ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом князя С. А. Меншикова

Большая Никитская ул., д. 12/1 стр. 4
(Нет голосов)
На углу Большой Никитской улицы и Газетного переулка, во дворе дома 2, спрятан шедевр классической Москвы XVIII в. ‒ дворец князя С. А. Меншикова, внука сподвижника царя Петра. Дворец построен им в 1776-1777 гг.
+ -

На углу Большой Никитской улицы и Газетного переулка, во дворе дома 2, спрятан шедевр классической Москвы XVIII в. ‒ дворец князя С. А. Меншикова, внука сподвижника царя Петра. Дворец построен им в 1776-1777 гг.
Его спрятал четырехэтажный дом, выстроенный по линии Большой Никитской улицы в 1925 г. архитектором А. М. Гуржиенко и полностью загородивший вид на дом. Эта постройка перед дворцом испортила композицию полукруглого парадного двора, образованного двумя флигелями. Фасад главного дома также претерпевал изменения в XIX в., но сохранил свои благородные черты.
История владения нам известна с 1738 г. Владелец, генерал Ф. В. Наумов, в 1757 г. построил себе каменные палаты с архаичной уступчатой системой плана, которые частично вошли в цокольный этаж современного здания. Дочь Наумова, княгиня А. Ф. Белосельская-Белозерская, продала всю усадьбу в 1774 г. князю С. А. Меншикову, который и стал строить через два года представительный дворец.
Его задний фасад сохранил убранство первоначального здания: руст, наличники, накладные доски. Вероятно, в конце XVIII в. дом был несколько переделан, а современный его фасад ‒ результат еще одной переделки, происшедшей в послепожарное время, когда формы его укрупнились, каннелированные изящные ионические пилястры уступили место более отчетливым формам коринфских полуколонн, поставленных на аркаду. Возможно, эти переделки были произведены новым владельцем, приобретшим дом в 1809 г., ‒ графом А. И. Морковым. Граф Аркадий Иванович происходил из известной семьи, которую прославило то, что они владели талантливыми крестьянами: например, их крепостным был художник Тропинин. Образование граф Аркадий получил в Московском университете и был одним из первых выпускников сего заведения вместе с будущим известным литератором Д. И. Фонвизиным. Они считались одними из лучших воспитанников. По окончании университета он поступил на службу в Коллегию иностранных дел.
Граф прославился тем, что, будучи нашим послом в наполеоновской Франции, часто противоречил всесильному императору, не любившему возражений. На одном из приемов Наполеон, желая унизить посла, проходя мимо него, уронил платок, остановился и стал ждать, пока тот поднимет и подаст ему. Морков и не подумал поднимать. Если Наполеон не обращал внимания на русского посла, то Морков немедленно уезжал с приема. После одной особенно резкой сцены, когда Наполеон обвинил Моркова в пособничестве его врагам, посол вообще прекратил все сношения с двором. Наполеон пожаловался Александру, Морков был отозван и тут же награжден высшим российским орденом.
Вернувшись из Франции, граф А. И. Морков часто жил в своих деревнях, а городской особняк сдавал. Так, в 1814 г. бельэтаж дома снимал у него московский Английский клуб и «танцевальная академия». После смерти владение перешло к его дочери, княгине В. А. Голицыной, а потом к различным владельцам – надворному советнику Пономареву, потом В. С. Храповицкому.
В 1870-х гг. владение покупает штабс-капитан Д. С. Селезнев, владевший в это же время чудесным ансамблем на Пречистенке, где теперь размещается известный Музей А. С. Пушкина. Он строит по линии Большой Никитской улицы корпус торговых помещений, заслонивший парадный двор и особняк. Сам особняк сдается внаем под разные общественные мероприятия, для чего его парадная анфилада была заново великолепно отделана. Здесь проводились танцевальные вечера, о чем давались объявления в газетах. Часть помещений снимало Русское хоровое общество, в котором занятиями руководил композитор А. С. Аренский.
С конца XIX в. владение куплено семьей Вильк. И из-за близости консерватории в нем размещаются музыкальные магазины и мастерские по настройке роялей, нотные лавки и даже большой шляпный магазин Д. П. Боголепова.
После 1917 г., к сожалению, была разобрана правая часть дворца, что исказило его классическую композицию. Самые большие перестройки выпали на 1920-е гг., когда усадьбой владело АО «Мельстрой». В 1925-1927 гг. оно выстроило четырехэтажный жилой дом по линии улицы и разобрало левый флигель.
В разные годы до революции в доме проживали преподаватель архитектуры в Московском дворцовом училище А. Д. Быковский – брат и дядя известных московских архитекторов, декабрист князь С. П. Трубецкой, врач Г. А. Захарьин. После революции в главном доме проживали известные артисты: народная артистка СССР В. Н. Пашенная, М. М. Тарханов, И. Я. Судаков.
В 1970 г. владение поставили на охрану, и в последующие пять лет была проведена реставрация. После в здании размещались разные государственные конторы.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом скульптора Н.А. Андреева

