ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом Кальмеера

ул. Поварская, д. 20
выявленный объект культурного наследия Участник конкурса
3.14
… День-деньской, ночь напролет я влюблена была — В кого? Во что? В тот дом на Поварской.
+ -

Эти стихи Белла Ахмадулина написала о доме, который находится почти в самом начале Поварской улицы – дом № 20 – высокое, красивое 7-этажное здание с мощным неоклассическим фасадом. До революции его называли домом Кальмеера, а последние несколько десятилетий он известен как дом художника Бориса Мессерера, чья мастерская вот уже 40 с лишним лет располагается в мансарде этого дома.
Борис Мессерер – знаменитый театральный художник, декоратор и сценограф, создатель более 100 постановок в Большом театре, «Современнике», МХАТе, театре Сатиры и других. Его мастерская стала настоящим вторым домом для него и его жены поэтессы Беллы Ахмадулиной и легендарным,  культовым (хотя тогда еще не было такого слова) местом для советской творческой интеллигенции. Здесь бывали Владимир Высоцкий и Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и Василий Аксенов, Майя Плисецкая и Родион Щедрин и многие другие – одно перечисление знаменитых имен заняло бы не одну страницу. И не только советских – в гостях здесь бывали, например, и легендарные Федерико Феллини и Тонино Гуэрра, с последним хозяев связывали долгие годы дружбы. Здесь рождался замысел известного самиздатовского альманаха «Метрополь», в создании которого Борис Мессерер и Белла Ахмадулина принимали самое активное участие.
В 1987 году дом стал новой точкой на карте театральной Москвы – после того, как здесь в полуподвале поселился только что образованный театр «Школа драматического искусства», создателем и режиссером которого был Анатолий Васильев. Театр просуществовал в этом здании почти 20 лет, до 2006 года, за это время здесь увидели свет ставшие знаменитыми постановки «Шесть персонажей в поисках автора», «Бесы», «Иосиф и его братья» и другие. С 2006 года здесь размещается театральный проект «Открытая сцена».
Дом на Поварской был построен в 1914 году, автором проекта выступил гражданский инженер Валентин Дубовской, популярный тогда архитектор, построивший множество домов в Москве; для оформления интерьеров был приглашен художник Игнатий Нивинский. Заказчиком был известный до революции адвокат и общественный деятель Иосиф Кальмеер (потом был арестован и расстрелян большевиками), который задумывал этот дом как «дом Искусства», где, как он мечтал, будут жить знаменитые художники и поэты. Дом был выстроен в неоклассическом стиле, господствующем в 1910-х годах – симметрично решенный фасад, оформленный крупным рустом на высоту 1-го и 2-го этажей и мощными рустованными полуколоннами во входной зоне, с четырьмя граненными эркерами и центральным балконом в виде арки на колонках на уровне 6-го этажа, декорированный античным скульптурным фризом между 6-м и 7-м этажами. Во внутреннем убранстве дома, по замыслу хозяина, должны были сочетаться разные художественные стили, начиная от стилей древнего Египта и античной Греции. Большие (более 200 метров) квартиры были богато декорированы – расписные кессонированные потолки, лепнина, мраморные колонны, столь же пышно была оформлена и парадная. Эскизы для росписей потолков и стен были выполнены известным художником Игнатием Нивинским, участвовавшим в создании интерьеров Музея изящных искусств (сейчас ГМИИ им. А.С. Пушкина), гостиницы «Метрополь», особняка Тарасова на Спиридоновке, дома князя Щербатова на Новинском бульваре и других. После революции Нивинский прославился как театральный художник, работавший с театром Вахтангова, Малым театром и МХТ, был автором декораций к первой постановке «Принцессы Турандот» 1922 года.
Жильцы нового дома недолго наслаждались своими изысканно оформленными квартирами – в 1918 году дом Кальмеера, как и все частновладельческие дома, был национализирован, почти все обитатели дома выселены, а в больших квартирах устроены коммуналки. Новые жильцы к удивительным интерьерам дома относились с небрежением, росписи закрашивались краской, лепнина сбивалась – в результате такого обращения часть первоначальных интерьеров погибла безвозвратно, однако кое-что уцелело (интерьеры парадной и нескольких квартир), было восстановлено и отреставрировано уже в новейшее время, когда дом был признан объектом культурного наследия.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Усадьба, первая половина XIX в.

Усадьба, первая половина XIX в.

Знаменка ул., дом 12/2, стр. 3

В этой усадьбе в 1769 г. открылся Знаменский оперный дом, «прародитель Большого театра».

