Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Индекс истории: почтовое наследие Москвы

Приобщиться к истории российской почты поможет увлекательный тематический маршрут.

Индекс истории: почтовое наследие Москвы
Индекс истории: почтовое наследие Москвы
A
ЦАО, Мясницкая ул., дом 26А, строение 1
Тургеневская, Чистые пруды
B
ЦАО, Серафимовича ул., дом 2
2 ч. 8 м.
10.7 км

Приобщиться к истории российской почты поможет увлекательный тематический маршрут.

5.00
Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
A
ЦАО, Мясницкая ул., дом 26А, строение 1
Тургеневская, Чистые пруды
B
ЦАО, Серафимовича ул., дом 2
Информация о маршруте

Московская архитектура представляет собой смешение стилей, традиций и эпох, составляющих колоритный портрет города и его жителей. Многие исторические здания столицы, среди которых подлинные шедевры градостроительства, с незапамятных времен стали размещать в своих стенах не только магазины, рестораны и отели, но и порой куда более важные символы времени – отделения почты. «Почтовая тема» оставила свой след на карте города (в столице есть и Большая, и Малая Почтовые улицы), став частью семейной традиции многих поколений горожан.

Писать письма, отправлять посылки и открытки с красивыми видами города – для многих именно этот «ностальгический» инструмент коммуникации остается не только самым теплым, но и наиболее предпочтительным. Выдержав испытание временем, отделения почты, разбросанные по всему мегаполису, оказались еще одним связующим звеном между настоящим, прошлым и будущим.

История возникновения «почтовой практики» в России берет свои истоки в далеком прошлом: ее первый фундамент был заложен еще в конце IX столетия. В давние времена на Руси отправляли с купцами, а то и с целыми торговыми караванами документы важнейшего этапа письменной истории русского языка – берестяные грамоты. С расширением границ территории Московского княжества, к середине XVI века была создана новая, особая система доставки грамот, – так называемая «скорая ямская гоньба». С конца XVI столетия почтовыми делами стал ведать Ямской приказ. Система российской почты полностью сложилась на излете XVII века, продемонстрировав свою эффективность и конкурентоспособность.

Идейным вдохновителем регулярной почтовой связи в России, в том числе международной, принято считать Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина. Выдающийся государственный деятель оставил свой след в отечественной истории не только как талантливый дипломат, экономист и специалист по военному делу, но и как организатор почты. Ордин-Нащокин сумел убедить царя Алексея Михайловича (второго русского царя из династии Романовых, отца Петра I) в необходимости создания регулярной, надежной почтовой связи: «Это великое государственное соединительное дело впредь к умножению всякого добра царству Московскому будет», - предсказал дипломат, и, как показывает время, не ошибся.

Самый древний почтовый двор размещался в Московском Кремле. Местом временной «прописки», помимо Ямского и Посольского приказов в Кремле, в разное время также служили двор боярина Ивана Милославского, Житный двор, двор Петра Шафирова, дом адмирала Крейса, Дом Лазарева на Мясницкой улице.

Официальной датой образования московского Императорского почтамта как самостоятельного, отдельного предприятия принято считать 1711 год. Детальные сведения о прошлом почтовой конторы доступны, начиная со второй половины XVIII века, поскольку весь архив почтамта сгорел во время Троицкого пожара 1737 года.

Одна из старейших в Европе, отечественная почтовая система переживала бурное развитие во времена так называемой натуральной почтовой повинности, трансформировавшись благодаря появлению почтовых станций, основанных в XVIII веке. Впрочем, «в карете прошлого никуда не уедешь», - как в свое время прозорливо заметил писатель и драматург Максим Горький, предсказавший будущую модернизацию «всего и вся». Колоссальный путь, который российская почта прошла за сотни лет своей истории, по-прежнему помогает открывать, внедрять и создавать новые возможности для будущего.

Наш маршрут предлагает взглянуть на ряд уникальных зданий, сохранивших атмосферу «старой Москвы», и ставших еще одной визитной карточкой столичной «почтовой культуры», активно развивающейся и по сей день.