Дом скульптора Н.А. Андреева

Большой Афанасьевский пер., 27-31

За новым зданием школы прячется небольшой дом, построенный в 1893 году по проекту известного московского архитектора Александра Каминского – учителя Федора Шехтеля. Предназначен дом был для мраморной мастерской.

3.3
Дома
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Соборная площадь

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой.

3.3
Территории
Улица Охотный ряд

Улица Охотный ряд

Местность эта известна также тем, что тут всегда находились торговые ряды.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

ул. Арбат, 6

В этом здании, построенном в первой трети XIX века, до 1866 года собирались члены тайного революционного «Ишутинского кружка», руководителем которого был Николай Ишутин, двоюродный брат Дмитрия Каракозова, казненного за покушение на Александра II. Дом охраняется государством.

5
Дома
Церковь Симеона Столпника на Поварской

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Поварская ул., д. 5

Уникальная во всех отношениях церковь: приходской храм целого ряда русских литераторов, место венчания многих известных исторических деятелей, она чудом сохранилась при прокладке Нового Арбата.

4.03
Дома
Патриаршие палаты

Патриаршие палаты

Соборная площадь

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

3.3
Маршруты
Поварская и окрестности в кино

Поварская и окрестности в кино

Поварская и ее окрестности – один из немногих уголков Москвы, который сохранился удивительным образом, здесь, в естественных декорациях, легко можно снимать фильмы, действие которых происходит как в наши дни, так и в 19 веке. Недаром в одном из своих интервью знаменитый кинорежиссер Карен Шахназаров назвал Поварскую одной из любимых улиц. Прогуляемся по Поварской в кинофильмах.

3.45
Музеи
Патриарший дворец

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

(Нет голосов)
Маршруты
Москва довоенная

Москва довоенная

Какой была Москва довоенная? Радий Федорович Ченцов - ветеран Великой Отечественной войны, родившийся в Москве, в районе Арбата, недалеко от места, которое запечатлено на картине Поленова «Московский дворик», согласился стать гидом и показать "Узнай Москву" места своего детства.

3.35
Дома
Усадьба П.И. Харитоненко

Усадьба П.И. Харитоненко

Софийская наб., д. 14

История про то, как крестьянин трудом возвысился до дворянского звания, а в его доме останавливалась королева английская

3.68
Музеи
Музей-квартира В. Н. Плучека

Музей-квартира В. Н. Плучека

Музей народного артиста СССР Валентина Плучека был открыт в октябре 2009 года к столетнему юбилею выдающегося режиссёра. В доме на пересечении двух столичных улиц – Большой и Малой Бронных, рядом с площадью Никитских ворот, на 13 этаже, в квартире 47 Валентин Николаевич жил на протяжении 30-ти лет. Его соседями были Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Руфина Нифонтова, Борис Андреев, Ростислав Плятт, Борис Равенских, Андрей Гончаров.

В квартире Плучека все как при жизни именитого хозяина: старинная мебель, фарфор, хрустальные люстры, массивные бронзовые лампы, бесценные произведения живописи и графики, полученные в дар от авторов: картины Тышлера и Фалька, Шагала и Леже, композиции Пикассо на библейские темы. Мемориальную часть экспозиции дополняют: эскиз В. Левенталя к спектаклю «Вишневый сад», костюм Андрея Миронова из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», мундир Городничего, в котором Анатолий Папанов играл «Ревизора», макеты к спектаклям «Баня» и «Ревизор», эскизы к «Мистерии-Буфф».

Фотоальбомы и видеоматериалы, собранные в Музее-квартире, дают возможность познакомиться с постановками Валентина Николаевича Плучека, вошедшими в историю российского театрального искусства.

(Нет голосов)