ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом Веденеева

3.56
В этом доме 10 февраля 1890 года родился поэт Борис Пастернак.
  • Дом Веденеева
+ -

На углу Тверских-Ямских и Оружейного переулка стоит дом – характерный представитель архитектуры московского жилого доходного дома. Трехэтажное каменное здание на подвальном этаже (1831 г. – двухэтажный прямоугольный объем, к 1876 г. – надстройка третьим этажом), в одиннадцать осей, с центральным ризалитом в пять окон.

С начала XIX века и до 1888 года владение принадлежало ямщику Тверской-Ямской слободы Е. Кокорину и его наследникам: сыну Егору и внучке - жене потомственного почетного гражданина Надежде Егоровне Морозовой. В 1888 году новым владельцем стал Иван Венедиктович Веденеев (1829-?). Купец 2-ой гильдии, выходец из крестьян, он занимался строительными подрядами и имел в том же доме столярную мастерскую. С осени 1889 года до весны 1891 года в доме жила семья художника Л.О. Пастернака, и здесь 10 февраля 1890 года родился поэт Б.Л. Пастернак.

Его родители поженились в Москве 14 февраля 1889 года. Оба были выходцами из Одессы, оба к моменту свадьбы достигли определенной известности. Р.И. Кауфман-Пастернак с успехом выступала в концертах и была профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества, где преподавала игру на фортепиано. Отец, Леонид Осипович Пастернак, выпускник юридического факультета Одесского университета, закончил королевскую Мюнхенскую академию художеств и уже стал известен своей первой картиной «Вести с родины», которую П.М. Третьяков приобрел для своей коллекции, не дожидаясь, когда она будет завершена и выставлена на очередной Передвижной выставке.

Пастернаки сняли жилье на втором этаже. Квартира Пастернаков №3 состояла из шести маленьких комнат. По словам Л.О.Пастернака, «в этой квартире — да еще и потом долгое время — материальная нужда и необеспеченность давали себя знать, вечные заботы о завтрашнем дне, о семье и т.д.». Жильцы занялись обзаведением новой мебелью (дубовой и ореховой) и всем необходимым для самостоятельной семейной жизни. Зарабатывая семье на пропитание, Леонид Осипович сотрудничал в различных популярных журналах — московских и одесских («Маяк», «Пчелка», «Оса», «Будильник», «Сверчок», «Свет и тени»), а также в литературно-художественном журнале «Артист». Муж и жена давали уроки рисования и музыки. Здесь же 29 января/10 февраля 1890 г. родился их первенец — Борис. Младший брат поэта впоследствии написал, что с этого времени для родителей началась совсем новая жизнь, «не столько в том смысле, что они объединены теперь общностью семьи, сколько в деятельности каждого из них — в их обособленности, отмеченной теперь на все их будущее: он — художник и глава семьи, она — становится двигателем и душой семьи».

Новорожденному взяли кормилицу Машу. Вероятно, под впечатлением жизни домовладельца Веденеева, хозяина столярной мастерской, убаюкивая новорожденного, Маша напевала: «Вот, ненаглядный мой, подрастешь большой, — папа сами уже работать не будут, артель наймут».

Одним из первых гостей новой семьи стал А.Г. Рубинштейн. 6 и 7 января 1890 г. композитор давал концерты в Москве. В этот приезд он несколько раз заходил к Пастернакам. Леонид Осипович сделал карандашный набросок, на котором Рубинштейн изображен в кресле, укрытый пледом и слушающим музыку.

По прошествии года жизни в доме Веденеева в квартире Пастернаков обнаружилось множество недостатков. Прежде всего она была слишком дорогой для молодой семьи. Несмотря на большое количество комнат (целых шесть), ни одна из них не годилась под мастерскую художника ни по величине, ни по освещению. Все они были маленькими и тесными. Встал вопрос о необходимости поменять жилье.

Осенью 1891 года семья переехала из дома Веденеева на другую квартиру.

