы сотни дорог, проходящих через всю Москву. 

Именно одна из таких дорог привела меня к одному из интереснейших мест нашей столицы. Это Овчинная Слобода. С точки зрения истории, очень значимое место в жизни Замоскворечья XVII века. Почему?

Вообще, для Замоскворечья первоначально был характерен слободской уклад. В слободах селились ремесленники, мастеровые, объединенные одной профессией: садовники, кузнецы, ткачи, стрельцы и так далее. Поэтому именно слободской уклад жизни определил архитектурный облик Замоскворечья, в котором значительную роль играли жилые постройки и церкви.

Овчинная слобода (Овчинники) находилась на севере в Замоскворечье, на правом берегу старицы Москвы-реки (ныне Водоотводный канал), к востоку от Пятницкой улицы, в пределах Земляного города. Известна с XVII века, как дворцовая слобода Конюшенного двора. От названия Овчинной слободы происходят наименования набережной и переулков: Овчинниковская набережная, Большой и Средний Овчинниковский переулок, а также соседний Руновский переулок (от «руно»- шерсть с целой овцы), игравший большую роль в жизни этой части города. В XVII веке здешние обитатели – скорняки поставляли овечью шерсть для дворцовых нужд (отсюда и название). Суровый климат России заставлял ее жителей носить зимой овчинные полушубки, но при всем этом в средневековье одежда из овчины считалась одеждой исключительно простонародья. С этим фактом даже связан один удивительный  исторический факт. Когда в 1425 г. разгорелся спор по поводу престолонаследия между удельным князем Юрием Дмитриевичем и его племянником Василием Темным (сыном великого князя Василия I), в Галич к князю Юрию приехал митрополит Фотий. Удельный князь, желая показать свою военную мощь, встретил митрополита со множеством людей, выстроившихся вдоль дороги. Однако это не произвело на Фотия никакого впечатления, и он лишь язвительно заметил князю: «Сыне князь Юрьи! Не видах столько народа во овчиих шерстях», намекая тем самым, что большинство из воинов Юрия составляли плохо вооруженные простолюдины.Размеры слободы были немалы – в 1632 и в 1658 годах в ней насчитывалось 103 двора. В XVII веке с исчезновением слободского уклада территория была заселена купцами и мещанами

Центром слободы являлась церковь Михаила Архангела, «что в Овчинниках», сохранившаяся и по сей день (Средний Овчинниковский переулок, 7). Это небольшая слободская церковь, завершенная трехглавием, с главным престолом Покрова Богородицы. Храм был построен с 1603 по 1612 гг. на средства Симеона Потапова и освящен 3 декабря 1613 года при благоверном Царе и Князе Михаиле Феодоровиче. Около 1700 года она была перестроена: была увеличена трапезная, возведена колокольня и изменен декоративный убор четвертика. На апсидах храма расположены окна. В храме было несколько старинных икон: икона Покрова Богородицы, икона Собора Архангела Михаила, икона Богоматери Владимирской с Голгофским Крестом на обороте (работа Симеона Ушакова 1652 года) и икона «Собор Всех Святых»(работы царских изографов 1642 года). В настоящее время две последние иконы находятся в экспозиции Третьяковской Галереи. Чтобы увидеть этот памятник архитектуры, надо пройти во двор довольно большого административного здания, в которое упирается Средний Овчинниковский переулок. 


XX в.

В 1953 г. намечалось строительство по Овчинниковской набережной, Пятницкой улице и новому проезду, ведущему к Большому Устьинскому мосту, громадного комплекса Дома проектных организаций и жилых домов министерства угольной промышленности с включением в него ротонды станции метро "Новокузнецкая" и переносом архитектурного памятника - церкви Михаила Архангела. Все это должно было стать частью большого плана прорубки, продолжения Бульварного кольца по Замоскворечью. К счастью, выстроили на углу Овчинниковской набережной лишь одно из зданий предполагавшегося комплекса (1955 - 1961 гг., архитекторы Г. И. Григорьев и Т. В. Владимирова) для Комитета по внешним экономическим связям, переименованным теперь в министерство, и важная историческая постройка была сохранена.

