К 150-летию Щусева – мэтра архитектуры, автора Казанского вокзала и Мавзолея Ленина

К 150-летию Щусева – мэтра архитектуры, автора Казанского вокзала и Мавзолея Ленина

82 ч. 58 м.15 км
5
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Введение

В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения Алексея Викторовича Щусева, одного из самых универсальных и «полифоничных» отечественных архитекторов, в биографии которого были такие, казалось бы, метафизически несовместимые проекты, как Мавзолей Ленина и Марфо-Мариинская обитель.

Щусев родился в дворянской семье в Кишиневе. После смерти родителей учился в Петербурге, в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств, где его педагогами были Л.Н. Бенуа и И.Е. Репин. За свой дипломный проект Щусев, еще студентом проявивший себя как весьма одаренный рисовальщик, был награждён 18-месячной ознакомительной поездкой в Европу. В 1914 году он стал автором российского павильона на XI биеннале в Венеции.

Поэт Иосиф Бродский называл архитектуру «перлом пространства». Для практика Щусева архитектура была не умозрительной геометрической абстракцией, а, скорее, полем для экспериментов, испытательным полигоном архитектурных приемов.

Возможно, поэтому маршрут «зигзаговидной» биографии академика архитектуры А.В. Щусева (1873-1949) поражает своей нестандартностью. До 1917 года Алексей Викторович твердо зарекомендовал себя как один из самых ярких мастеров модерна, став автором многочисленных православных храмов и церквей. После революции архитектор вынужденно сменил ракурс, дебютировав в качестве новатора-конструктивиста. Спустя еще одно десятилетие, в начале 1930-х, Щусев мастерски освоил исполинский, размашистый сталинский ампирный стиль, вознесший соцреализм в буквальном смысле до небес. Не нарушая правил, продиктованных «политикой партии», стиль Щусева отвечал «актуальным запросам» времени, не нарушая при этом эстетических, модернистских взглядов автора.

География творчества Щусева, одного из лидеров неорусского (псевдорусского) стиля, охватывает множество городов и стран. Его сооружения можно найти в Италии, Молдавии, Грузии и Узбекистане (Театр Оперы и Балета – украшение Ташкента).

Но свои самые яркие шедевры архитектор, постройки которого вошли в историю и Российской империи, и Советского Союза, создал именно в Москве. Москва стала для Щусева своеобразным «театром архитектурных действий».

Архитектор увлекался не только живописью и театром, но и музейным делом, и даже одно время возглавлял Третьяковскую галерею. Музей архитектуры имени Щусева на Воздвиженке, созданный по инициативе Алексея Викторовича, не только отражает историю архитектуры России, но и является одним из важнейших культурных центров столицы.

Наш маршрут посвящен самым значимым «этапам большого пути» выдающегося зодчего, сумевшего пронести свой авторский взгляд сквозь время и пространство.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Распечатать статью

Точки маршрута

Казанский вокзал

Годы постройки

1864

Стиль

Модерн, Неорусский стиль

Адрес

Комсомольская пл., д. 2, 2А

Архитекторы

А.В. Щусев

Назначение постройки

Вокзал

Узнать об объекте больше
star-icon
3.8
Казанский вокзал
1
Осенью 1911 года Щусев одержал победу в закрытом профессиональном конкурсе за право проектирования здания Казанского вокзала на Каланчевской (ныне Комсомольской) площади и был назначен его главным автором-архитектором. Строительство началось в 1913 году, неоднократно прерывалось и велось поэтапно, на протяжении нескольких десятилетий. В конечном итоге, Казанский вокзал стал не только одним из символов столицы, но и «точкой преломления» Европы и Азии в центре столицы. Сооружение представляет собой синтез элементов «казанской» и «московской» культуры и архитектуры. Многоярусная башня Казанского вокзала – своего рода архитектурный «сплав» Боровицкой башни Московского Кремля и башни Сююмбике в Казани, а Часовая башня фасада – оммаж Торре-делл’Оролоджо на площади Святого Марка в Венеции. Казанский вокзал сыграл колоссальную роль в формировании облика Москвы, став визитной карточкой и самого Щусева.
Next step
Спуститесь в метро на станцию метро «Комсомольская» кольцевой линии. Станция расположена под Комсомольской площадью.

