ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходные дома Привалова

Садовническая ул., 9 строение 1
5
Дом 9 по улице Садовническая сегодня смотрит на нас из-за строительной сетки. Длинный уличный корпус рассечен двумя эркерами над подъездами. Внутри владения стоят еще два корпуса. Это работа архитектора Э.К. Нирнзее. Их пытаются сжечь, затопить и истребить нынешние владельцы участка. Однако крепкая архитектура столетней давности им явно не по зубам.
  • Доходные дома Привалова
+ -

Дом 9 по улице Садовнической сегодня смотрит на нас из-за строительной сетки. Длинный уличный корпус рассечен двумя эркерами над подъездами. Внутри владения стоят еще два корпуса. Это работа архитектора Э.К. Нирнзее. Их пытаются сжечь, затопить и истребить нынешние владельцы участка. Однако крепкая архитектура столетней давности им явно не по зубам.

Владение № 9 было куплено Ефимом Ермиловичем Приваловым с торгов в 1896 году. Оно занимало тогда всю ширину квартала, один его фасад выходил на Садовническую улицу, а другой - на Раушскую набережную Москвы-реки. Разделение участка на два, на северную и южную части, произошло только в 1904 году. Северную, выходящую на реку часть, купили соседи - Общество электрического освещения.

На южной, приваловской части, вдоль Садовнической улицы стоял длинный двухэтажный дом 1-й половины XIX века в 18 окон. Это был скромный по отделке, рядовой для классической Москвы дом. Незадолго до разделения участка, в 1903 году, Привалов подаёт прошение о разрешении ему надстроить существующий дом на три этажа. При этом от старого дома оставались только капитальные стены. Старые окна закладывались, а новые, большие, пробивались в других местах. Оформление фасада тоже делалось заново. Полностью менялась и планировка: от старого здания не осталось ничего, кроме части капитальных стен первых двух этажей. В результате получился пятиэтажный доходный дом, протяжённый фасад которого разделён двумя эркерами высотой от второго этажа до пятого. В эркерах - лестницы. Чтобы сильнее выделить лестницы и дать на них больше света, применено вертикальное остекление, окна охватывают несколько этажей сразу. До сих пор дом сохранял уникальную аутентичную расстекловку эркеров выпуклым «лунным» стеклом в форме сот. Первый этаж, как и в старом доме, предназначался под магазины, поэтому в нём - широкие витрины. Автором этого проекта стал тогда еще совсем молодой и неизвестный архитектор Эрнст Нирнзее. В 1900-м году он только получил диплом гражданского архитектора, и мотивы, по которым купец Привалов доверил ему строительство доходного дома, неизвестны. Зато совершенно ясно, почему последующие корпуса владения хозяин тоже строил по проекту этого архитектора.
К 1913 году Привалов собрал деньги на строительство ещё одного шестиэтажного корпуса во дворе (строение № 2). Естественно, что проект был заказан Нирнзее. Высокий дом немного напоминает крепость — да и в оформлении фасадов архитектор прибегает к готическим элементам: венчает здание угловая башенка, заметная с набережной Водоотводного канала, но совершенно не видная с улицы. Центр увенчан аттиком с декоративными стрельчатыми окошками-арочками, а, согласно проекту, слева от него должна была располагаться витражная розетка. Сейчас там просто заложенное кирпичом круглое слуховое окно. Обилие готических элементов нарастает снизу вверх: первые два этажа здания отделаны классическим рустом, далее окна украшены стрельчатыми арками и круглыми розетками. Выше всех — готическая башенка.

После 1917 года во владении № 9 было образовано жилищное товарищество рабочих и служащих соседней электростанции, которую переименовали в 1-ю МГЭС им. товарища Смидовича.

В 1960-х годах двор дома №9 славился на всю улицу. Сюда собирались парни «подраться», у девочек были свои компании, зачастую враждебно относившиеся к «чужим». Густо заселенные квартиры — коммуналки на 3-4 семьи делали двор похожим на улей. Кухни корпуса №1 до сих пор хранят следы разделения на две-три зоны. Дома считались «простыми» по сравнению с соседним домом №11, где проживали не только рабочие ГЭС, но и руководящий состав станции. Но внутренний декор квартир домов владения 9 говорит об обратном. Претерпев два поджога весной и летом 2011 года, дом по-прежнему хранит старинные двери с аутентичной столяркой, филенками и резьбой, аутентичные рамы, уникальные «лунные» стекла в эркерах подъездов, тянутые карнизы и лепное убранство на потолках некоторых квартир. В настоящее время все три корпуса выселены, в части подъездов находится муниципальная охрана.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Здание Городской думы

Здание Городской думы

Площадь Революции, д. 2/3

С 1936 г. в здании бывшей Государственной думы работал Центральный музей В.И. Ленина.