*Фотографии к объектам маршрута предоставлены:
1 - Александр Иванов
2 - Shutterstock
3 - Shutterstock
4 - Shutterstock<
5 - Анастасия Павлова
6 - Shutterstock

Автор статьи: Валерия Пайкова
Рекомендации
В путь!
Московский Императорский почтамт и телеграф
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVIII в., 1790-е, 1803-1804, 1855-1856, 1910-1912
Адрес:
ЦАО, Мясницкая ул., дом 26А, строение 1
Ближайшие станции метро:
Тургеневская, Чистые пруды
Архитекторы:
Л.А. Веснин, Л.И. Новиков, О.Р. Мунц
Эпоха:
18 век, 19 век, 1910-е
4.16
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута

(Почтовое отделение № 101000)


Ближайший сподвижник Петра I, князь Александр Меншиков, стал собственником участка земли у Мясницких ворот в 1699 году. Там, где сегодня располагается Почтамт, раскинулась княжеская усадьба, а рядом, буквально, «вознеслась к небу» церковь Архангела Гавриила, более известная как Меншикова башня, или «сестра колокольни Ивана Великого». В свое время она была самым высоким зданием в Москве. Храм, возведенный московским зодчим Иваном Зарудным в стиле нарышкинского барокко, сохранился до наших дней. После смерти Меншикова, принадлежавший ему двор вместе со всеми строениями, в 1730 году был передан в вечное потомственное владение князю Куракину. В 1783 году владение было продано одному из крупнейших землевладельцев и предпринимателей екатерининской эпохи, графу Ивану Лазареву, который в 1785 году сдал часть своего владения Московскому почтамту, а спустя еще несколько лет решил окончательно с ним расстаться, продав в городскую казну. Кресло московского почт-директора в 1789 году занял Иван Борисович Пестель, отец декабриста Павла Пестеля.


В 1860-х годах к старому зданию были присоединены пристройки, спроектированные ведущими архитекторами своего времени, включая Альберта Кавоса, руководившего восстановлением Большого театра, а позже и Игнатия Залесского (автора Храма Иконы Божией Матери «Знамение» при 2-й Городской больнице имени князя А. А. Щербатова). В 1864 году во флигеле проходили вечера Общества любителей художеств. Здесь свои новые произведения читали поэты, драматурги и литераторы, ставшие гордостью русской литературы: А. А. Фет, А. Н. Майков, А. Н. Островский, А. Н. Плещеев, А. Ф. Писемский.


Конец XIX-начало XX столетия сопровождался активным развитием почты и телеграфа. Примерно в это же время стало очевидно, что ветхое и несовременное здание почтамта не соответствует веяниям времени и потребностям населения. Решено было воздвигать новое здание на Мясницкой. Строительство было начато в 1910 году.


Эффектное, импозантное сооружение с куполом, точно перекочевавшим из древнего византийского храма, было открыто в 1912 году. Многочисленных посетителей почтамта встречал просторный операционный зал, отделка которого была выполнена в стилистике венского модерна. Необъятных размеров зал с колоннами, лепниной и галереями в три этажа моментально стал центром притяжения горожан, спешащих отправить весточки родным и близким в разные города и веси.


Настоящей «жемчужиной» Императорского почтамта оказался световой стеклянный купол, конструкцию которого, по мнению подавляющего большинства исследователей, спроектировал выдающийся инженер Владимир Шухов. Операционный зал стал не только одним из самых просторных, но и, возможно, самым красивым и функциональным в Европе. Больше ста лет назад здесь обрабатывалось примерно 12 процентов корреспонденции со всей страны.


Возведенный на Мясницкой улице комплекс зданий Московского императорского почтамта и телеграфа (по проекту архитектора Оскара Мунца и гражданского инженера Л.И. Новикова, при участии знаменитых братьев-конструктивистов Весниных), стал не только архитектурной доминантой окружающего пространства, но и значимым объектом общественной жизни Москвы.


Ансамбль Московского почтамта состоит из 22 зданий и сооружений, три из которых признаны объектами культурного наследия регионального значения. В 1927 году московский телеграф переехал в отдельное здание на Тверской.


Историческое, объемное, внушительное по форме и внутреннему содержанию здание Московского Императорского почтамта притягивает к себе, как магнит. В настоящее время здесь проходит первая со времен постройки масштабная реставрация. Зданию не только придадут обновленный вид, но и вдохнут новые «смыслы», приспособив под современные нужды целый почтовый квартал на Мясницкой.


Несмотря на строительные работы, почтовое отделение № 101000 по-прежнему открыто и принимает клиентов в круглосуточном режиме, 24/7. Лишь в канун празднования Нового года отделение закрывается в 21:00 для того, чтобы вновь возобновить работу уже 1-го января в 8 часов утра.

