ENG
Самые красивые и интересные места в Москве — Узнай Москву.

Моховая улица

+ -

Моховая улица одна из самых центральных улиц Москвы. Она начинается от Боровицкой площади, идет параллельно Александровскому саду и заканчивается у Тверской улицы и Манежной площади. Ее продолжением является улица Охотный ряд. А первоначально она начиналась у пересечения улиц Знаменки и Волхонки.

Свое необычное название улица получила в XVII столетии, благодаря располагавшемуся здесь Торговому ряду, основным товаром которого был мох для заделывания щелей в избах. Сначала "моховой" стали называть площадь перед Троицкими воротами Кремля вдоль берега Неглинной, где торговали мхом, (на этом месте теперь расположено здание Манежа), а позже и всю улицу.

В 1961 году из трех улиц Моховой, Охотного Ряда и Театрального проезда сделали одну длинную - проспект Маркса. А в 1990 году все названия вернули назад.

В первой половине XV века в начале улицы находился загородный двор великой княгини Софьи Витовтовны. Теперь на этом месте стоит «Пашков Дом» и комплекс Российской Государственной библиотеки.

В 1565 году в середине Моховой улицы, между Воздвиженкой и Большой Никитской, на месте уничтоженного пожаром двора князя Черкасского построен Опричный двор царя Ивана IV Грозного. В 1571 двор сгорел во время нашествия крымского хана. Ученые установили его местоположение по речному песку, на который наткнулись строители метро в 1930-е годы. Теперь на этом месте находится Новый Корпус университета с церковью Св. Татьяны, сейчас факультет Журналистики.

В 1823-1825 годах на месте бывшей Моховой площади было построено здание Манежа.

К концу XIX века улица уже приняла тот вид, который нам более или менее знаком. В 1930-х Моховую реконструировали, тогда были снесены все здания Архива Министерства иностранных дел и Румянцевского музея вплоть до дома Пашкова. На их месте построено новое здание Библиотеки имени В.И. Ленина (ныне РГБ). На месте церкви Георгия в 1932-1943 гг. возведён жилой дом в духе «классика Палладио» (д. 16) архитектором И.В. Жолтовским. С правой стороны Моховую пересекают улицы Тверская, Большая Никитская, Воздвиженка и Знаменка, слева к ней прилегают Манежная площадь и Боровицкая площадь.

Ирина Левина
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Музей А.С. Пушкина

Музей А.С. Пушкина

Государственный музей А. С. Пушкина - литературный музей, посвященный жизни и творчеству Александра Сергеевича Пушкина; крупный многофункциональный музейно-культурный центр для научной, экспозиционно-выставочной, концертной, педагогической и реставрационно-хранительской работы. Открыт в 1961 году. Расположен в центре Москвы по адресу ул. Пречистенка, д. 12/2 в дворянской усадьбе Хрущёвых-Селезневых первой трети XIX века. Помимо головного музея, ГМП включает еще пять филиалов: Мемориальную квартиру А. С. Пушкина на Арбате, Мемориальную квартиру А. Белого на Арбате, Музей И. С. Тургенева на Остоженке, Дом-музей В. Л. Пушкина на Старой Басманной и Выставочные залы в Денежном переулке. В историческом особняке размещены постоянные экспозиции "Пушкин и его эпоха" и "Сказки Пушкина", выставочные залы, читальный зал, концертный и конференц-залы. Здесь же, на Пречистенке, находятся фонды музея с Открытыми хранениями редких книг, живописного, графического и миниатюрного портрета XVIII-XIX веков, фарфора, бронзы, художественного стекла и керамики, генеалогических материалов. К Открытым хранениям ГМП относятся также уникальные частные коллекции, переданные в дар московскому музею А.С. Пушкина - "Библиотека русской поэзии И.Н.Розанова", "Коллекция П.В. Губара", "Кабинет Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина", "Кабинет рисунков Нади Рушевой".

(Нет голосов)
Памятники
Памятник маршалу Жукову Г.К.

Памятник маршалу Жукову Г.К.

Манежная площадь

Установлен 8 мая 1995 года.

Рейтинг: 2.75
Дома
Церковь Симеона Столпника на Поварской

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Поварская ул., д. 5

Уникальная во всех отношениях церковь: приходской храм целого ряда русских литераторов, место венчания многих известных исторических деятелей, она чудом сохранилась при прокладке Нового Арбата.

Рейтинг: 3.98
Дома
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Соборная площадь

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой.

