Введение
В 2023 году исполняется 150 лет со дня рождения Алексея Викторовича Щусева, одного из самых универсальных и «полифоничных» отечественных архитекторов, в биографии которого были такие, казалось бы, метафизически несовместимые проекты, как Мавзолей Ленина и Марфо-Мариинская обитель.
Щусев родился в дворянской семье в Кишиневе. После смерти родителей учился в Петербурге, в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств, где его педагогами были Л.Н. Бенуа и И.Е. Репин. За свой дипломный проект Щусев, еще студентом проявивший себя как весьма одаренный рисовальщик, был награждён 18-месячной ознакомительной поездкой в Европу. В 1914 году он стал автором российского павильона на XI биеннале в Венеции.
Поэт Иосиф Бродский называл архитектуру «перлом пространства». Для практика Щусева архитектура была не умозрительной геометрической абстракцией, а, скорее, полем для экспериментов, испытательным полигоном архитектурных приемов.
Возможно, поэтому маршрут «зигзаговидной» биографии академика архитектуры А.В. Щусева (1873-1949) поражает своей нестандартностью. До 1917 года Алексей Викторович твердо зарекомендовал себя как один из самых ярких мастеров модерна, став автором многочисленных православных храмов и церквей. После революции архитектор вынужденно сменил ракурс, дебютировав в качестве новатора-конструктивиста. Спустя еще одно десятилетие, в начале 1930-х, Щусев мастерски освоил исполинский, размашистый сталинский ампирный стиль, вознесший соцреализм в буквальном смысле до небес. Не нарушая правил, продиктованных «политикой партии», стиль Щусева отвечал «актуальным запросам» времени, не нарушая при этом эстетических, модернистских взглядов автора.
География творчества Щусева, одного из лидеров неорусского (псевдорусского) стиля, охватывает множество городов и стран. Его сооружения можно найти в Италии, Молдавии, Грузии и Узбекистане (Театр Оперы и Балета – украшение Ташкента).
Но свои самые яркие шедевры архитектор, постройки которого вошли в историю и Российской империи, и Советского Союза, создал именно в Москве. Москва стала для Щусева своеобразным «театром архитектурных действий».
Архитектор увлекался не только живописью и театром, но и музейным делом, и даже одно время возглавлял Третьяковскую галерею. Музей архитектуры имени Щусева на Воздвиженке, созданный по инициативе Алексея Викторовича, не только отражает историю архитектуры России, но и является одним из важнейших культурных центров столицы.
Наш маршрут посвящен самым значимым «этапам большого пути» выдающегося зодчего, сумевшего пронести свой авторский взгляд сквозь время и пространство.