Триумфальная площадь

Триумфальная площадь

Триумфальная площадь

Когда-то на этом месте был земляной вал с оборонительным рвом. Через них на Тверской дороге-тракте для проезда в город прикопали насыпь и поставили охранников-караульщиков. Местность называлась Тверские ворота Земляного города.

5
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Расположение и происхождение

Первые Триумфальные ворота через Земляной город на Тверской дороге были сооружены по случаю победы в Полтавской битве в 1709 году. Они были временными. Когда столицей стал Санкт-Петербург, из него по Тверской дороге в Москву на коронование стали приезжать будущие правители земли русской. И на границе Москвы их торжественно встречали у нарядных ворот. Имя – «Триумфальная» - площадь получила после того, как на ней в 1722 году установили «врата Триумфальные на вход… отца Отечества Петра Великого с торжеством оконченной войны…» За всю свою историю Триумфальные ворота много раз «поновлялись» и перестраивались.

В конце XVIII века на 12 площадках города было решено построить торговые площади. В их число попал и район Триумфальных ворот. Сюда стали привозить для продажи уголь, дрова и сено. Однако в то время площадь не была широкой и открытой: она была еще заостренной. В 1805 году земляной вал по обе стороны Тверской улицы был срыт, а ров - засыпан. Свободная площадь уже как бы сформировалась, но ворота еще украшали ее. После победы над Наполеоном «новые» Триумфальные ворота были построены чуть дальше от центра, у Тверской заставы (сейчас площадь Тверская Застава, где расположен Белорусский вокзал).

Площадь чуть-чуть изменила имя - стала называться площадью Старых Триумфальных ворот. Торговая сеть Москвы в те годы была очень насыщенной и дифференцированной. Она снабжала товарами не только Белокаменную, но и другие города. В установленные базарные дни на площадь Старых Триумфальных ворот, на рынок, привозили камень для мощения улиц. Здесь встречались мостники из больших и малых поселений России. Но к концу XIX века этот рынок стал постепенно отмирать. Посредине Старо-Триумфальной в XIX, да и в XX веке стояла водоразборная будка, так как окрестные строения водопровода не имели. После многих усилий будку закрыли и прилегающую площадь превратили в затейливый цветник. Именно с этого момента рыночная площадь начала свое удивительное превращение в площадь театральную.

XX - XXI в.

В 1902 ловкий и предприимчивый антрепренер француз Шарль Омон купил солидное здание на углу Тверской и Садовой и поручил специалистам переделать его под постоянный театр. После Омона это здание в афишах числилось театром «Буфф» А.Э. Блюменталь-Тамарина (1906-1909 гг.), а затем театром «Зон» по фамилии антрепренера И.С. Зона (1912-1918) - все это были труппы легкого жанра. После революции, в 1918 году, частные театры национализировали и вскоре их передали в ведение Наркомата просвещения, где был создан театральный отдел. Всемогущим заведующим ТЭО стал Всеволод Мейерхольд. Он-то и создал на базе бывшего роскошного «Омона» свой театр с революционным репертуаром. Это был ставший вскоре широко известным «ГосТИМ» - Государственный театр имени Мейерхольда. Случай даже для тех дней не частый: при жизни режиссера театр стал сразу носить его имя! В ГосТИМе часто бывал Владимир Маяковский - здесь ставили его пьесы: один «Клоп» чего стоил, гремел на всю страну. Театр Мейерхольда ставил здесь свои спектакли, до 1933 года, когда был закрыт из-за реконструкции здания и вообще площади Маяковского.

Изначально все работы по реконструкции площади были поручены правительством известному архитектору А.В. Щусеву. Здание театра, по замыслу зодчего, должно было иметь громадную угловую башню с завершающей скульптурой Маяковского.

Но труппу Мейерхольда вскоре распустили, сам он был арестован. И архитектор Чечулин был вынужден срочно переделывать проект под иной зал, а Щусев свое имя с проекта снял. После непростой достройки, осенью 1940 года здесь открылся Государственный концертный зал имени Чайковского.

Стена к стене, рядом с театром Омона – Буфф - Зона - Мейерхольда, в 1910 году братья Никитины приступили к постройке просторного современного по тем меркам циркового здания, которое стало весьма популярным в Москве. Цирк на Руси любили издавна, и проблема пустого зала у Никитиных не стояла.

В 1919 году здесь открылся «2-й Госцирк», который еще несколько лет служил по своему прямому назначению. Затем наступила череда переделок-перестроек (1926-1936 годов), после которых здесь уже размещается известный Мюзик-холл. До 1960-х здесь «квартировалось» несколько театральных коллективов. В 1965 году было решено здание капитально отремонтировать. И с осени 1965 года спектаклем «Клоп» здесь начинает свою жизнь Театр Сатиры - и по сей день сцена принадлежит этому театру.