Рейтинг: 3.3
Дома
Патриаршие палаты

Патриаршие палаты

Соборная площадь

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

Рейтинг: 3.3
Территории
Улица Охотный ряд

Улица Охотный ряд

Местность эта известна также тем, что тут всегда находились торговые ряды.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба П.И. Харитоненко

Усадьба П.И. Харитоненко

Софийская наб., д. 14

История про то, как крестьянин трудом возвысился до дворянского звания, а в его доме останавливалась королева английская

Рейтинг: 3.66
Дома
Жилой дом Матвеевой

Жилой дом Матвеевой

Пречистенка ул., д. 14/1

Бывший жилой дом А.И. Матвеевой находится на пересечении двух улиц – Пречистенки и Хрущевского переулка.

Рейтинг: 3.19
Музеи
Московский государственный музей "Дом Бурганова"

Московский государственный музей "Дом Бурганова"

ГБУК МГМ "Дом Бурганова"
Б.Афанасьевский пер. д.15, стр.9.

Музей «Дом Бурганова» расположился в районе, где когда-то была иконописная слобода и единственный в Москве храм Святого евангелиста Луки – покровителя иконописцев. Поэтому, видимо, не случайно, а по воле свыше в маленьком флигеле, сохранившемся еще от допожарной Москвы, расположилась творческая мастерская Народного художника России, академика РАХ, скульптора Александра Николаевича Бурганова. Оказавшись здесь художник сразу понял, что это место, где присутствует особая аура столицы, дух ее истории и искусства, которые необходимо сохранить. На месте утраченного храма евангелиста А Бурганов поставил памятный знак, и с этого знаменательного события и началось активное обустройство прилегающих к мастерской территорий.
Полуразрушенные старые здания, скрытые за фасадами современных домов творческой волей и талантом художника за десятилетие превратились в необыкновенный скульптурно-архитектурный ансамбль – единственную в столице территорию, где, как в древних Афинах «статуй больше, чем людей». Однако, словно не желая оставаться скрытыми от людей, скульптуры выходят к ним навстречу: перед центральным входом расположена галерея портретов- «Люди –Легенды», в переулке Сивцев Вражек уютно раскинулся сад «Экология». А внутри музея разворачивается особое действо, где автором, режиссером, декоратором и создателем своих артистов является один творец – Александр Бурганов.
В центре музея расположен Большой двор. Вокруг него, как на большой сцене располагаются главные персонажи действа, сгруппированные по отдельным тематическим мизансценам. Центральное место отведено пирамиде выставочного зала «Малый Лувр», над которой разыгралась схватка двух разъяренных коней. Но доминирующее место в пространстве двора отведено «Аркаде Большого Ангела» - в ней угадываются черты иконостаса. Она похожа и на портал западного собора с ярусами скульптурных групп. Это и алтарь с вознесенными над ним в мольбе к небу «Большими руками».
Через эту аркаду «Большого Ангела» идет путь в главное здание музея – галерею Пегас. «Дом Пегаса» возродился из руин старой постройки от которой оставались только стены. Все пространство дома заполняют творения мастера: скульптура и графика. Пространство галереи – это огромный фантастический лабиринт, состоящий из череды отдельных залов ниш и переходов, и каждая скульптура в своем пространстве – хозяин и царь.
И вместе с тем в «Доме Бурганова» образовалось единое всепроницаемое пространство, в котором нет регламентированных направляющих, движение в нем не может быть заданным, логичным и упорядоченным. Можно подняться на крышу «Пегаса» и заглядеться на чудесный вид с высоты птичьего полета – вид на музейные дворы, на прилегающие к ним Арбатские переулки. Можно спуститься в подземные ходы Пирамиды и рассмотреть открывающиеся в необычных ракурсах фигуры Аркады Большого Ангела. А можно совершить путешествие во времени через века и народы от древнегреческих артефактов до японской гравюры, от классических форм древнеримских богов до причудливых образов сюрреализма.

(Нет голосов)
Музеи
Патриарший дворец

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

(Нет голосов)
Дома
Дом Фалеева

Дом Фалеева

Гагаринский переулок, д. 11

Если знать профессию прежнего хозяина дома, можно понять, что к масонству он не имеет отношения.

Рейтинг: 3.42
Маршруты
Поварская и окрестности в кино

Поварская и окрестности в кино

Поварская и ее окрестности – один из немногих уголков Москвы, который сохранился удивительным образом, здесь, в естественных декорациях, легко можно снимать фильмы, действие которых происходит как в наши дни, так и в 19 веке. Недаром в одном из своих интервью знаменитый кинорежиссер Карен Шахназаров назвал Поварскую одной из любимых улиц. Прогуляемся по Поварской в кинофильмах.

Рейтинг: 3.45
x^