Одна из них – это комплекс построек бывшего Скорбященского монастыря, что на углу Новослободской улицы и Вадковского переулка.
Территория эта находится между Бутырской тюрьмой и Бутырской заставой Камер-Коллежского вала и в середине XIX века представляла собой редко застроенную местность. В 1856 году княгиня Прасковья Николаевна Голицына, чья усадьба располагалась к северу от Вадковского (тогда Витковского) переулка, учредила домовую церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Храм этот, освященный митрополитом Филаретом (Дроздовым), и положил начало будущему монастырю.
В 1865 году был учрежден приют для иногородних монахинь. А в 1889 году решением Синода голицынский приют был преобразован в «общежительский женский монастырь».
В 1891-1894 годах был построен краснокирпичный пятиглавый монастырский собор Спаса Всемилостивейшего в распространенном тогда неорусском (псевдорусском) стиле по проекту архитектора Ивана Терентьевича Владимирова. К собору примыкала красивая шатровая колокольня, оставшиеся два яруса которой сейчас подступают к тротуару перед Новослободской улицей. А тогда вокруг собора с колокольней был большой сад.
Еще один храм находился в трапезном корпусе и был освящен в 1900 году. Четвертый храм был возведен при кладбище в 1910 году. Украшением построек была монастырская ограда, возведенная в 1900-1902 годах по проекту архитектора Сергея Константиновича Родионова. И последняя постройка – церковь Трех Святителей архитектора Петра Алексеевича Виноградова.
В 1929 году три малых храма, трапезная и воскресная школа были разрушены.
На сегодня сохранился без глав собор Спаса Всемилостивейшего, рукодельный корпус архитектора Сергея Михайловича Ильинского, часовня на могиле Акулины Алексеевны Смирновой, давшей деньги на монастырский собор, участки церковной ограды. Территорию бывшего монастыря занимает университет «Станкин».
И все же, не смотря на многочисленные разрушения и утраты, постройка поражает своей величественностью и нарядностью. Сохранилась общая композиция собора, стены, украшенные элементами древнерусского зодчества, характерного для самобытного XVII в. Это и кокошники, каменные наличники с килевидным завершением и наборными колонками, ширинки, пояса в виде поребрика, кубоватые капители колонок, перспективные порталы и многое другое, что воспроизводит музыку «русского узорочья». Читается ярусность колокольни в виде восьмерика, стоящем на четверике.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.