Есть тут и еще несколько интересных архитектурных памятников. Один из них также связан с Овчинной слободой. Это Удивительные каменные палаты конца XVII века (Средний Овчинниковский переулок, 10). Они являются одним из самых старейших гражданских сооружений бывшего Замоскворечья. Автор данного проекта доподлинно неизвестен.

По сей день известные исследователи-археологи не пришли к единому мнению о применении этих палат. По одной из версий, в них помещался административный центр слободы. По другой, они служили приказной или съезжей избой. А, может быть, здание применялось для разных производственных задач. О таком его назначении ярко говорит довольно лаконичное убранство и огромное количество отходов производства, найденное археологами.Планировка дома является довольно редкой для столицы 17 века. Здание четырехэтажное, с перекрещивающимися стенками. Форма окон на разных этажах различная. Так, на первом этаже проемы окон имеют арочные перемычки, а на втором уровне они прямые клинчатые. Этажи соединяются внутристенными лестницами. На первом этаже сооружения находились мастерские, где осуществляли выделку кож, а на верхнем уровне находились конторы администрации. Высокое отдельное крыльцо с улицы вело на верхний этаж. До сегодняшних дней оно не сохранилось.

В 18 веке слобода была ликвидирована, и сооружение перешло в частные руки. Через несколько десятков лет, после большого пожара в столице в 1812 году, здание было перестроено в уникальный ампирный особняк с изящным мезонином. В тоже время была достроена и южная часть, которая и по сегодняшний день сохранила свой тогдашний облик.

С 1976 по 1981 год была произведена научная реставрация палат. Ею руководила И. Казакевич. Именно тогда было принято решение воссоздать главный объем сооружения в первозданном виде, а пристройку 19 века сохранить в ее первоначальном варианте. В таком виде дом пребывал вплоть до 2003 года, когда после закрытия АЗС началось строительство современного ТК «Аркадия». Реставрация палат была сделана вместе со строительством комплекса. Сегодня же Средний Овчинниковский переулок, 10 – это дом причта величественного храма Архангела Михаила в Овчинниках, который находится поблизости.

Рядом находится памятник значительно более позднего времени, бывший особняк, состоящий из нескольких разновременных построек (Средний Овчинниковский переулок, 8). Самая ранняя относится к 1834 году, когда «купеческий сын» Стебнев выстроил двухэтажный каменный дом. Во второй половине XIX века здесь обосновалась небольшая фабрика, для которой архитектор Ф.Ф. Воскресенский построил несколько производственных зданий. В 1904 году он перестраивает старый особняк для новой владелицы Л. И. Гельтищевой, чьи инициалы в виде искусно переплетенных букв видны на фасаде. Справа и слева появляются пристройки, а фасад приобретает черты модерна. Перестроенное здание получилось эффектным и выделяется из общего ряда строений. Сильное впечатление от этого здания производится благодаря хорошо подобранным цветам - розовому, желтому и бирюзовому. Облицовочная плитка зеленоватого оттенка - главный, но не единственный элемент отделки. Фасад украшен витыми решетками, и резной лепниной, также украшен сверху полихромной мозаикой, изображающей цветы.


Известные здания

В самом начале переулка (дом №1) расположен жилой купеческий дом Ивана Емельянова, владевшего им в 1754 году. Это еще один сохранившейся памятник Овчинной слободы. В это же время купец задумал увеличить масштабы дома, и к 1806 году план его был осуществлен. Главный дом был возведен в стиле зрелого классицизма, о чем говорят типичные его черты: пилястровые портики, тройные "палладианские" окна. В этом доме в конце XIX в. находилась 6-я мужская гимназия до переезда в собственный дом в Большом Толмачевском переулке, а в советское время, в 1930-х гг. - музыкальное училище имени Октябрьской революции. 

