ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Городская усадьба Хрущевых-Селезневых

3.09
Великолепный усадебный ансамбль на углу Пречистенки и Хрущевского переулка, сооруженный в 1815-1816 годах, является одним из лучших образцов ампирной жилой застройки Москвы.
  • Городская усадьба Хрущевых-Селезневых
+ -

К 1750-м годам данное владение находилось в руках обер-президента Главного магистрата Степана Степановича Зиновьева, затем оно принадлежало его брату, а в 1798 у тогдашнего владельца камергера В.С. Васильчикова усадьбу покупает князь Федор Барятинский. В 1806 году на территории усадьбы уже располагался большой деревянный дом с антресолями на каменном подклете и двухэтажное каменное здание, тянувшееся вдоль переулка.

В 1814 году усадьбу покупает гвардии прапорщик А.П.Хрущев. Подклет главного дома, жилой флигель и старые палаты начала ХVIII в., уцелевшие после пожара 1812 года, стали основой для новой усадьбы, надзор за строительством которой пристально велся Комиссией для строений во главе с О.И. Бове. Хрущевы были богатыми помещиками и вели по-московски широкий образ жизни. У А.П.Хрущева было 14 детей. Семья была дружной и даже, отделившись, дети часто бывали в доме родителей. Стоит упомянуть о Нарышкиных, с которыми породнился А.П.Хрущев через дочь Елизавету. Муж ее, Алексей Иванович Нарышкин слыл «большим оригиналом», он был сыном тайного советника и сенатора Ивана Александровича Нарышкина, дяди Н.Н.Гончаровой. Иван Александрович был посаженным отцом на свадьбе Натальи Николаевны с А.С.Пушкиным. Пушкин знал его детей, в том числе, зятя А.П.Хрущева – Алексея Ивановича. Нарышкины, кстати, жили по соседству – на Пречистенке, 16.

В 1860-х годах дом на Пречистенке переходит к отставному штабс-капитану Д.С.Селезневу. Д.Никифоров в своей книге «Из прошлого Москвы. Записки старожила» пишет: «Дом от Хрущева перешел со всею обстановкой к купцу Рудакову, а им продан был в начале 60-х годов Д.С.Селезневу. Дом со всею обстановкой поддерживается в том же виде, как был при Хрущевых; даже старинные картины не переменили своих мест». Семья Селезневых владела усадьбой до 1906 года, когда последняя владелица, дочь Е.Д.Матвеева передала ее для приюта – школы Московского дворянства им. Д.С. и А.А.Селезневых.

Усадьба к тому времени была достаточно благоустроена. Администрация приюта сдавала некоторые помещения и отдельные постройки в аренду. Согласно переписи в 1908 году в подвале главного дома находился склад ящиков и вин, на первом этаже, собственно в парадной части, располагался сам приют с квартирой начальницы. В мезонине размещались комнаты классной дамы и лазаретной фельдшерицы. В большом флигеле по Хрущевскому переулку были кухня приюта, комната обслуживающего персонала и лазарет. Кроме того, здесь на втором этаже находилась квартира общежития Мариинского института. В музыкальном павильоне усадьбы – зонтичная мастерская и парикмахерская. При этом, несмотря на столь разнообразное использование, усадьба сохраняла свой первоначальный облик вплоть до 1935 года, когда была снесена церковь Пятницы Божедомской и на ее месте появилась средняя школа, частично вклинившаяся на территорию усадьбы. В процессе строительства разрушили каменную полуротонду в саду, а в 1960-е снесли до белокаменного цоколя деревянный музыкальный павильон на углу Чертольского переулка (был восстановлен в 1986-1987 годах).

После 1917 года все строения усадьбы, за исключением главного дома, использовались под жилье В главном же доме с 1924 по 1931 годы находился Музей игрушки, библиотека и факультет игрушки Московского техникума кустарной промышленности.

В октябре 1957 года было принято решение о создании в Москве музея, посвященного жизни и творчеству А.С.Пушкина. Под размещение передали бывшую усадьбу Хрущевых-Селезневых, где последующие четыре года проводились масштабные реставрационные работы. 6 июня 1961 года музей на Пречистенке был открыт.

Все строения усадьбы, в том числе, и главный дом имеют статус памятников архитектуры федерального значения.

Прочитать статью об этом доме в "Московском журнале"

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Идея создания музея архитектуры родилась в России еще в конце XIX века под влиянием возросшего интереса к национальному наследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями в XIX в. в процессе исследования и реставрации памятников архитектуры, нуждался в обобщении. Возникла потребность в научно-просветительском центре более высокого уровня и нового типа – в музее архитектуры.Музей был учрежден 1 января 1934 г., одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нем работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря. Основная экспозиция разместилась в Большом соборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установили художественные фрагменты разрушенных памятников, спасенные сотрудниками музея и ставшие частью коллекции.Объектом музейного собирания и показа была заявлена мировая архитектура от древних времен до XIX в. Фонды музея объединяли материалы по русской архитектуре, составлявшие большую часть собрания, с материалами по европейскому, византийскому, ближневосточному зодчеству. Имелись даже такие экзотические экспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайских свайных жилищ. Ключевым предметом показа стали сами сооружения монастыря и сохранившийся некрополь XVIII-XIX вв.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом с магазинами, 1934-1938 гг., 1950 г., арх. Л.М.Поляков.

Жилой дом с магазинами, 1934-1938 гг., 1950 г., арх. Л.М.Поляков.