Если перейти Триумфальную площадь, то окажешься на месте, где еще чуть менее 30 лет назад перед гостиницей «Пекин» стояло весьма любопытное здание. В солидном трехэтажном доме Гладищева, по старому адресу Садовая, 1/29, с 1910 по 1922 год располагался популярный у состоятельных москвичей театр-варьете и ресторан «Альказар» (кабинеты, буфет, вина лучших марок). Вскоре после революции варьете закрыли, «превосходную кухню до четырех часов утра» упразднили, и какое-то время стены пустовали. Затем там последовательно работали Театр эстрады, Театр сатиры. С 1961 и по 1974 год в этом здании находилась Студия молодых актеров. Труппу, состоявшую в основном из выпускников школы-студии МХАТ, организовал и возглавил энергичный Олег Ефремов (вообще-то студия жила с 1956 г., но без помещения). Студийцы, как свое знамя, тогда поставили прекрасную пьесу Виктора Розова «Вечно живые». Так состоялось рождение театра «Современник». В 1974 году «Современник» переехал на Чистые пруды, а старое, заслуженное здание сломали, разобрали по камушку и место затем заасфальтировали. При его разборке многие театралы даже брали по старинному кирпичику на память!

На этой же стороне Триумфальной площади после исчезновения «Современника», буквально в десятке метров, осталось еще одно памятное зрительское место. Правда, это не театр, а кинотеатр. Родоначальник отечественного кино А.А. Ханжонков в 1913 году построил здесь первый большой столичный кинотеатр.

Здание старого кинотеатра в 1956 году встроено в громоздкое административное ГлавАПУ так, что сразу и не сообразишь, что перед тобой редкостная старина.

Совсем рядом, на углу Оружейного переулка и бывшей улицы Горького, у левого фасада ресторана «София», когда-то стоял Центральный театр кукол Сергея Образцова.

Рассказывая о Триумфальной площади нельзя не упомянуть еще об одном «театре». У него не было крыши и стен, у его входа не вывешивались афиши, но все-таки это место было, пожалуй, главной литературной сценой столицы многие годы. 19 июля 1958 г. на площади был открыт памятник В.В.Маяковскому. После того, как закончилась официальная часть торжеств, включавшая в себя и «литературный концерт» с участием известных советских поэтов, чтение стихов Маяковского (и своих собственных) «в неофициальном порядке» продолжила собравшаяся на площади молодежь. Спонтанно возникший поэтический вечер на открытом воздухе понравился его участникам, и подобные встречи у памятника Маяковскому стали регулярными. Сходки на площади Маяковского быстро приобрели характер литературной фронды — в силу того единственного обстоятельства, что они не были санкционированы ни комсомольскими, ни партийными органами, а стихи, которые читали их участники, не подвергались никакой предварительной цензуре. «У Маяка» читали свои произведения Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и многие другие.

Автор статьи: Татьяна Воронцова
Распечатать статью

Интересное рядом (11)

Миусская электрическая трамвайная подстанция
icon
Возраст здания, в котором расположена Миусская электроподстанция, — 114 лет. Она до сих пор выполняет свои функции.
Галерея Artstory
icon
г. Москва, Старопименовский пер., д. 14
ТверскаяМаяковская
Особняк А.В.Демидова
icon
Сочетание стилей, выполненное с превосходным вкусом, деликатностью и чувством меры, позволяет назвать особняк замечательным образцом московской архитектуры начала XX века.
Садовая-Кудринская ул., дом 17, стр. 1
БаррикаднаяМаяковская
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Памятник Владимиру Маяковскому
icon
Памятник поэту Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади
Москва,Триумфальная площадь
star-icon
3.7
Доходный дом Е. М. Калиновской, 1911 г., архитектор Э. К. Нирнзее
icon
Одним из украшений 4-й Тверской-Ямской улицы, не избалованной архитектурными памятниками, является дом 5, построенный в 1911 г. для Е. М. Калиновской по проекту известного московского архитектора Э. К. Нирнзее в стиле поздний модерн.
Доходный дом с магазинами, кон. XVIII в. Здесь жили художник-передвижник В.Г.Перов и писатель А.И.Левитов
icon
Мемориальное здание мастерской выдающегося художника XIX в. В.Г.Перова – флигель во дворе доходного дома в завершении ул. Тверской на пересечении с Садовым кольцом по правой стороне.
Городской родильный дом имени А. А. Абрикосовой
icon
По иронии судьбы этот роддом в советские годы перестал носить имя многодетной матери, и получил имя человека, активно выступавшего за аборты.
Городская усадьба,  XVII в. - XIX в - Флигель, середина XVIII в. - начало XIX в., 1885 г., 1897 г. - Флигель, 1815 г.
icon
В старину здесь между Тверской и Дмитровской дорогами располагалась слобода воротников – стражей градских ворот. В слободе был выстроен храм во имя Пимена Великого – небесного покровителя московских воротников.
Большая Садовая улица
icon
Большая Садовая улица является частью Садового кольца, опоясывающего Москву по границе Земляного города. Садовое кольцо образовалось в 1816-1823 годах после того, как был срыт земляной вал, а улицы обсажены садами.
Большая Садовая улица
Дом, в котором с конца 1921 г. по 1924 г. жил писатель М.А. Булгаков (кв.50, кв.34) (Пигит)
icon
Дом, ставший первым московским приютом Михаила Афанасьевича Булгакова.