В соседнем Большом Овчинниковском переулке нет особенно интересных архитектурных памятников, за исключением здания на углу с Пятницким переулком (№ 17/1), дом Н. С. Замятиной. Первый и второй этажи здания были построены в конце XVIII века (1886, архитектор И. Удалов), а третий и четвертый этажи - в начале XIX века (1906-1907 годах). Это типичная для конца XVIII века угловая композиция- закругленный угол усадьбы оформлен пилястрами, поддерживающими балкон третьего этажа. Формы, детали и пропорции здания, возведенного в купеческом районе, отличаются доморощенностью свойственной многим постройкам этого района города. Заслуживает внимания обработка угловой части каннелированными колоннами с ионическими капителями, придававшая этому дому монументальный характер, более подходящий для открытой широкой улицы или площади. Уже в 1906 - 1907 гг. здание было надстроено двумя этажами. 

Другая сторона Большого Овчинниковского переулка рассказывает нам о многих величайших мастерах кисти. В одном из несохранившихся деревянных одноэтажных домов (№ 12) жил выдающийся русский художник Николай Васильевич Неврев, автор многих жанровых и исторических картин («Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие», 1866, ГТГ; «Смотрины», 1888, ГТГ и др.). Он в 1897 г. переехал в дом своего брата и провел в нем последние годы жизни, до 1904 г. Это еще недавно было единственное сохранившееся здание, связанное с выдающимся художником-передвижником, вся творческая жизнь которого прошла в Москве.

Другой известный русский художник, Сергей Васильевич Малютин (автор работ «Сказка», ГТГ; «Подруги», 1893, ГТГ и др.) жил в этом переулке (дом № 24) в 1905 - 1906 гг. Переулок напоминает и о третьем художнике, который был известен не только живописью, но и серьезными искусствоведческими трудами, а также крупной организаторской деятельностью. Это Игорь Эммануилович Грабарь (автор работ «Хризантемы», 1905, ГТГ; «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина» и др.). В 1910-х годах он квартировал в доме (№ 26, во дворе), принадлежавшем родственникам его жены Мещериным.
 
Выходя из Среднего Овчинниковского переулка, мы попадаем на Овчинниковскую набережную. Проезд на месте современной набережной возник после прокладки Водоотводного канала в последней четверти XVIII века. Канал был проложен в 1783-1786 гг. вдоль центральной излучины Москвы-реки, на месте бывшего болота. Строительство Водоотводного канала в 1783 вызвано повреждением в половодье опор Большого Каменного моста. Для их восстановления река была отведена каналом (отсюда название). Длина канала 4 км, ширина от 30 до 50 м, глубина около 2 м. С постройкой Бабьегородской плотины Водоотводный канал стал судоходным. После сооружения Якиманской, Кадашевской, Овчинниковской, Шлюзовой, Болотной и Садовнической набережных берега Водоотводного канала были укреплены бетонными стенками, облицованы гранитными плитами. Современные границы набережной, оканчивающейся не у заметного ориентира - Комиссариатского моста, - а у малозаметного Руновского переулка, отражает планировку района, сложившуюся до постройки первого Комиссариатского моста в середине XIX века.

Через Водоотводный канал построено восемь мостов, в том числе два пешеходных (среди них: Чугунный, Комиссариатский, Садовнический, Малый и Большой Краснохолмский, Шлюзовой, Лужков мосты и др.)

Первый Комиссариатский мост располагался существенно восточнее современного. В 1927 году был построен Комиссариатский мост, а Генеральный план реконструкции Москвы 1935 предполагал замкнуть через него Бульварное кольцо. Этот план не был реализован, но уже после войны на трассе кольца было выстроено массивное здание Министерства внешней торговли СССР (современный МЭРТ). Квартал между Комиссариатским мостом и Руновским переулком полностью перестроен в 1990-е-2000-е годы. 