Ул. Арбат, д. 45/24

Этот дом поменял свой облик с авангардного на неоклассический ещё в процессе строительства.

5
Дома
Здание Александровского подворья, XVII - XVIII вв.

Здание Александровского подворья, XVII - XVIII вв.

Староваганьковский пер., д. 23, стр. 1

Здание подворья, примыкающее к трапезной палате Аптекарского приказа восточной стеной, было построено приблизительно в 1680-х годах.

3.25
Дома
Дом, в котором жил и работал художник В.А. Серов

Дом, в котором жил и работал художник В.А. Серов

Староваганьковский пер., д. 21, стр. 1

В этом доме В.А. Серов написал множество портретов современников, а также исторический цикл картин.

3.38
Дома
Церковь Николы в Старом Ваганькове

Церковь Николы в Старом Ваганькове

Староваганьковский пер., д. 14

История церкви неразрывно связана с историей Пашкова дома.

3.02
Дома
Церковь Спаса на Песках

Церковь Спаса на Песках

Спасопесковский переулок, д. 4а

12 декабря 1633 года в местности, прилегающей к Арбату, вокруг позднейшей Спасопесковской площадки, был расквартирован стрелецкий полк и назначен его голова – Филон Михайлович Оничков. Вскоре стрельцы Оничкова построили себе деревянную полковую церковь Преображения Господня. По документам она известна с 1643 года, но возникла ранее этой даты.

3.8
Музеи
Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва – это новая выставочная и интерактивно-образовательная площадка Москвы, где можно по-настоящему прочувствовать подлинное искусство. Центр искусств сотрудничает с ведущими галереями и частными коллекционерами России и Европы. В стенах Центра находятся шедевры, до сегодняшнего дня неизвестные широкому зрителю. Здесь предлагается широкий спектр художественной деятельности: тематические выставки живописи, арт-акции, лекции и мастер-классы, способные стать заметным событием не только выставочной практики, но и культурной жизни столицы.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба промышленников Павловых

Усадьба промышленников Павловых

Глазовский пер., 4 с8

Усадьба на углу Глазовского и Денежного переулков была построена в 1905 году по проекту архитектора С.С. Кучинского для богатых заказчиков фабрикантов Павловых, владельцев «Товарищества мануфактур, основанных И.И. Скворцовым». Двухэтажный особняк, увенчанный изящным куполом и облицованный двухцветной керамической плиткой, представляет собой интересный образец архитектуры в стиле модерн.

3.33
Дома
Главный дом усадьбы А. Г. Щепочкиной – Н. А. Львова

Главный дом усадьбы А. Г. Щепочкиной – Н. А. Львова

Спасопесковский пер., 8

В 20-е годы XIX века этот особняк снимал поэт С. П. Тургенев, брат писателя Ивана Тургенева. .

3.35
Дома
Дом Дворцового ведомства

Дом Дворцового ведомства

Б. Левшинский пер., дом 8/1, строение 1

Дом на углу Денежного и Большого Лёвшинского переулков выстроен в конце XVIII века во владении полковника А.Ф. Ладыженского и представляет собой интересный образец углового здания с протяженными фасадами, выходящими на красную линию обоих переулков. Дом сохраняет декоративное оформление, характерное для классицизма начала XIX века. В 1835 году все владение было куплено Московской Дворцовой конторой, и дом был приспособлен под квартиры для служащих конторы.

3.68
Памятники
Кони Яндекса

Кони Яндекса

ул. Льва Толстого, 16

Достопримечательности Москвы "найдутся здесь".

3.35
Музеи
Музей сословий России

Музей сословий России

Музей сословий России – новая экспозиция Картинной галереи Ильи Глазунова – был открыт 12 июня 2017 года. Также как и свои произведения живописи и графики И.С. Глазунов передал в дар городу Москве свою личную коллекцию произведений искусства (более 5000 предметов!), которое собиралось в течение всей жизни художника. Сергеевич Глазунов − автор идеи, архитектурного проекта, интерьеров и экспозиции музея, по замыслу создателя отразившего красоту быта и культуры сословной России. Первый этаж музея посвящен культуре дворянской России XVIII - начала XX веков. Он воссоздает уклад жизни дворянства в классических интерьерах усадебных анфилад, обставленных старинной мебелью, произведениями живописи и художественной бронзы, гравюрами, образцами общеевропейской моды того времени. Второй этаж, интерьеры которого вдохновлены убранством палат царя Алексея Михайловича, дает характеристику искусства Руси православной. Здесь перед зрителем предстанут произведения иконописи и деревянной храмовой скульптуры, меднолитые кресты, складни. Промыслы, обычаи и повседневность крестьянской России отражены на третьем этаже музея в убранстве избы, расписных санях и дугах, сундуках и ларцах, самоварах, прялках и народных костюмах более 20 губерний России. 9 июля 2019 года, в День памяти великого русского художника в экспозиции Музея сословий России состоялось торжественное открытие мраморной памятной доски с рельефным портретом Ильи Сергеевича Глазунова и мемориального кабинета. Его интерьер создан под руководством директора галереи – вдовы художника – Инессы Дмитриевны Орловой-Глазуновой. В мемориальном кабинете представлены семейные фотографии, книги, альбомы с авторскими эскизами и записями из личного архива, предметы мебели и произведения русских и европейских художников из мастерской Ильи Сергеевича.

(Нет голосов)