3.42
Дома
Здание Политехнического института кожевенной промышленности

Здание Политехнического института кожевенной промышленности

Садовническая ул., д. 33, стр. 1

Архитектурный стиль конструктивизм 1920-х гг. стал манифестом страны, победившей революции, провозгласившей новые взгляды, в том числе и на форму и функциональность зданий. Места, где занимались образованием людей новой формации, находили прямое отражение в проектах архитекторов-конструктивистов.

3.3
Дома
Доходный дом архитектора С.Ф.Воскресенского

Доходный дом архитектора С.Ф.Воскресенского

Забелина ул., дом 3, строение 1

Дом сразу предназначался для размещения дорогих квартир, что и определило характер планировки. На каждом этаже размещалась одна квартира, состоящая из 11 комнат.

3.3
Памятники
Памятник А. Л. Мясникову

Памятник А. Л. Мясникову

Петроверигский пер., д. 10

Александр Леонидович Мясников (1899—1965) — советский терапевт, академик АМН СССР.

2.93
Дома
Монетный двор

Монетный двор

Никольская ул., д.5/1

В тюрьме, существовавшей при монетном дворе, сидели Е. Пугачев и А. Радищев.

3.3
Дома
Первая Безымянная башня

Первая Безымянная башня

Кремлевская стена

Одна из рядовых квадратных башен южной стены. В конце XV-XVI веках в ней хранился порох.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Н.А. Сумарокова — Н.А. Тюляевой

Усадьба Н.А. Сумарокова — Н.А. Тюляевой

Ул. Забелина, д. 3, стр. 2

Особняк, в основе которого лежат палаты XVII в., недавно пережил реставрацию и принял в своих стенах Императорское православное палестинское общество с новым музеем.

3.08
Музеи
Музеи Московского Кремля

Музеи Московского Кремля

Московский Кремль – русская национальная святыня и символ российской государственности. Сама история распорядилась так, что кремлевский холм стал главной музейной достопримечательностью Москвы – хранителем исторической памяти многих поколений, создавших и сохранивших это бесценное наследие. Признанием неповторимости и уникальности памятников Московского Кремля, их исключительного места в развитии мировой культуры, стало включение архитектурного ансамбля «Московский Кремль и Красная площадь» в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, как части мирового историко-художественного наследия. Московский Кремль – один из крупнейших архитектурно-градостроительных ансамблей мира. Он раскинулся в центре столицы России на высоком холме над Москвой-рекой. Высота стен Кремля, узкие бойницы, площадки боя, мерный шаг башен – все говорит о том, что, прежде всего, это крепость. Но стоит войти в Кремль – и впечатление меняется. На территории площадью 28 гектар раскинулись просторные площади и красивые скверы, величественные дворцы и обилие храмов. Целый город внутри города, который создавался на протяжение многих столетий, и сегодня хранит памятники русской архитектуры XIV–XX веков. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, а также Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц. Все древние и новые площади Кремля составляют единое градостроительное целое, но у каждой есть своя конкретная история и свой неповторимый архитектурный облик.Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» включает в себя Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади, в который входят Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриарший дворец, колокольня «Иван Великий», а также выставочные залы в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца.История формирования, развития и деятельности музейного учреждения в Московском Кремле насчитывает почти три столетия, в течение которых были периоды высоких подъемов, бурного развития музейной и научной работы, периоды буквально героической борьбы за сохранение национальных реликвий, однако были и провалы, забвение и вновь возрождение.

(Нет голосов)
Музеи
Галерея «Агентство. Art Ru»

Галерея «Агентство. Art Ru»

Галерея «Агентство. Art Ru» работает в сфере современного искусства на протяжении пяти лет, и за это время зарекомендовала себя как динамично развивающаяся площадка, открытая для арт-проектов различных жанров и масштабов. В галерее регулярно проходят выставки живописи, медиа-арта, пластического искусства. Пространство Art Ru позволяет органично вписать в него крупные синтетические проекты на стыке жанров. Работы художников Агентства входят в собрания Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Государственного Русского музея, ММОМА, Нью-Йоркского музея современного искусства и в другие крупные коллекции.

(Нет голосов)
Территории
Большая Ордынка

Большая Ордынка

Здесь проходила дорога в Золотую Орду.

(Нет голосов)
Дома
Губернское правление

Губернское правление

Никольская ул., дом 5/1, стр. 1

Губернское правление построено архитектором Гейденом в 1733-1744 годах по проекту, присланному из Петербурга. Это двухэтажное здание в стиле барокко, наподобие ширмы скрывающее за собой большой комплекс Монетного двора. Во время французской оккупации в 1812 году здесь содержались подозреваемые в поджогах города.

3.75
Дома
Городская усадьба Иконниковых - Н.А. Аваева, XIX в.

Городская усадьба Иконниковых - Н.А. Аваева, XIX в.

Садовническая ул.,41, стр.1.

Строительством этого дома занимался архитектор, который позднее будет утвержден в должности архитектора храма Христа Спасителя.

3.3