На другой стороне набережной расположено большое количество интересных зданий. Среди них, «Торговый дом наследников П. А. Смирнова». Среди крупнейших торгово-промышленных предприятий России фирма Петра Арсеньевича Смирнова занимала особое место. Её владелец по праву считается водочным королём России. Выходец из семьи крепостного крестьянина, Петр Арсеньевич начинал свою деятельность «в услужении» в винных погребах своего дяди Ивана Алексеевича. После того как отец Петра Арсений, скопив немного денег, открыл собственный ренсковый погреб и занялся торговлей напитками.После введения в Российской империи акцизной системы появилась возможность заняться производством водочных изделий высшего качества. Иван Алексеевич Смирнов (1806-1873) приобрёл водочный завод на Берсеневской набережной в Москве, а Арсений Алексеевич (1800-1877) переоборудовал свой ренсковый погреб на Пятницкой улице в водочный завод (позже он стал принадлежать Петру Арсеньевичу Смирнову, купцу третьей гильдии). В этом доме, который назывался «У чугунного моста», долгое время находилась главная контора, водочный завод и магазин фирмы П.А.Смирнова, а затем и учреждённое товарищество. На фасаде этого каменного четырехэтажного дома красовалась крупная надпись «Смирнов Петр Арсеньевич и сыновья». На первом этаже находились винный магазин, контора и столовая. На втором и третьем располагались жилые комнаты хозяев. В пристройках размещались комнаты для служащих и склад. Изготовляемый продукт Смирнова был удостоен многочисленных наград (это и несколько государственных гербов, многочисленные золотые медали, орден Св. Изабеллы, ордена Св. Анны 2-й степени). В середине 80-х годов Пётр Арсеньевич построил на Овчинниковской набережной шесть новых заводских корпусов, оснастив их новейшим оборудованием, и перевёл в них производство напитков. В 1918 году завод и дом у Чугунного моста стали «народным достоянием».

Борис Алексеевич поместил здесь Торговый дом потомков Поставщика двора его Императорского Величества и произвел полнейшую реставрацию здания.

Вот такое место хранит в Замоскворечье Москва! Место удивительной, необычайной красоты, наполненное богатейшей историей нашего государства.
Распечатать статью

Интересное рядом (33)

