ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Гимназия Касицына

3.02
Самое эффектное здание в Черниговском переулкедвухэтажный дом на высоком подклете. Средняя часть его значительно выдается вперед, к красной линии переулка, а декор - белые барочные наличники на красном фоне - смотрится необычайно нарядно. Пространственная структура четко указывает - это был главный дом солидной усадьбы.
  • Гимназия Касицына
+ -

Самое эффектное здание в Черниговском переулке — двухэтажный дом на высоком подклете. Средняя часть его значительно выдается вперед, а декор — белые эклектичные наличники на красном фоне — смотрится необычайно нарядно. Пространственная структура четко указывает — это был главный дом солидной усадьбы.
Первым известным нам хозяином участка стал офицер Преображенского полка, капитан В. Т. Ржевский. Именно он в 1710 году выстроил палаты, лежащие в основе главного корпуса здания. Как выглядел тогда дом, можно понять, взглянув на дворовый фасад, где раскрыты декоративные детали XVIII столетия.
Один из следующих владельцев усадьбы — купец, мануфактурщик И. Г. Журавлев. В середине 18 века он развернул на участке большое строительство: несколько служебных строений предназначались для производственных нужд и хранения товаров. Одно из них, одноэтажное здание в форме буквы «г» с глубокими подвалами, можно и сейчас видеть слева от главного дома. Несколькими десятилетиями позже, в 1790 году, главный дом усадьбы получил третий этаж, а затем и центральный ризалит с классическим фронтоном. Несколько десятилетий, с 1840-х годов до начала 20 века усадьбой владели представители купеческой семьи Грачевых. В середине – второй половине 19 века была изменена отделка фасада. На нём появились наличники и лепнина в стиле необарокко с элементами 20 века, когда в ней разместилась частная мужская гимназия педагога-энтузиаста В. Д. Касицына. Перестройка здания под гимназию шла под руководством архитектора В. В. Шервуда. В. Д. Касицын был известен как преподаватель математики и человек глубоко верующий, а саму гимназию вспоминали добрым словом и спустя полвека. В советское время в доме находилась школа 2 ступени, медицинское училище, детский сад. В 1980-е годы в усадьбе предполагали открыть музей художника А. А. Пластова. Теперь дом занимает Международный Фонд славянской письменности и культуры.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Грановитая палата

Грановитая палата

Соборная площадь

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани.

3.3
Дома
Палаты князя Щербатова

Палаты князя Щербатова

Раушская наб., 22

Во дворе комплекса зданий «Мосгортранса» трехэтажное здание с основного фасада, вдоль набережной, имеет классицистический декор, а с торцов отделано в узорочном стиле конца XVII века. Это результат реставрации начала 2002-2004 годов: старинные палаты, ранее скрывавшиеся за ординарной отделкой XIX века, обнаружили только при контрольных обмерах, проводившихся для подготовки к сносу. Находка стала одним из важнейших краеведческих открытий в Москве за последние десятилетия.

3.44
Дома
Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв.   Конец  XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

Здание гостиного двора, XVIII - 1-я пол. XIX вв. Конец XVII в. (?) – конец 1770-х гг. (?) – 1810-е гг.

Якиманка Малая ул., д. 24

Комплекс Гостиного двора, представляющий собой правильное каре (постановка замкнутой системы корпусов вокруг прямоугольного двора) между Малой Полянкой и Полянским и Бородниковым переулками, является интересным памятником истории градостроительного развития Москвы.

(Нет голосов)
Музеи
Церковь Ризположения

Церковь Ризположения

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В течение несколько веков он входил в комплекс митрополичьего двора и служил домовым храмом митрополитов и патриархов русских.

Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба П.И. Харитоненко

Усадьба П.И. Харитоненко

Софийская наб., д. 14

История про то, как крестьянин трудом возвысился до дворянского звания, а в его доме останавливалась королева английская

3.68
Памятники
Памятник ополченцам Замоскворечья

Памятник ополченцам Замоскворечья

Новокузнецкая ул., д. 33 (сквер)

Памятник установлен на месте формирования дивизий ополчения.

(Нет голосов)
Дома
Поликлиника Наркомата нефтяной промышленности

Поликлиника Наркомата нефтяной промышленности

Китайгородский пр., д. 7

По мнению некоторых, барельефы на фасаде здания метафорически предвещали крах системы.

3.19
Музеи
Патриарший дворец

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Соборная площадь

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой.

3.3
Маршруты
Ивановская горка

Ивановская горка

Ивановская горка: здесь взорам пытливых москволюбов предстаёт немалое количество древних палат, храмов, интереснейших, как дворянских, так и купеческих усадеб. Прогуляемся?

3.56
Дома
Церковь святого Николая в Заяицком

Церковь святого Николая в Заяицком

Раушский 2-й пер., дом 1, стр. 8

Облик Раушской набережной без Никольской церкви в наши дни невозможно представить: её высокая колокольня и широкий купол контрастируют с соседними многоэтажными зданиями и комплексом электростанции. Сейчас трудно поверить, что в ХХ веке этот храм едва не был стёрт с лица Москвы.

3.3