3.48
Музеи
Музей «Чайковский и Москва»

Музей «Чайковский и Москва»

Музей «П. И. Чайковский и Москва» открылся 18 мая 2007 года в здании Культурного центра имени П. И. Чайковского. В этом чудом сохранившемся доме, в квартире, занимавшей половину второго этажа флигеля большой старинной усадьбы, Петр Ильич прожил с сентября 1872 по ноябрь 1873 года. Москва в жизни и творчестве Чайковского сыграла огромную роль. Его творческая индивидуальность сложилась именно в московский период. Здесь композитор обрел друзей и единомышленников, чьи внимание, забота и участие помогали преодолевать бытовые трудности и способствовали расцвету его музыкального дарования. Москва сформировала гения, который приобрел мировую известность. О московском периоде своей жизни Чайковский потом напишет: «Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал того, что сделал». 14 ноября в Музее открылась выставка «Чайковский и Мир», приуроченная к 175-летию композитора. Впервые многие реликвии, связанные с личной жизнью и творчеством Петра Ильича, увидит широкая публика. Около 500 экспонатов предоставлены ведущими музеями России. Цель экспозиции – раскрыть две составляющих бытия великого художника: активный диалог с внешним миром и сосредоточенную внутреннюю жизнь. Первый раздел – «Мир Чайковского» – концентрируется на личности П. И. Чайковского, его характере, психологии, проявлениях в повседневной жизни, общения с родными. Второй раздел, «Чайковский и мир», посвящен многомерным (музыкальным, художественным, общественным) контактам Петра Ильича с внешним миром. Основу экспозиции составили подлинные материалы: исторические документы; личные вещи композитора; фотографии П. И. Чайковского, его коллег, друзей и членов семьи; гравюры; литографии; графика; рисунки; дружеский шарж; письма. Гостям выставки предоставлена уникальная возможность увидеть рукописное наследие композитора: более пятидесяти автографов («Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.), партитуры, литературные рукописи. В залах экспозиции будут звучать фонографические материалы. Впервые настолько подробно можно проследить творческий процесс композитора – от замысла произведения до его исполнения. Пристальному вниманию публики предстанет Симфония № 6 – последнее сочинение, которое было исполнено при жизни П. И. Чайковского. Необычное звуковое и художественное оформление экспозиционного пространства создают целостный образ композитора и оставляют ощущение его личного присутствия. Организатором выставки «Чайковский и Мир» выступило Музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки в соответствии с Указом Президента РФ В. В. Путина № 1356 от 11 октября 2012 года «О праздновании 175-летия со дня рождения П. И. Чайковского» и распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 года № 1291-р.

(Нет голосов)
Памятники
Низами Гянджеви

Низами Гянджеви

Леонтьевский пер. (сквер)

Низами Гянджеви (1141—1209) — классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, известен тем, что привнес в персидскую эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Основан в 1912 году. По данным на начало 2011 года Музей насчитывает более 670 тыс. единиц хранения. Ежегодная посещаемость составляет около 1 млн человек. В главном здании демонстрируют слепки и достойную коллекцию музея; особенно хороши и знамениты египетские статуэтки, фаюмские портреты, западноевропейская живопись, импрессионисты, голландцы-фламандцы и, конечно, сам великий Рембрандт.

(Нет голосов)
Дома
Дом Веригиной

Дом Веригиной

Кудринская пл., д. 46/54

Единственный сохранившийся дом, в котором проживал великий композитор П.И. Чайковский

3.48
Музеи
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков – новый отдел Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – открыла двери для публики в августе 2006 года.В двадцати шести залах Галереи развернуто собрание произведений мастеров XIX–XX веков. Целые залы посвящены отдельным течениям европейского искусства или творчеству какого-то одного художника. В специально отведенном зале экспонируется немецкая школа живописи начала XIX века, представленная произведениями К. Д. Фридриха и художников-«назарейцев». Камерные залы позволяют публике по-новому увидеть хорошо знакомые картины Э. Делакруа и Ж. О. Д. Энгра. Испанскую школу представляет творчество Ф. Гойи. Отдельный зал получили участники парижского Салона: Ж. Жером, П. Деларош, Э. Л. Изабе. Произведения французских пейзажистов К. Коро и художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, В. Диаза де ла Пенья, Ш. Добиньи как будто специально предназначены для интерьеров Галереи. Полотна Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, О. Домье дополняют панораму искусства французского реализма.Гордость Галереи – живопись французских импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров начала XX века: К. Моне, О. Ренуара, А. Сислея, К. Писсарро, Э. Дега, П. Сезанна, П. Гогена, В. ван Гога, А. де Тулуз-Лотрека, членов группы «Наби», А. Матисса, П. Пикассо, А. Дерена, А. Руссо. В новой экспозиции можно увидеть работы представителей других европейских школ, а также произведения американского искусства. Наряду с полотнами В. Кандинского, М. Шагала, Дж. де Кирико демонстрируются картины А. Фуни, К. Хофера, Ф. Казорати, X. Грундига, Ф. Берингера, Р. Кента. Представлено творчество крупнейших скульпторов Европы – А. Бари, О. Родена, А. Майоля, Э. Бурделя, О. Цадкина, X. Арпа.