Театральная галерея на Малой Ордынке
icon
г. Москва, ул. Ордынка М., д. 9/12
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Граффити с изображением колокольни церкви великомученицы Параскевы Пятницы
icon
Граффити, выполненное в 2015 году с фотогравюры 1882 г. из альбома Н.А.Найденова, служит напоминанием, что на месте расположенного рядом вестибюля станции метро «Новокузнецкая» находилась церковь великомученицы Параскевы Пятницы, давшая наименование улице Пятницкая.
Дом-музей А.Н. Островского
icon
г. Москва, ул. Ордынка М., д. 9/12 стр.6
Третьяковская
5
Бюст А.Н. Островского
icon
Александр Николаевич Островский (1823—1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской академии наук.
М. Ордынка ул., д. 9 (в сквере)
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Палаты Титовых
icon
Исследователи считают здание образцом стиля, переходного от лапидарной средневековой архитектуры к «узорочью» второй половины XVII столетия.
ЦАО, Лаврушинский пер., дом 17, строение 1
Третьяковская
audioGuideОткрыть аудиогид
Улица Малая Ордынка
icon
Здесь проходила дорога в Золотую Орду.
Улица Малая Ордынка
ДобрынинскаяТретьяковская
Палаты князя Щербатова
icon
ЦАО, Раушская наб., дом 22, строение 2
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Карташово подворье
icon
Длинный трехэтажный дом по нечётной стороне Пятницкой улицы за номером 5 был известен в 1835-1855 годах как «Карташово подворье» по фамилии владельца – почётного гражданина, купца второй гильдии Ф.А. Карташова.
Пятницкая ул., 5 строение 1
ТретьяковскаяНовокузнецкая
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходные дома Привалова
icon
Дом 9 по улице Садовническая сегодня смотрит на нас из-за строительной сетки. Длинный уличный корпус рассечен двумя эркерами над подъездами. Внутри владения стоят еще два корпуса. Это работа архитектора Э.К. Нирнзее. Их пытаются сжечь, затопить и истребить нынешние владельцы участка. Однако крепкая архитектура столетней давности им явно не по зубам.
ЦАО, Садовническая ул., дом 9A
ТретьяковскаяНовокузнецкая
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходный дом, 1903 г., архитектор С.Ф. Суворов
icon
ЦАО, Пятницкая ул., дом 17/4, строение 1
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом меховщика Гальперина
icon
Дом № 13 по Пятницкой улице построен в стиле модерн с элементами готики. Построено здание по заказу Ильи Марковича Гальперина, меховщика-миллионщика в 1908-1909 годах известным архитектором Фёдором Шехтелем. Заказчик планировал разместить в цокольном этаже здания меховой салон, именно поэтому центральный вход в дом окружен двумя огромными витринными окнами. Кроме того, в доме располагался магазин галантерейных товаров Николая Алексеевича Крестовникова, состоявшего гласным Московской городской Думы и являвшегося выборным московского купеческого сословия.
Пятницкая ул., 13/21, строение 1
star-icon
3.1
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходные дома купеческого Замоскворечья
icon
Доходный дом - многоквартирный дом, построенный владельцем для сдачи квартир внаем и получения выгоды. В Замоскворечье доходные дома чаще всего строились купцами, чьи небольшие особняки и городские усадьбы находились поблизости. Так как это время пришлось на расцвет стиля "модерн", большинство доходников имеют в той или иной мере черты этого стиля.
Музей морского флота
icon
115035, Москва, ул. Большая Ордынка, д. 19, стр.1
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Большой Москворецкий мост
icon
Первым мостом Москвы был наплавной Москворецкий мост. Составляющие его брёвна лежали прямо на воде, мост разводили для прохода судов. Позже появились и другие наплавные мосты. Но эти мосты нужно было разбирать на время половодья, по ним трудно или невозможно было переправлять артиллерию большого калибра через реку. К XVII веку необходимость постоянного моста, не зависящего от времени года и погоды была осознана всеми.
мост, Большой Москворецкий
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Палаты, XVII-XVIII вв.
icon
Малоприметное внешне здание, которое скрывает старинные двухэтажные палаты и клады.
Ул. Пятницкая, д. 13, стр. 2
ТретьяковскаяНовокузнецкая
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом доктора Эберлина
icon
Неоклассический дом на углу Климентовского и Голиковского переулков известен как дом доктора Эберлина. Он был построен в 1913 году по проекту архитектора Бориса Михайловича Великовского. Голиковский переулок у дома Эберлина сильно сужается. Это узкое место – тоже память об истории Москвы.
Климентовский пер., 9/1
Третьяковская
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом жилищного кооператива
icon
Пятницкий пер., 3
3
audioGuideОткрыть аудиогид
Лепешкинское училище
icon
Усадьба на углу Большого Ордынского переулка, (дом № 50), в начале XIX века принадлежала жене статского советника Варваре Васильевне Курбатовой. На Пятницкую улицу выходил главный дом, а за ним, в глубине участка располагались флигели и служебный корпус.
Пятницкая ул., 50
ПолянкаДобрынинскаяТретьяковскаяСерпуховскаяНовокузнецкая