Следуйте на юго-восток. Поверните направо в сторону Архангельского переулка. Затем сверните направо, в Кривоколенный. Поверните налево на Мясницкую ул., далее налево в сторону Лубянского проезда. Резкий поворот направо на Лубянскую площадь, затем налево на Никольскую ул. Пункт назначения будет справа.
Заиконоспасский монастырь
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XV в.
Адрес:
ЦАО, Никольская ул., дом 7-9, строение 4
Архитекторы:
И.П. Зарудный, И.Ф. Мичурин, М.Т. Преображенский, З.И. Иванов
Эпоха:
15 век
3.88
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута

(Почтовое отделение № 109012)


Идущая от Красной площади Никольская улица издревле снискала себе завидную репутацию «центра просвещения». Именно здесь в свое время располагалась первая высшая школа древней Руси (Славяно-греко-латинская академия в Заиконоспасском монастыре), своего рода «колыбель печатного дела» - Печатный двор, на котором работал сам Иван Федоров. Это место по-прежнему пропитано внутренней силой, магнетизмом и природным шармом старой Москвы.


На рубеже XIX и XX столетия по красной линии Никольской улицы, которую из-за обилия церквей и монастырей даже окрестили «Священной», возвели два добротных, монументальных дома. Один из них - Торговый дом - был построен в русском стиле в 1899-1901 гг. по проекту архитектора М. Т. Преображенского. Рядом, восточнее, в 1900 году соорудили доходный дом монастыря, спроектированный архитектором З. И. Ивановым. Два дома в буквальном смысле «оградили» обитель старинного Заиконоспасского мужского монастыря от шума и гама центральной улицы и близлежащей Красной площади.


Многие горожане и гости столицы выбирают отделение почты № 109012 в уникальном историческом доме 7-9 стр. 4 на Никольской отнюдь не случайно. Здесь можно отвлечься от вечной «суеты сует» и вспомнить о почтовом этикете прошлого, отправив близким весточку в любую точку России и земного шара.

Следуйте на юго-запад по Никольской ул. в сторону Ветошного переулка. Поверните направо, к пр-ду Воскресенские Ворота. Поверните направо на Манежную пл. Поверните налево на ул. Охотный Ряд. Поверните направо на Тверскую ул. Поверните направо на Пушкинскую пл., затем налево на Тверскую. Продолжайте движение по ул. 1-я Тверская-Ямская. Пункт назначения будет справа.
Доходный дом Ф.В.Езерского
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1903
Адрес:
ЦАО, Тверская-Ямская 1-я ул., дом 6
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
К.Л. Розенкампф
Эпоха:
1900-е
3.56
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута

(Почтовое отделение № 125047)


Мастер московского модерна Клавдий Леонидович Розенкампф перестроил доходный дом №6, расположенный на 1-й Тверской-Ямской, в самом начале XX столетия, в 1903 году. Благодаря талантливому зодчему, среди знаковых построек которого множество достойных восхищения сооружений (в том числе комплекс доходных домов на Малой Дмитровке), дом на Тверской-Ямской обрел хоть и неброские, но весьма узнаваемые, индивидуальные черты. Строгий, но с характером дом был под стать своему хозяину, дворянину Федору Венедиктовичу Езерскому. Педантичный и обстоятельный по характеру Езерский, как в том знаменитом стихотворении, во всем хотел «дойти до самой сути». Однажды обнаружив многочисленные изъяны в общепринятой в то время европейской системе двойного учета, русский теоретик и практик бухгалтерского дела создал собственную «систему тройного учета», которая по сей день применяется в сфере управленческого учёта. Езерский призывал использовать в бухгалтерской практике только русские слова, отказавшись от ненужных заимствований из иностранных языков, так как считал, что лишь родной язык сможет обеспечить стопроцентное понимание сложной терминологии. Федор Венедиктович посвящал много сил и времени популяризации обучения молодежи, издавал журнал Общества счетоводов, был организатором и идейным вдохновителем самых популярных в России бухгалтерских курсов, на которых могли обучаться как мужчины, так и женщины. В 1909 году на фасаде дома на Тверской-Ямской появилась надпись: «Счетоводные курсы Езерского».


В наши дни в солидном четырехэтажном здании расположено почтовое отделение № 125047. В России, так же как это было когда-то в Советском Союзе, по-прежнему действует шестизначная система индексации, где первые три цифры – код города, а три следующие – код конкретного почтового отделения. При этом Москва имеет в своем «почтовом арсенале» сразу несколько кодов города.