В настоящее время дом является объектом культурного наследия регионального значения. В 2002 году собственниками здания – компаниями ЗАО "Тирг" и ООО "Консул М" – самовольно был надстроен мансардный этаж, грубо исказивший исторический облик здания. В 2009 году по иску Мосгорнаследия Арбитражный суд г. Москвы постановил снести мансарду и вернуть зданию первоначальный вид, однако собственники здания оспорили решение. В конечном итоге, судебные инстанции различного уровня поддержали позицию города о незаконности возведённой надстройки.

Работы по демонтажу мансарды были проведены в августе – октябре 2013 года.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года.

Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998).

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых.

В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру.

В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы.

Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе.

В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой.

Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы.

Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы.

Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.

(Нет голосов)
Территории
Тверская улица

Тверская улица

Тверская улица образовалась из большой дороги в Тверь, столицу соседнего княжества и соперницу Москвы. С XV века Тверская дорога соединилась с дорогой на Новгород и значение ее выросло. После основания Петербурга Тверская стала дорогой в новую столицу. Сегодня Тверская улица по-прежнему остается главной улицей Москвы.

(Нет голосов)
Территории
Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж» — пожалуй, один из старейших и любимейших москвичами парков развлечений.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба И.И. Миндовской

Городская усадьба И.И. Миндовской

Вспольный пер., дом 9, строение 1, 2

Дом Ираиды Ивановны Миндовской - один из последних, осуществлённых накануне революции, проектов Шехтеля.

(Нет голосов)
Дома
Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Ул. Тверская, д. 16

Это владение известно с XVIII века, правда, до 1788 года оно было разрезано проезжим переулком. Ныне владения по обе стороны несуществующего Молочного переулка объединены в одно

3.44
Памятники
Памятник Н.Ф. Филатову

Памятник Н.Ф. Филатову

Садовая-Кудринская ул., д. 15

(Нет голосов)
Дома
Дом Заборовой -Трубецких - Уваровых

Дом Заборовой -Трубецких - Уваровых

Леонтьевский переулок, д. 18

В тени деревьев, за забором, притаился симпатичный особнячок: судьба его и прежних обитателей была насыщена довольно громкими именами и событиями, о которых говорила вся Москва…

3.56
Музеи
Музей истории телефона

Музей истории телефона

Музей истории телефона, представляющий одно из крупнейших в мире собраний артефактов телефонной связи, – масштабный проект компании «Мастертел», одного из лидеров российской телекоммуникационной отрасли.

В выставочных залах и запасниках музея находится более 2 000 экземпляров раритетной техники конца XIX – середины XX веков, на примере которых можно проследить, как со временем менялся дизайн и функции телефонных аппаратов, как из предмета роскоши телефон превратился в один из самых необходимых атрибутов человека.

Цель проекта – сохранение историко-культурного наследия в области развития телефонной связи, популяризация научно-технических знаний среди детей и молодежи, расширение представлений современников о том, как на протяжении столетия, вплоть до 70-х годов XX века изменялись технические средства коммуникации.

(Нет голосов)
Дома
Народный дом Алексеевский

Народный дом Алексеевский

Васильевская улица, д. 13

Народный дом Алексеевский (с 1934 г. ‒ Центральный дом кино), конец XIХ ‒ начало ХХ в., архитекторы В. К. Сероцинский и Е. М. Стамо

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом М.Я. Протковой

Жилой дом М.Я. Протковой

Садовая-Кудринская ул., д. 15, стр. 1

Тот факт, что в Москве двадцать первого века существует деревянный, допожарной постройки дом, да не где-нибудь в переулках, а на шумном Садовом кольце, да еще и прекрасной сохранности – это настоящее чудо.

3.45
Дома
Городская усадьба Е. П. Мочаловой, XIX в.

Городская усадьба Е. П. Мочаловой, XIX в.

Вспольный переулок, д. 21

В начале XVIII в. территорию между современными Садовой-Кудринской улицей и Вспольным переулком занимал пустырь. Сложившаяся здесь к концу XVIII в. деревянная застройка в 1812 г. была полностью уничтожена пожаром.

3.3
Дома
Дом Пеговых

Дом Пеговых

М. Гнездниковский пер., д. 12/27

Глядя на этот простой дом, и не подумаешь, что его владелец пожертвовал на строительство храма более 400 тысяч рублей.

5