Станция метро «Комсомольская» (кольцевая)

Годы постройки

1952 г.

Стиль

Сталинский ампир

Адрес

Комсомольская пл., д., 3

Ближайшие станция метро

Комсомольская (кольцевая)

Архитекторы

А.В. ЩусевО.А. ВеликорецкийВ.С. ВарванинВ.Д. КокоринА.Ю. Заболотная

Назначение постройки

Метро

Узнать об объекте больше
star-icon
3.8
Станция метро «Комсомольская» (кольцевая)
2
Станция метро «Комсомольская» кольцевой линии – одна из самых красивых станций сталинского метрополитена. По задумке Щусева, «Комсомольская» должна была не просто выступить в качестве «принимающей стороны», встречая и провожая пассажиров трех близлежащих вокзалов, но и стать своего рода «эстетической отдушиной» для непрекращающегося ни на миг людского потока гостей и жителей столицы.
Использование опорных конструкций колонного типа позволило Щусеву воссоздать ощущение величественности и монументальности. Два ряда мраморных колонн поддерживают вытянувшиеся, словно южные горы, аркады центрального зала станции. Массивные бронзовые люстры создают атмосферу эмоционального подъема. Внутреннее оформление станции посвящено победе Советского Союза в Великой отечественной войне. За проект станции «Комсомольская» Щусев был посмертно награжден Сталинской премией второй степени.
Next step
Выйдя из метро, поверните налево на Комсомольскую площадь, затем еще раз налево на Каланчевскую улицу. Продолжайте движение. Каланчевская ул. поворачивает направо и переходит в Орликов пер. Поверните направо на Садовое кольцо (Садовую-Спасскую ул.) Пункт назначения будет справа.

Здание Наркомата Земледелия

Годы постройки

1927 - 1933

Стиль

Конструктивизм, Авангард

Адрес

ЦАО, Садовая-Спасская ул., дом 11/1

Ближайшие станция метро

Красные ворота

Архитекторы

А.В. Щусев

Назначение постройки

Административное здание, Общественное учреждение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.5
Здание Наркомата Земледелия
3
Мимо гигантского красного здания, состоящего из трех корпусов и расположенного на Садовой-Спасской улице, при всем желании невозможно пройти. Авангардный памятник архитектуры, созданный Алексеем Щусевым, как магнит, притягивает к себе прохожих.
Здание Наркомата земледелия, строившееся с 1928-1933 годы, представляет собой квинтэссенцию позднего конструктивизма. Экспериментатору Щусеву удалось «поженить» разные (и вроде бы несочетающиеся) формы, фланги и объёмы. Создав закономерную асимметрию, Алексей Викторович каким-то чудом избежал архитектурной «какофонии». Работу над масштабным городским проектом, занимающим целый квартал, помимо Щусева, вели архитекторы Дмитрий Булгаков, Исидор Француз и Георгий Яковлев. Здание с ленточным остеклением и массивными часами со сдвоенным циферблатом изначально создавалось для Народного комиссариата земледелия СССР, на смену которому пришло Министерство сельского хозяйства СССР, а затем и Министерство сельского хозяйства РФ.
Next step
Пройдите 600м до входа в метро: от станции «Красные ворота» Сокольнической линии (напр. «Саларьево») проезжайте 2 станции до ст. «Охотный ряд». Выйдя из метро, пройдите 720м пешком до пункта назначения (Брюсов пер. 17).