Следуйте на юго-восток по ул. 1-я Тверская-Ямская в сторону 1-го Тверского-Ямского переулка. Поверните налево в сторону Триумфальной пл. Поверните направо в Оружейный пер. Далее налево на ул. 1-я Брестская. Поверните направо на Большую Садовую ул., затем налево на ал. Архитектора Шехтеля. Сверните направо в сторону Малой Бронной, далее налево на Большую Садовую ул. Продолжайте движение по Садовому кольцу. Сверните направо на Баррикадную ул. Резкий поворот направо – вы на месте.
Высотка на Кудринской площади
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1948—1954
Адрес:
Кудринская пл., дом 1
Ближайшие станции метро:
Краснопресненская, Баррикадная
Архитекторы:
М.В. Посохин , А.А. Мндоянц
Эпоха:
1950-е
4.01
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута

(Отделение почты № 123242)


Закладка сталинской высотки на площади Восстания (ныне Кудринской площади) состоялась осенью 1947 года. В 1950 году в Советском Союзе даже была выпущена почтовая марка, запечатлевшая проект будущей высотки. Строительство небоскреба заняло восемь лет. Высота дома с башней и шпилем составила 156 метров; здание, облицованное светлым камнем, стоит на широком стилобате. Авторами проекта стали М.В. Посохин и А.А. Мндоянц, в паре с которым будущий главный архитектор Москвы спроектировал так называемые "дома-книжки" на Калининском проспекте (ныне Новый Арбат). Михаил Посохин позже вспоминал, что, работая над высоткой, воскрешал в памяти, помимо всего прочего, древнерусские шедевры архитектуры: колокольни Ивана Великого и Новодевичьего монастыря, церковь Вознесения в Коломенском, а также величественные башни Московского Кремля.


Словно взмывающий ввысь знаменитый сталинский небоскреб прозвали «Домом Авиаторов», поскольку среди жильцов были легендарные летчики, Герои Советского Союза Михаил Громов, Константин Коккинаки, Сергей Анохин, руководители авиапредприятий (строительство курировало министерство авиапромышленности), служащие госаппарата, артисты и музыканты.


Из всех «семи московских сестер», высотка на Кудринской получилась поистине впечатляющей. Бронзовые люстры в вестибюлях, зеркала, колонны с позолотой, отделка гранитом и мрамором, метлахская плитка на полу, резной дуб и красное дерево, цветные витражи. Общественное пространство в главном корпусе напоминает роскошный музей, украшенный витражами Павла Корина.


На первых этажах высотки в свое время разместился Гастроном № 15, а также парикмахерская, кинотеатр «Пламя», ателье и химчистка, кафе-мороженое и почтовое отделение. Невероятно, но факт: отделение почты № 123242 в сталинской высотке по-прежнему принимает посетителей! Среди них, конечно же, не только жильцы дома, но и те, кто выбирают именно это «историческое» отделение ради особого антуража и чарующей атмосферы. Недаром высотка на Кудринской площади в свое время успела засветиться в кино, - во всенародно любимой картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Следуйте на запад. Поверните направо в сторону Кудринского переулка. Сверните направо на Садовое кольцо, продолжайте движение по Новинскому бульвару. Сверните направо в сторону Нового Арбата. Поверните налево. Поверните направо на Новинский б-р. Пункт назначения будет справа.
Жилой дом на Смоленской, архитектор И. В. Жолтовский
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1939—1956
Адрес:
ЦАО, Смоленская пл., дом 13/21
Архитекторы:
Эпоха:
1950-е
3.56
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута

(Почтовое отделение № 121099)


Строительство фасадного дома в районе Арбата, по проекту одного из мастодонтов советской архитектурной школы, автора здания Московского ипподрома Ивана Жолтовского, началось в 1939 году, однако в планы вторглась Великая Отечественная война, и все строительные работы пришлось на несколько лет прервать.


