- В Москве я живу уже больше 45 лет, с 1978 года. Когда собиралась в столицу, никто кроме мамы не знал, что я еду поступать в театральный. Мама меня отпустила лишь потому, что не хотела, чтобы я ее потом всю жизнь упрекала в том, что осталась из-за нее дома и не использовала свой «единственный шанс». Сейчас бы я, конечно, своего ребенка никогда одного так далеко от себя не отпустила. Но тогда время было другое. Кто не готов рискнуть, тот никогда и не узнает своего истинного призвания, – так мне кажется. Так или иначе, все обычно ехали в Москву к знакомым, родственникам, друзьям. А у меня в Москве не было вообще никого. Я просто купила билет за 25 рублей и села в поезд. Я свято верю в то, что, если жизненный путь выбран правильно, все вокруг, будто само собой, начинает складываться, благоприятствовать, помогать: люди, события, обстоятельства, счастливые случайности. Села я в вагон (у меня было боковое место), и мимо меня прошел какой-то парень, который что-то «проходное» у меня спросил, что-то типа «Ты что, в Москву?» - Да, говорю. Он уточнил, – поступать? – Отвечаю, ну да, в театральный. Он улыбнулся и говорит, «Я тоже в театральный». Вот что это было? Случайность, совпадение? Как говорил Константин Сергеевич Станиславский, «Не верю!» Я даже помню фамилию того парня – Теплов. Не представляю себе, что бы я делала, если бы не встретила его в том поезде. Он уже, судя по всему, был в Москве не в первый раз, точно знал, куда идти. Мы пошли в метро, доехали до нужного места. Пришли в «Щуку» (Щукинское училище) прямо с поезда, и, что называется, с места в карьер стали читать какие-то отрывки. Нас послушали минуту-другую и объявили, «Спасибо, до свидания». С нами были еще двое ребят, которых тоже «отправили домой». Пошли мы всей честной компанией «солнцем палимы», искать, «где оскорбленному есть сердца уголок». Идти нам было некуда. Мы поехали на ВДНХ, там были гостиницы «Алтай», «Заря» и «Восток», где нам за рубль дали три или четыре места в разных комнатах на раскладушках, но всего лишь на два дня. Мы всюду ходили, пробовали поступить, но ничего не получалось. В конце концов пришлось возвращаться обратно домой. Я год проработала в школе, готовилась поступать в педагогический университет, чтобы стать учительницей. Преподавала я все, что только можно было преподавать, была и классным руководителем, у меня было много учеников… Мне было 16, потом исполнилось 17 лет, у меня был 9 класс, в котором учились практически мои ровесники. Год я там отработала, снова приехала в Москву и снова не поступила. Помню эту сцену так, словно все это случилось только вчера: на дворе 12 часов ночи, проезд Художественного театра (ныне Камергерский переулок), мы выходим после вступительного экзамена с одной девочкой, и она мне говорит: если хочешь снова поступать, тебе нужно жить в Москве. Я приехала домой, собрала сумку и приехала в Москву, насовсем. Знакомая помогла мне устроиться на работу, я год мыла полы в общежитии, где сама жила. В Москве нужно время, чтобы сориентироваться, привыкнуть к жизни. Первым настоящим испытанием, как у всех приезжих, было встать на эскалатор – сделать первый шаг –и в прямом, и в переносном смысле. Ступить на эскалатор – это все равно, что войти в Москву. Это сейчас везде эскалаторы, а тогда для меня это было шоком. В Новосибирске метро и эскалаторов в то время не было. Вот я вступила на эту лестницу и пошагала – вверх-вниз, вверх-вниз. Шаг за шагом, я более-менее, но адаптировалась к жизни в столице, стала посещать какую-то театральную студию на Добрынинской; там была педагог, который одновременно и в «Щуке» преподавала, она и посоветовала мне, что читать, как набраться нужных знаний. Я много читала и на 3-й год, с третьей попытки, прошла всюду и везде. Когда я поступала в этот третий год, думала про себя: все, finita la comedia. Уже позже я узнала, сколько хороших артистов поступали, как я, по три, а то и по четыре раза. В Щепкинском училище, старейшей театральной школе Москвы, я читала Юрию Мефодьевичу Соломину, и он взял меня на свой курс. Это был первый русский курс, который он набирал, до этого у него были студенты-киргизы. С недавнего времени поход в «Щепку» стал для меня уже не тем, что раньше, в годы студенчества. В 2020 году меня пригласили стать художественным руководителем Якутской студии, до недавнего времени возглавляемой одним из ведущих актеров Малого театра, Борисом Клюевым. Когда народного артиста России Клюева не стало, мне предложили взять его курс, что называется, продолжить «начатое им дело». Я сначала отказывалась, но, когда пришла советоваться с Юрием Мефодьевичем, он мне посоветовал обязательно согласиться, согласиться, не раздумывая. Теперь у меня два курса в Щепке: тувинские и туркменские студенты. Два года назад выпустила студентов-якутов. Поскольку у меня патологическое чувство ответственности, мне всегда кажется, что, если я сама чего-то не сделаю, все будет «не так», все будет плохо. В своих студентах я особенно ценю то, что в них есть: трепетность, восприимчивость, осознанность. Не устаю повторять это риторическое восклицание: «что в театре», – как говорила Фаина Раневская, «трепет пропал». Для актера трепет – самое главное. Трепет – это «наше все». Без него никак.