Жилой дом артистов МХАТа

Годы постройки

1928

Стиль

Конструктивизм

Адрес

Брюсов пер., дом 17

Ближайшие станция метро

Охотный рядПушкинскаяТверскаяЧеховскаяТеатральная

Архитекторы

А.В. Щусев

Назначение постройки

Жилой дом

Узнать об объекте больше
star-icon
3.4
Жилой дом артистов МХАТа
4
В 1927 году великий реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский задействовал Щусева в новой для него роли – сценографа. Являясь большим поклонником прославленного режиссера и актера, Алексей Викторович согласился создать декорации к постановке пьесы «Сёстры Жерар» в Московском художественном театре. Автор-перфекционист, Щусев создал блестящие эскизы нескольких первых картин пьесы, а также костюмы персонажей пьесы Владимира Масса (по мелодраме Деннери и Кормона) «Две сиротки». Общение с артистами, погружение в тонкости театрального процесса, творческое закулисье настолько увлекли Щусева, что, закончив проект, он спроектировал для актеров МХТа отдельный многоквартирный дом.
Здание в Брюсовом переулке возле церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке было построено в кратчайшие сроки, всего за один год. В разные годы в 8-этажном доме, появившемся в 1928 году, жили знаменитые драматические артисты: Иван Москвин, Василий Качалов и Нина Литовцева, Леонид Леонидов, звезда Большого театра Екатерина Гельцер, легендарные балетмейстеры Василий Тихомиров и Марис Лиепа. Квартиру-мастерскую в доме устроил себе и Алексей Викторович Щусев. Здание в стиле конструктивизма имеет статус памятника истории и культуры федерального значения.
Next step
Следуйте на северо-восток по Брюсову переулку. Поверните направо на Тверскую ул., затем налево на ул. Охотный Ряд. Поверните направо на Манежную площадь. Продолжайте движение по Манежной пл. Поверните направо в сторону Красной площади. Пункт назначения будет справа.

Памятник-усыпальница «Мавзолей Ленина»

Годы постройки

1930

Стиль

Авангард

Адрес

Москва, Красная площадь

Архитекторы

А.В. Щусев

Назначение постройки

Иное

Узнать об объекте больше
Памятник-усыпальница «Мавзолей Ленина»
5
Мавзолей Ленина на Красной площади в прямом смысле слова стал самым культовым архитектурным произведением Щусева. Работа над ним велась в три этапа. Первый - деревянный - вариант сооружения появился в январе 1924 года, спустя всего несколько дней после известия о кончине В. И. Ленина. Планировка мавзолея была устроена таким образом, чтобы создать «график движения, обеспечивающий непрерывный пропуск значительных масс народа без образования встречного потока». Во избежание столпотворения в мавзолее были установлены две двери: входная и выходная. Надпись на фасаде без лишних слов гласила: «Ленин». Предварительный вариант мавзолея был реализован всего за три дня и просуществовал несколько месяцев. Весной Щусева попросили придать конструкции «монументальную архитектурно-художественную форму». Второй вариант мавзолея возник в мае 1924 года. Щусев создал композицию ступенчатого памятника (трибуны). Деревянный мавзолей был покрыт масляной краской и обнесен железной оградой, внутри которой были разбиты клумбы с цветами.
Финальный - каменный - мавзолей появился в 1929-1930 годах. Благодаря использованию дорогих материалов (красного гранита, порфира, серого и черного лабрадора), Щусеву удалось создать обманчиво плоскую и в то же время не лишенную внутреннего объема конструкцию, отличающуюся простотой форм и строгостью пропорций.
«Масса мавзолея из полированного красного гранита гармонирует с вертикальными силуэтами окружающих Красную площадь башен. Эта красная гамма гармонирует и с черными горизонтальными полосами лабрадора на мавзолее. Красный и черный цвета — это цвета нашего государственного траурного флага», - так объяснял свой замысел Щусев в 1940 году.
По словам самого архитектора, одним из достоинств Мавзолея стало и то, что он органично вписался в архитектуру Кремля, «вошел в исторически сложившийся ансамбль Красной площади как новая, ведущая архитектурная доминанта».
Next step
Пройдите 540м до станции метро «Охотный ряд» Сокольнической линии. Проезжайте одну станцию в напр. «Саларьево» до ст. «Кропоткинская». Выйдя из метро, пройдите 900м до пункта назначения (Гагаринский пер. 25).