(Нет голосов)
Музеи
Выставочный зал Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате

Выставочный зал Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате

В настоящее время музей располагает значительным пространством для проведения временных выставок. Это три помещения на Пречистенке, 12 (в цокальном этаже, в мезонине и в Усадебном дворе) и выставочные залы в Денежном переулке. За последние годы существенно расширилась тематика работ. На выставках, проходящих в Выставочных залах в Денежном переулке, можно увидеть не только работы современных художников, но и фотографии, эскизы театральных декораций, инсталляции модных дизайнеров. В 1998 году открылась выставка портретной фотографии, на которой впервые музей показывал свою фотографическую коллекцию – редкие ранние снимки известных российских фотоателье, работы известных фотохудожников.

(Нет голосов)
Дома
Главный дом усадьбы Е.Л. Маринг-Дарбель

Главный дом усадьбы Е.Л. Маринг-Дарбель

Крестовоздвиженский пер., д. 4

Небольшой дом в Крестовоздвиженском переулке с богато украшенным вторым этажом сейчас выделяется среди остальных зданий. Сложно представить, что раньше вся застройка переулка была подобна дому № 4.

(Нет голосов)
Музеи
Мемориальная квартира Андрея Белого

Мемориальная квартира Андрея Белого

В конце одной из самых старых улиц Москвы, в доме № 55 по Арбату расположена мемориальная квартира Андрея Белого. Здесь, 14 октября 1880 года, родился Борис Николаевич Бугаев, один из отцов русского символизма, поэт, прозаик, критик, мемуарист и исследователь литературы. История самого дома старше поэта больше чем на век: старый усадебный дом, лежащий в основе усадьбы, перестроенной в конце 1870-х годов по проекту архитектора Митрофана Александровича Арсеньева, был построен еще до пожара 1812 года. Квартиры в доходном доме сдавались преподавателям Московского университета, одну из которых (№ 7) и получил математик Николай Васильевич Бугаев – отец поэта. Борис Бугаев проводит в квартире школьные годы, заканчивает Московский университет. Судьбоносным для будущего символиста становится соседство Бугаевых с семьей Михаила Сергеевича Соловьева, внука известного историка и родного брата философа Владимира Соловьева. Частые гости Соловьевых – Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, «старшие символисты», дружба с которыми, зародившаяся здесь, в доме № 55 по улице Арбат, определила дальнейшую творческую судьбу поэта. Здесь же родился его псевдоним – «Андрей Белый». В 1906 году Белый покинет дом на Арбате уже ведущим московским символистом, пережив смерть отца и первую «мистическую влюбленность» в Маргариту Кирилловну Морозову. Семья Соловьевых в 1902 году помогла поэту издать его первую книгу – «Симфония (2-я, драматическая)». Надстроив четвертый этаж, в 1930-х годах дом отдадут под коммунальные квартиры, еще полвека в нем будет существовать Министерство иностранных дел. С 1987 года квартира № 7 поступает в распоряжение государственного литературного музея им. А.С. Пушкина, и уже в 2000 году там открылся музей Андрея Белого. В квартире, занимающей половину третьего этажа пять комнат. Сейчас в детской размещена часть экспозиции, связанная с юношескими годами поэта. Здесь же можно найти все черновики и записи, посвященные эпопее «Моя жизнь», в которую вошли повести «Котик Летаев» и «Крещеный китаец», главный герой которых, юный Летаев, наделен многими автобиографическими чертами. Часть экспозиции, посвященная матери поэта, расположена в спальне родителей. Экспонаты рассказывают, что именно Александра Дмитриевна Бугаева привила интерес юному Боре не только к поэзии, но и к музыке и живописи. Отдельное место в комнате занимают экспонаты, рассказывающие о музах поэта: Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок и Маргарите Кирилловне Морозовой. Все литературное наследие Белого: рукописи, черновики, письма, книги и фотографии – расположено в бывшей столовой. А гостиной возвращена ее историческая функция. В ней сегодня, как и при семье Бугаевых, проводятся творческие встречи и музыкальные вечера. Сегодня в фондах музея уже более 1000 единиц рукописей, машинописей и документов, среди которых можно найти автографы В.Я. Брюсова, Н.С. Гумилева, И. Северянина и, благодаря частным коллекциям, они постоянно пополняются.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Матюшкиных-Азанчевского

Усадьба Матюшкиных-Азанчевского

Б. Кисловский пер., д. 1, стр. 1

В 1844 г. усадьбу купил Г. Устинов, переехавший сюда из здания нынешнего Музея архитектуры.

3.1
Территории
Арбат

Арбат

Формирование городской застройки в этом районе, по-видимому, началось в последние годы правления великого князя Ивана III.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом М.И. Хромовой, М.А. Обухова

Доходный дом М.И. Хромовой, М.А. Обухова

ул. Арбат, 55

Дом на углу Арбата и Денежного переулка – здесь родился и жил поэт Андрей Белый, здесь собирался кружок московских символистов «Аргонавты». Квартира поэта охраняется государством.

3.02