ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Крупноблочный жилой дом, 1940 г., архитекторы А.К.Буров, Б.Н.Блохин

(Нет голосов)
Крупноблочный жилой дом в начале левой стороны улицы, построенный перед началом Великой Отечественной войны в 1940 г. под руководством архитекторов А.К.Бурова и Б.Н.Блохина – интересный пример развития застройки Москвы, история которого в определенной степени соединила различные тенденции.
+ -

Крупноблочный жилой дом в начале левой стороны ул. Полянки (д. 3/9), построенный перед началом Великой Отечественной войны в 1940 г. под руководством архитекторов А.К.Бурова и Б.Н.Блохина – интересный
пример развития застройки Москвы, история которого в определенной степени соединила различные тенденции, отчасти подчеркивая их скрытый драматизм.

Улица Большая Полянка – бывшая Космодемьянская – одна из главных улиц Замоскворечья. По-видимому, трасса улицы сложилась как в качестве начального отрезка дороги на Серпухов после переправы через р. Москву (от Большого Каменного моста через улицу Серафимовича – трасса улицы Всесвятской).

Учитывая, что северное Замоскворечье (современный Остров) отличалось сильной заболоченностью, вызвавшей необходимость устройства Водоотводного канала в 1783 – 1786 гг., застройка трассы начиналась
собственно с Большой Полянки.

Знаменательным для Большой Полянки в середине XVII в. стало строительство двух грандиозных и очень нарядных храмов – сохранившегося храма Св. Григория Неокессарийского (д. 29; 1672 – 1689 гг.) и чуть раньше –
снесенного храма Св. братьев Козьмы и Дамиана (1655 – 1656 гг.; храм стоял на месте д. 4 перед разделением трассы на Большую Полянку и Большую Якиманку; разобран в 1931 г.).

Иногда в публикациях неточно указывают, что Крупноблочный жилой дом на ул. Полянке, построенный под руководством А.К.Бурова и Б.Н.Блохина в 1940 г., стоит на месте храма Св. Козьмы и Дамиана. Дом,
построенный под руководством А.К.Бурова и Б.Н.Блохина, был поставлен напротив бывшей территории снесенного храма на месте доходной застройки XIX в., которая, впрочем, заняла территорию усадеб XVIII в. В частности, соседний с описываемым д. 1 стоит на месте усадеб Трубецких и Прозоровских, последняя – знаменитая утраченная усадьба, построенная В.И.Баженовым.

Реконструкция застройки начала трассы Большой Полянки стала важным этапом воплощения Сталинского Генплана реконструкции Москвы 1930х гг. (генплан был утвержден в 1935 г., но работы по реконструкции
фактически велись одновременно с устройством московского метро с начала 1930х гг.).

Значение Большой Полянки определялось тем, что ее перспектива являлась продолжением трассы улицы Серафимовича с правительственным Домом на набережной. Достаточно указать, что дом в начале трассы Большой Полянки (№ 1) был построен под руководством главного архитектора Москвы Мордвинова.

Описываемое здание строилось под руководством А.К.Бурова и Б.Н.Блохина.

Дом на Большой Полянке входит в серию жилых домов этих архитекторов, построенных в Москве в конце 1930-х гг., в которой этими архитекторами фактически впервые в СССР была разработана система крупноблочного строительства. Наиболее последовательно система А.К.Бурова и Б.Н.Блохина получила воплощение в «Ажурном доме» на Ленинградском проспекте, ставшем своеобразным подведением итогов
работы бригады перед самым началом Великой Отечественной войны.

Разработка строительства из крупнопанельных блоков, в значительной степени сменившего строительство из кирпича, имела важное значение для СССР в период индустриализации 1930-х гг. и связанного с ней крупного
городского строительства. Б.Н.Блохин, имевший большую строительную практику с середины 1910-х гг., вообще стал пионером разработки принципов крупноблочного строительства (сначала – теоретически) еще в
начале 1930х гг. А.К.Буров, в 1920-е гг. активно занимавшийся промышленным строительством, обратился к проблеме крупноблочного строительства после командировки в Детройт в 1932 г.

Для обоих архитекторов Дом на Полянке стал определенным, вероятно, несколько завуалированным, развитием опыта работы в «конструктивистские» 1920-е гг. Здание практически не имеет едва ли не обязательной в Москве 1930-х гг. неоклассической декорации (пример – классическая аркада и бельведер на соседнем доме, построенном под руководством Мордвинова). Фасад дома, построенного под руководством А.К.Бурова и Б.Н.Блохина, завершен обязательным в эти годы вынесенным карнизом на кирпичных консолях «сухариках», главным элементов оформления фасада становится фактура «бриллиантового руста». Для оживления фасада в соответствии с поисками 1920-х гг. архитекторы вводят не пластические, а цветовые акценты – цветовые порталы – обрамления балконов.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Бюст А.Н. Островского

Бюст А.Н. Островского

М. Ордынка ул., д. 9 (в сквере)

Александр Николаевич Островский (1823—1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской академии наук.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Николы в Старом Ваганькове

Церковь Николы в Старом Ваганькове

Староваганьковский пер., д. 14

История церкви неразрывно связана с историей Пашкова дома.

