ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходные дома Привалова

Садовническая ул., 9 строение 1
5
Дом 9 по улице Садовническая сегодня смотрит на нас из-за строительной сетки. Длинный уличный корпус рассечен двумя эркерами над подъездами. Внутри владения стоят еще два корпуса. Это работа архитектора Э.К. Нирнзее. Их пытаются сжечь, затопить и истребить нынешние владельцы участка. Однако крепкая архитектура столетней давности им явно не по зубам.
  • Доходные дома Привалова
+ -

Дом 9 по улице Садовнической сегодня смотрит на нас из-за строительной сетки. Длинный уличный корпус рассечен двумя эркерами над подъездами. Внутри владения стоят еще два корпуса. Это работа архитектора Э.К. Нирнзее. Их пытаются сжечь, затопить и истребить нынешние владельцы участка. Однако крепкая архитектура столетней давности им явно не по зубам.

Владение № 9 было куплено Ефимом Ермиловичем Приваловым с торгов в 1896 году. Оно занимало тогда всю ширину квартала, один его фасад выходил на Садовническую улицу, а другой - на Раушскую набережную Москвы-реки. Разделение участка на два, на северную и южную части, произошло только в 1904 году. Северную, выходящую на реку часть, купили соседи - Общество электрического освещения.

На южной, приваловской части, вдоль Садовнической улицы стоял длинный двухэтажный дом 1-й половины XIX века в 18 окон. Это был скромный по отделке, рядовой для классической Москвы дом. Незадолго до разделения участка, в 1903 году, Привалов подаёт прошение о разрешении ему надстроить существующий дом на три этажа. При этом от старого дома оставались только капитальные стены. Старые окна закладывались, а новые, большие, пробивались в других местах. Оформление фасада тоже делалось заново. Полностью менялась и планировка: от старого здания не осталось ничего, кроме части капитальных стен первых двух этажей. В результате получился пятиэтажный доходный дом, протяжённый фасад которого разделён двумя эркерами высотой от второго этажа до пятого. В эркерах - лестницы. Чтобы сильнее выделить лестницы и дать на них больше света, применено вертикальное остекление, окна охватывают несколько этажей сразу. До сих пор дом сохранял уникальную аутентичную расстекловку эркеров выпуклым «лунным» стеклом в форме сот. Первый этаж, как и в старом доме, предназначался под магазины, поэтому в нём - широкие витрины. Автором этого проекта стал тогда еще совсем молодой и неизвестный архитектор Эрнст Нирнзее. В 1900-м году он только получил диплом гражданского архитектора, и мотивы, по которым купец Привалов доверил ему строительство доходного дома, неизвестны. Зато совершенно ясно, почему последующие корпуса владения хозяин тоже строил по проекту этого архитектора.
К 1913 году Привалов собрал деньги на строительство ещё одного шестиэтажного корпуса во дворе (строение № 2). Естественно, что проект был заказан Нирнзее. Высокий дом немного напоминает крепость — да и в оформлении фасадов архитектор прибегает к готическим элементам: венчает здание угловая башенка, заметная с набережной Водоотводного канала, но совершенно не видная с улицы. Центр увенчан аттиком с декоративными стрельчатыми окошками-арочками, а, согласно проекту, слева от него должна была располагаться витражная розетка. Сейчас там просто заложенное кирпичом круглое слуховое окно. Обилие готических элементов нарастает снизу вверх: первые два этажа здания отделаны классическим рустом, далее окна украшены стрельчатыми арками и круглыми розетками. Выше всех — готическая башенка.

После 1917 года во владении № 9 было образовано жилищное товарищество рабочих и служащих соседней электростанции, которую переименовали в 1-ю МГЭС им. товарища Смидовича.

В 1960-х годах двор дома №9 славился на всю улицу. Сюда собирались парни «подраться», у девочек были свои компании, зачастую враждебно относившиеся к «чужим». Густо заселенные квартиры — коммуналки на 3-4 семьи делали двор похожим на улей. Кухни корпуса №1 до сих пор хранят следы разделения на две-три зоны. Дома считались «простыми» по сравнению с соседним домом №11, где проживали не только рабочие ГЭС, но и руководящий состав станции. Но внутренний декор квартир домов владения 9 говорит об обратном. Претерпев два поджога весной и летом 2011 года, дом по-прежнему хранит старинные двери с аутентичной столяркой, филенками и резьбой, аутентичные рамы, уникальные «лунные» стекла в эркерах подъездов, тянутые карнизы и лепное убранство на потолках некоторых квартир. В настоящее время все три корпуса выселены, в части подъездов находится муниципальная охрана.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Памятники
Памятник А. Л. Мясникову

Памятник А. Л. Мясникову

Петроверигский пер., д. 10

Александр Леонидович Мясников (1899—1965) — советский терапевт, академик АМН СССР.