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Церковь Иоанна Предтечи, что под Бором, с домом причта
icon
На чётной стороне Пятницкой улицы видна главная вертикальная доминанта начала – колокольня храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором. К ней примыкает небольшой трехэтажный дом XIX века – дом причта храма Иоанна Предтечи. В доме причта проживали дьяконы, чтецы, пономари, псаломщики и другие служители церкви.
Пятницкая ул., дом 4/2, строение 8, 9
ТретьяковскаяНовокузнецкая
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом П. А. Смирнова
icon
На углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной находится особняк, как будто застывший во времени. Построил этот дом в середине XIX века купец Морковкин. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он происходил из крестьян графа Шереметева. Главная история дома связана с винно-водочным королем Российской Империи Петром Арсеньевичем Смирновым. Сбоку дома до сих пор красуется надпись «Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Петр Арсеньевич Смирнов».
Пятницкая ул., 1/2 строение 1
ТретьяковскаяНовокузнецкая
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходный дом В.А. Бони
icon
Дом № 20 по Пятницкой – доходный дом, построенный в 1911 году по проекту архитектора Сергея Матвеевича Жарова для купца, владельца мыловаренного завода Владимира Антоновича Бони. Жаров служил помощником владимирского городского архитектора, но проживал постоянно в Москве и лишь на три дня в неделю выезжал во Владимир. Помимо дома на Пятницкой, в Москве по его проекту был возведён ещё очень интересный дом в Пестовском переулке.
Пятницкая ул., 20, стр. 1
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Городская усадьба Сысалина — Голофтеевых
icon
Усадьба занимает всё пространство между двумя Ордынками и поэтому имеет адреса сразу по двум улицам.
ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 31/12, строение 1
Третьяковская
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходный дом архитектора Ганешина
icon
Дом № 53 по Пятницкой улице построен в начале Первой мировой войны архитектором Фёдором Ганешиным в неоклассическом стиле, как доходный дом для Владимира Владимировича Третьякова. Вскоре здание сменило владельца, новым хозяином стало Московское домостроительное акционерное общество.
ЦАО, Пятницкая ул., дом 53/18, строение 1
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом завода «Геодезия» архитектора  К. Н. Афанасьева
icon
Самый высокий дом Пятницкой улицы десятиэтажный дом № 59 - классика сталинского стиля – построенный в 1938 году для завода «Геодезия» по проекту архитектора К. Н. Афанасьева.
ЦАО, Пятницкая ул., дом 59/19, строение 5
ДобрынинскаяСерпуховская
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Жилой дом XVIII века
icon
-
ЦАО, Пятницкая ул., дом 31, строение 2
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Дом Е.Д.Свешниковой
icon
Жилой дом Е.Д.Свешниковой, Новокузнецкая ул., д.29 построен по проекту архитектора С.Ф.Воскресенского в 1913 году в стиле, близком к неоклассицизму.
Усадьба XVIII в.
icon
Дом построен в 1851 году, является объектом культурного наследия, представляет собой старинный особняк XVIII в.
Ордынка Б. ул., дом 38, строение 1
Третьяковская
Раушская набережная
icon
На данный момент практически весь речной фасад Раушской набережной занят корпусами Мосэнерго.
Дом жилой (палаты) (XVIII - XIX вв.)
icon
Единственное здание, уцелевшее от усадьбы суконного фабриканта и купца XVIII века И.Г.Журавлева, строителя несохранившейся церкви Параскевы Пятницы, давшей имя улице.
ул. Пятницкая, д. 10, стр. 2
ТретьяковскаяНовокузнецкая
audioGuideОткрыть аудиогид
ДК Энергетиков
icon
Раушская наб., 14 стр.1
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Ведомственный дом МОГЭС
icon
МОГЭС или ГЭС-1 им. Смидовича старейшая московская электростанция. Здесь работали такие светила отечественной энергетики как Г. М. Кржижановский, а директором ГЭС-1 был Классон. Инженерский состав станции проживал в ведомственных домах ГЭС-1, рядом на Садовнической.
Садовническая ул., 11 строение 10
ТретьяковскаяНовокузнецкая
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Городская усадьба А.В. Целибеевой - М.Д. Карповой
icon
Усадьба на Новокузнецкой улице (до 1922 года называлась Кузнецкая улица по существовавшей здесь слободе кузнецов) была построена в 1й половине XIX века, в послепожарный период. Это была типичная для того времени небольшая городская усадьба - двухэтажный главный дом, стоящий по красной линии улицы, справа и слева от него - одноэтажные флигеля, за главным домом - двор с садом. Вплоть до конца XIX века усадьбой владела семья купцов Целибеевых, выходцев из Малоярославца, членов Рогожской старообрядческой общины.
ЦАО, Новокузнецкая ул., дом 11, строение 1
ТретьяковскаяНовокузнецкая
star-icon
2.9
audioGuideОткрыть аудиогид
Жилой дом, 1875 г.
icon
Это двухэтажное здание XIX века, при строительстве которого были использованы дерево и белый камень, а цоколь облицован керамической плиткой.
ЦАО, Ордынка М. ул., дом 30/6, строение 1
Полянка