ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Корпус служб усадьбы Лопухиных

(Нет голосов)
Самая старинная часть корпуса служб в советское время не использовалась из-за плохого технического состояния. Сегодня она восстановлена и служит московскому музею Льва Толстого.
  • Корпус служб усадьбы Лопухиных
+ -

Одноэтажный каменный корпус служб усадьбы Лопухиных, Г-образный в плане, был построен по заказу В.А.Лопухина в 1817 году, уже после того, как усадьба на Пречистенке перешла его сыновьям – Аврааму и Дмитрию. Служебный корпус – неотъемлемая часть любой городской усадьбы, но постройки эти обычно неприметны и не отмечены выдающимися архитектурными особенностями.

Служебный корпус, как и другие строения этой усадьбы, является объектом культурного наследия федерального значения.

Здание усадебных служб находится в глубине участка Лопухиных, напротив двухэтажного жилого дома, существовавшего уже в 1816 году. Флигель вытянут практически на всю длину восточной границы владения. Торцевая северная часть дома была жилой, а в 1896 году по проекту архитектора А.Остроградского к ней было пристроено одноэтажное каменное строение на одну квартиру с кухней и входным тамбуром. Эта пристройка была выдержана в неоклассическом стиле, как и перестройка (в 1895 году) усадебного флигеля по Лопухинскому переулку С.У.Соловьевым. К 1950-м годам «пристройка Остроградского» была занята музеем Л.Н.Толстого. Она и сегодня сохраняет изначальный свой вид на 1896 год: отделана крупным штукатурным рустом, переплеты ее пяти окон имеют типичный для конца XIX века рисунок. Входной тамбур – очень маленький, не сомасштабен основному зданию и, как предполагают специалисты, скорее всего, он вообще не из проекта Остроградского, а был пристроен позднее.

Часть корпуса, относящаяся к 1817 году, в советское время долго не использовалась из-за плохого технического состояния. Сегодня она выглядит, как в 1834 году, когда она уже была занята жилыми помещениями. Оконные проемы с шестистекольными переплетами и руст фасада восстановлены по натурным данным. Планировка и отделка интерьеров современные.

Еще одна часть корпуса, где были конюшни, – снесена до обследований середины XX века и более не восстанавливалась.

Комплексные ремонтно-реставрационные работы были произведены в середине 1970-х годов. Эскизный проект реставрации и приспособления здания служб под нужды музея Л.Н.Толстого был составлен трестом «Росреставрация» (автор – архитектор Э.Наседкин). Все работы были завершены в 1976 году, после чего флигель принял облик, который он имел в конце XIX века.

В наши дни в корпусе служб располагается Музей Л.Н.Толстого.

Евгения Твардовская
Автор статьи

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Памятник Б. Окуджаве

Памятник Б. Окуджаве

Улица Арбат, 45.

В доме № 43 на Арбате поэт жил долгое время. Поэтому именно на этой улице было решено установить памятник всенародно любимому барду.

3.35
Здания
Анастасьинская рукодельная школа

Анастасьинская рукодельная школа

Плотников пер., дом 19/38, стр. 1

Функциональное назначение здания ярко отражено в его декоре. Фасад украшают изображения двух девушек у швейной машинки, трудолюбивых пчел, а также совы – символа богини Афины, которая считается покровительницей ткацкого дела.

(Нет голосов)
Места
Моховая улица

Моховая улица

Когда-то здесь торговали мхом для заделки щелей в избах.

(Нет голосов)
Здания
Усадьба промышленников Павловых

Усадьба промышленников Павловых

Глазовский пер., 4 с8

Усадьба на углу Глазовского и Денежного переулков была построена в 1905 году по проекту архитектора С.С. Кучинского для богатых заказчиков фабрикантов Павловых, владельцев «Товарищества мануфактур, основанных И.И. Скворцовым». Двухэтажный особняк, увенчанный изящным куполом и облицованный двухцветной керамической плиткой, представляет собой интересный образец архитектуры в стиле модерн.

3.38
Здания
Городская усадьба С.П.Берга

Городская усадьба С.П.Берга

Денежный пер., д. 5, стр. 1

Городская усадьба Берга, великолепный особняк, ныне принадлежащий итальянскому посольству, был выстроен в Денежном переулке в конце XIX века. Владение было приобретено текстильным промышленником и миллионером С.П.Бергом у известного писателя, владельца богатейшей библиотеки, Михаила Николаевича Загоскина.

3.51
Музеи
Музей восстания машин

Музей восстания машин

Музей восстания машин – настоящий футуристический мир, населенный жителями из разных фантастических фильмов, выполненных из металла в натуральную величину. Музей основан 2 января 2017 года. 12 тематических залов – 2 000 кв. м, на которых соседствуют автоботы и десептиконы, лаборатория Тони Старка, супергерои MARVEL и DC, Терминатор, мифические животные, аниматронные роботы, персонажи фильмов ужасов, различные мотобайки и даже культовые транспортные средства – «Призрачный гонщик», автомобиль Багги. Для посетителей: зона аквагрима, аттракцион виртуальной реальности, инстабудка, сувенирный магазин, атрибутика для фотосессий (маски и оружие супергероев), автомат с памятными монетами. Все экспонаты можно и нужно трогать, фотографироваться с ними.

(Нет голосов)
Здания
Оперативный отдел Наркомата по военным делам

Оперативный отдел Наркомата по военным делам

Пречистенка, д. 37, стр. 1

В южной части здания между 1 и 2 этажами сохранилась каменная лестница 1907 года, облицованная мрамором.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические. Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов. Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем. Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями. Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова. Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.

(Нет голосов)
Здания
Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Ул. Волхонка, д. 11, стр. 6

Именно сюда, в мастерскую художника Тропинина, зимой 1826–27 годов приходил позировать Пушкин.

3.56
Здания
Городская усадьба Талызиных-Устиновых

Городская усадьба Талызиных-Устиновых

Воздвиженка ул., д. 5/25

Здесь был один из культурных салонов Москвы. Его посещали братья Вяземские, Пушкин, Денис Давыдов.

3.77
Музеи
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева

Идея создания музея архитектуры родилась в России еще в конце XIX века под влиянием возросшего интереса к национальному наследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями в XIX в. в процессе исследования и реставрации памятников архитектуры, нуждался в обобщении. Возникла потребность в научно-просветительском центре более высокого уровня и нового типа – в музее архитектуры.Музей был учрежден 1 января 1934 г., одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР, подразделением которой он являлся. В нем работали крупнейшие отечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В 1935 г. ему были переданы территория и постройки Донского монастыря. Основная экспозиция разместилась в Большом соборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установили художественные фрагменты разрушенных памятников, спасенные сотрудниками музея и ставшие частью коллекции.Объектом музейного собирания и показа была заявлена мировая архитектура от древних времен до XIX в. Фонды музея объединяли материалы по русской архитектуре, составлявшие большую часть собрания, с материалами по европейскому, византийскому, ближневосточному зодчеству. Имелись даже такие экзотические экспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайских свайных жилищ. Ключевым предметом показа стали сами сооружения монастыря и сохранившийся некрополь XVIII-XIX вв.

(Нет голосов)
Здания
Дом Кропоткина

Дом Кропоткина

Кропоткинский пер., д. 26

Глядя на уютный дворик посольства Палестины, трудно представить, что здесь родился теоретик анархизма.

3.55