2.93
Дома
Губернское правление

Губернское правление

Никольская ул., дом 5/1, стр. 1

Губернское правление построено архитектором Гейденом в 1733-1744 годах по проекту, присланному из Петербурга. Это двухэтажное здание в стиле барокко, наподобие ширмы скрывающее за собой большой комплекс Монетного двора. Во время французской оккупации в 1812 году здесь содержались подозреваемые в поджогах города.

3.66
Музеи
Галерея «Агентство. Art Ru»

Галерея «Агентство. Art Ru»

Галерея «Агентство. Art Ru» работает в сфере современного искусства на протяжении пяти лет, и за это время зарекомендовала себя как динамично развивающаяся площадка, открытая для арт-проектов различных жанров и масштабов.

В галерее регулярно проходят выставки живописи, медиа-арта, пластического искусства. Пространство Art Ru позволяет органично вписать в него крупные синтетические проекты на стыке жанров. Работы художников Агентства входят в собрания Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Государственного Русского музея, ММОМА, Нью-Йоркского музея современного искусства и в другие крупные коллекции.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Н.А. Сумарокова — Н.А. Тюляевой

Усадьба Н.А. Сумарокова — Н.А. Тюляевой

Ул. Забелина, д. 3, стр. 2

Особняк, в основе которого лежат палаты XVII в., недавно пережил реставрацию и принял в своих стенах Императорское православное палестинское общество с новым музеем.

3.25
Дома
Монетный двор

Монетный двор

Никольская ул., д.5/1

В тюрьме, существовавшей при монетном дворе, сидели Е. Пугачев и А. Радищев.

3.17
Дома
Первая Безымянная башня

Первая Безымянная башня

Кремлевская стена

Одна из рядовых квадратных башен южной стены. В конце XV-XVI веках в ней хранился порох.

(Нет голосов)
Дома
Здание Городской думы

Здание Городской думы

Площадь Революции, д. 2/3

С 1936 г. в здании бывшей Государственной думы работал Центральный музей В.И. Ленина.

3.42
Музеи
Музеи Московского Кремля

Музеи Московского Кремля

Московский Кремль – русская национальная святыня и символ российской государственности. Сама история распорядилась так, что кремлевский холм стал главной музейной достопримечательностью Москвы – хранителем исторической памяти многих поколений, создавших и сохранивших это бесценное наследие. Признанием неповторимости и уникальности памятников Московского Кремля, их исключительного места в развитии мировой культуры, стало включение архитектурного ансамбля «Московский Кремль и Красная площадь» в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, как части мирового историко-художественного наследия.

Московский Кремль один из крупнейших архитектурно-градостроительных ансамблей мира. Он раскинулся в центре столицы России на высоком холме над Москвой-рекой. Высота стен Кремля, узкие бойницы, площадки боя, мерный шаг башен все говорит о том, что, прежде всего, это крепость. Но стоит войти в Кремль и впечатление меняется. На территории площадью 28 гектар раскинулись просторные площади и красивые скверы, величественные дворцы и обилие храмов. Целый город внутри города, который создавался на протяжение многих столетий, и сегодня хранит памятники русской архитектуры XIVXX веков. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, а также Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц. Все древние и новые площади Кремля составляют единое градостроительное целое, но у каждой есть своя конкретная история и свой неповторимый архитектурный облик.

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» включает в себя Оружейную палату и архитектурный ансамбль Соборной площади, в который входят Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриарший дворец, колокольня «Иван Великий», а также выставочные залы в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриаршего дворца.

История формирования, развития и деятельности музейного учреждения в Московском Кремле насчитывает почти три столетия, в течение которых были периоды высоких подъемов, бурного развития музейной и научной работы, периоды буквально героической борьбы за сохранение национальных реликвий, однако были и провалы, забвение и вновь возрождение.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Иконниковых - Н.А. Аваева, XIX в.

Городская усадьба Иконниковых - Н.А. Аваева, XIX в.

Садовническая ул.,41, стр.1.

Строительством этого дома занимался архитектор, который позднее будет утвержден в должности архитектора храма Христа Спасителя.

3.3
Территории
Большая Ордынка

Большая Ордынка

Здесь проходила дорога в Золотую Орду.

(Нет голосов)
Дома
Дом Московского купеческого общества

Дом Московского купеческого общества

Солянка ул., д.1/2, стр.1

В подвале этого дома снимали гибель планеты Десса из фантастического фильма «Через тернии к звездам»

3.56
Дома
Здание Политехнического института кожевенной промышленности

Здание Политехнического института кожевенной промышленности

Садовническая ул., д. 33, стр. 1

Архитектурный стиль конструктивизм 1920-х гг. стал манифестом страны, победившей революции, провозгласившей новые взгляды, в том числе и на форму и функциональность зданий. Места, где занимались образованием людей новой формации, находили прямое отражение в проектах архитекторов-конструктивистов.

(Нет голосов)