Дом, в котором жили декабрист П. Н. Свистунов и архитектор А. В. Щусев

Годы постройки

1820-е

Стиль

Ампир

Адрес

ЦАО, Гагаринский пер., дом 25

Назначение постройки

Особняк

Узнать об объекте больше
star-icon
3.3
Дом, в котором жили декабрист П. Н. Свистунов и архитектор А. В. Щусев
6
Переехав из Петербурга в Москву, Щусев поселился в доме 25 в Гагаринском переулке, растянувшемся от Гоголевского бульвара до Плотникова переулка. В XVII-XVIII веках здесь проживали князья Гагарины, оставившие переулку в наследство свою родовую «фамилию». Алексей Викторович прожил в одноэтажном доме не год и не два, а больше трех десятилетий, с 1912-1946 годы. Летом 1941-го академик живописи Михаил Васильевич Нестеров, автор знаменитых портретов писателя Л.Н. Толстого и физиолога И.П. Павлова, написал в квартире в Гагаринском переулке портрет своего давнего товарища, А.В. Щусева, ныне хранящийся в Третьяковской галерее.
Next step
Пройдите 750м до станции метро «Кропоткинская» Сокольнической линии. Проезжайте 1 ст. (в напр. «Бульвар Рокоссовского») до ст. «Библиотека им. Ленина». Перейдите на ст. «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии (напр. «Бульвар Дмитрия Донского») и проезжайте 1 ст. до ст. «Полянка». Выйдя из метро, пройдите 650м до пункта назначения (Б.Ордынка, 34).

Марфо-Мариинская обитель

Годы постройки

ХХ в.

Стиль

Неорусский стиль, Модерн

Адрес

ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 1, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 11, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 13, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 2, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 3, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 5, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 6, ЦАО, Ордынка Б. ул., дом 34, строение 7

Ближайшие станция метро

ПолянкаТретьяковская

Архитекторы

А.В. Щусев

Назначение постройки

Лечебное учреждение, Благотворительное заведение

Узнать об объекте больше
star-icon
3.8
Марфо-Мариинская обитель
7
Большая Ордынка, 34 – адрес, знакомый многим москвичам. Архитектурный ансамбль Марфо-Мариинская обитель – уникальный исторический комплекс построек начала 1910-х годов. Для его создания великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, обратилась к А.В. Щусеву, сумевшему превратить православное церковное сооружение «из теории» в божественный объект.
Композиционным центром обители стал соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы, заложенный весной 1908 года. Расписывали собор знаменитые художники Михаил Нестеров и Павел Корин. Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители – не только отражение духовных ценностей Щусева, но и исторический «отпечаток» эпохи, памятник «неорусского стиля» в архитектуре. Работая над проектом, Щусев обратился к псковско-новгородским традиционным мотивам зодчества. Уделяя особое внимание деталям, архитектор создал белокаменный собор будто из ничего, «из воздуха и света».
Next step
Пройдите 500м до станции метро «Третьяковская» Калужско-Рижской линии. Проезжайте 1 ст. (напр. «Новоясеневская») до ст. «Шаболовская». Выйдя из метро, пройдите 580м до пункта назначения (Ленинский пр-кт, 13).

Дом академиков

Годы постройки

1938-1939

Стиль

Ар-деко, Сталинский ампир

Адрес

ЦАО, Ленинский просп., дом 13

Ближайшие станция метро

Шаболовская

Архитекторы

А.В. Щусев

Назначение постройки

Жилой дом

Узнать об объекте больше
star-icon
3.8
Дом академиков
8
Классическую сталинку в районе Якиманки в 1939-м построил Алексей Щусев. 12-этажный дом в стиле ар-деко создавался для сотрудников Академии наук СССР. Здесь жили микробиологи и геологи, биохимики и математики, физики и философы, врачи и историки. Поселился здесь и сам Алексей Викторович. В память о выдающемся архитекторе на доме, где он жил последние годы, с 1939 по 1949гг, установлена мемориальная доска.
Next step
На этом наша прогулка подходит к концу.