3.02
Музеи
Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва

Центр искусств. Москва – это новая выставочная и интерактивно-образовательная площадка Москвы, где можно по-настоящему прочувствовать подлинное искусство. Центр искусств сотрудничает с ведущими галереями и частными коллекционерами России и Европы. В стенах Центра находятся шедевры, до сегодняшнего дня неизвестные широкому зрителю. Здесь предлагается широкий спектр художественной деятельности: тематические выставки живописи, арт-акции, лекции и мастер-классы, способные стать заметным событием не только выставочной практики, но и культурной жизни столицы.

(Нет голосов)
Музеи
Дом-музей А.Н. Островского

Дом-музей А.Н. Островского

Музей был открыт в 1984 г. в доме, где родился драматург А.Н. Островский. Деревянный дом — памятник культуры начала 20-х годов XIX века, располагается в Замоскворечье, одном из тех редких мест в сегодняшней Москве, где сохранились обаяние и уют старинного быта. Вокруг городской усадьбы Островского разбит роскошный сад, который цветет с ранней весны до поздней осени, а комнаты деревянного дома, где разлит немного приглушенный, мягкий свет, хранят атмосферу и настроение спокойной, размеренной жизни. Коллекция музея состоит из личных вещей драматурга, предметов материальной культуры России XIX столетия, а также экспонатов, отражающих историю Москвы, в частности Замоскворечья. Экспозиция рассказывает о сценическом воплощении пьес А.Н. Островского на сцене русского театра, в ней представлены эскизы декораций и костюмов, фотопортреты актеров, афиши, рукописи. Посетить музей-усадьбу Островского будет интересно как взрослым, так и детям. Здесь часто устраиваются детские праздники и экскурсии, а под Рождество всегда бывает елка. 

(Нет голосов)
Дома
Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Ул. Волхонка, д. 11, стр. 6

Именно сюда, в мастерскую художника Тропинина, зимой 1826–27 годов приходил позировать Пушкин.

3.56
Памятники
Александр II

Александр II

Волхонка ул., д. 13 (у храма Христа Спасителя)

Александр II (1818—1881) — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский (1855—1881) из династии Романовых.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба фон Рекк

Усадьба фон Рекк

Пятницкая ул., д. 64, стр. 1

Особняк на Пятницкой улице, известный еще как «Дом со львами», был построен в 1897 году по заказу Вильгельмины (Минны) Ивановны Рекк, жены известного предпринимателя Якова Андреевича Рекка, главы Товарищества Никольских рядов и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества – одной из крупнейших домостроительных фирм дореволюционной России.  

3.52
Музеи
Музей сословий России

Музей сословий России

Музей сословий России – новая экспозиция Картинной галереи Ильи Глазунова – был открыт 12 июня 2017 года. Также как и свои произведения живописи и графики И.С. Глазунов передал в дар городу Москве свою личную коллекцию произведений искусства (более 5000 предметов!), которое собиралось в течение всей жизни художника. Сергеевич Глазунов − автор идеи, архитектурного проекта, интерьеров и экспозиции музея, по замыслу создателя отразившего красоту быта и культуры сословной России. Первый этаж музея посвящен культуре дворянской России XVIII - начала XX веков. Он воссоздает уклад жизни дворянства в классических интерьерах усадебных анфилад, обставленных старинной мебелью, произведениями живописи и художественной бронзы, гравюрами, образцами общеевропейской моды того времени. Второй этаж, интерьеры которого вдохновлены убранством палат царя Алексея Михайловича, дает характеристику искусства Руси православной. Здесь перед зрителем предстанут произведения иконописи и деревянной храмовой скульптуры, меднолитые кресты, складни. Промыслы, обычаи и повседневность крестьянской России отражены на третьем этаже музея в убранстве избы, расписных санях и дугах, сундуках и ларцах, самоварах, прялках и народных костюмах более 20 губерний России. 9 июля 2019 года, в День памяти великого русского художника в экспозиции Музея сословий России состоялось торжественное открытие мраморной памятной доски с рельефным портретом Ильи Сергеевича Глазунова и мемориального кабинета. Его интерьер создан под руководством директора галереи – вдовы художника – Инессы Дмитриевны Орловой-Глазуновой. В мемориальном кабинете представлены семейные фотографии, книги, альбомы с авторскими эскизами и записями из личного архива, предметы мебели и произведения русских и европейских художников из мастерской Ильи Сергеевича.

(Нет голосов)
Дома
Дом П. А. Смирнова

Дом П. А. Смирнова

Пятницкая ул., 1/2 строение 1

На углу Пятницкой улицы и Овчинниковской набережной находится особняк, как будто застывший во времени. Построил этот дом в середине XIX века купец Морковкин. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он происходил  из крестьян графа Шереметева.Главная история дома связана с винно-водочным королем Российской Империи Петром Арсеньевичем Смирновым. Сбоку дома до сих пор красуется надпись «Поставщик двора ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА  Петр Арсеньевич Смирнов»  

3.48
Дома
Церковь Свв. Михаила и Федора Черниговских чудотворцев

Церковь Свв. Михаила и Федора Черниговских чудотворцев

Черниговский пер., д. 3

Эта церковь дала название всему переулку – Черниговский. При взгляде со стороны Пятницкой улицы невольно возникает вопрос: почему две церкви поставлены так близко друг от друга?  Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на 600 лет назад.

3.48
Музеи
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова.Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.

(Нет голосов)
Дома
Кинотеатр "Заря"

Кинотеатр "Заря"

Пятницкая ул., 2/38 строение 1

На месте современного дома № 2/38, в XVIII веке находилась «фартинная изба» – Высоко-Пятницкий казённый питейный дом.

3.45