Во время Великой Отечественной войны Московский почтамт ни на один день не прекращал свою работу, ведь почта была едва ли не единственным средством связи, помогая близким и родственникам находить людей на фронте и в тылу. За годы войны было доставлено ни много ни мало аж 6 миллиардов писем! Почтальоны не раз проявляли не только невероятную отвагу, доставляя фронтовые письма «по адресу», но и редкую находчивость даже в тех случаях, когда никакого адреса не было вовсе. Однажды, в 1942 году в 18-е почтовое отделение поступило трогательное письмо. На конверте детским почерком было написано: «Москва. Моему папочке Петру Андреевичу Еринскому». Ни улицы, ни номера дома, ни, тем более, квартиры указано не было. Письмо, больше напоминавшее уравнение с тремя неизвестными, несколько озадачило работников почтового отделения. Тем не менее, они решили попытаться разыскать адресата. Отправляясь «в обход» по району, буквально все московские почтальоны задавали соседям один и тот же вопрос: не проживает ли на данном участке некий Пётр Андреевич Еринский. Добрые вести на заставили себя долго ждать, - уже на следующий же день почтальон Яковлева доставила письмо по искомому адресу: Октябрьская ул., д. 4, кв. 47. Именно здесь, как выяснилось, проживал разыскиваемый девочкой отец – военврач 3-го ранга П. А. Еринский. Письмо его девятилетней дочери было доставлено из Башкирии в целости и сохранности. Военврач, до глубины души потрясенный столь чутким отношением почтальонов к семье и работе, прислал в 18-е московское почтовое отделение благодарственное письмо.


Суровый и величавый 10-этажный жилой дом на Смоленской площади был возведен в 1951 году. Зодчий-перфекционист, думающий не только о «красоте дома», но и о комфорте жителей, И.В. Жолтовский продумал все до мельчайших деталей, не упустив из вида даже размер лестничных ступеней в подъездах. Массивное здание, чем-то похожее на римское палаццо, спроектировано несколько асимметричным, с пристроенной к нему сбоку красавицей-башней, своего рода архитектурной «вишенкой на торте». В центре фасада, выходящего на Садовое кольцо, красуется проездная арка. В здание также встроен вход на станцию метро "Смоленская" (Филёвской линии).


Сегодня жилой дом, выполненный в парадном стиле монументальной сталинской архитектуры, является объектом культурного наследия регионального значения. Здесь расположены Центральная библиотека им. Н. А. Добролюбова и почтовое отделение № 121099.

Следуйте на север по Садовому кольцу, в сторону Проточного переулка. Поверните налево на Новинский б-р, затем направо в сторону Нового Арбата. Продолжайте движение по Новому Арбату, далее по Воздвиженке. Поверните направо на Моховую ул., затем направо на Кремлевскую наб., далее направо на Большой Каменный мост. Резкий поворот на ул. Серафимовича. Поверните налево. Пункт назначения будет справа.
«Дом на набережной» (Кинотеатр «Ударник»)
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1928–1931
Адрес:
ЦАО, Серафимовича ул., дом 2
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Б.М. Иофан
Эпоха:
1920-е, 1930-е
3.97
Узнать об объекте больше
6
О точке маршрута

(Почтовое отделение № 119072)


В Доме на набережной, построенном в 1931 году по проекту архитектора-модерниста Бориса Иофана, получившего образование в Италии, жили знаменитые военачальники, деятели партии и правительства, писатели, артисты, ученые и академики. Хотя официальное название дома на набережной Москвы-реки было “1-й Дом советов ЦИК и СНК”, в народе гигантское серое здание окрестили “Домом Правительства”. Борис Иофан (автор павильона «Рабочий и колхозница» и проекта Дворца Советов) создал не просто дом, а целый «исторический комплекс», состоявший из восьми корпусов, 25 подъездов и свыше 500 квартир (по две на каждом этаже). Строительство дома с видом на Кремль продолжалось четыре года, и вот почему: при доме имелась не только своя столовая, но и (на тот момент) самый большой кинотеатр в городе («Ударник», в стенах которого в 1935 году провели первый Московский международный фестиваль), спортзал, универмаг, прачечная, поликлиника, сберкасса, библиотека, детский сад, ну и, конечно же, отделение почты. В 1961 году в свой новый дом, «Дом на набережной», переехал и «Театр эстрады».


После выхода в свет нашумевшей повести «Дом на набережной» писателя Юрия Трифонова, проживавшего в этом доме с 1931-1939 годы и в красках описавшего быт, нравы и настроения его обитателей, жилой комплекс обрел новый лирический «псевдоним», актуальный и по сей день. Не удивительно, что в доме, ставшем символом целой эпохи, по-прежнему востребованы услуги отделения почты, сохранившей в себе лучшие традиции прошлого.

На этом наша прогулка подходит к концу.
Поделитесь статьей с друзьями