ENG

Не забудьте про мобильное приложение.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

г. Москва, ул. Волхонка, д. 10
+ -

РЕЖИМ РАБОТЫ

пн:12:00-20:00

вт-ср:12:00-21:00

чт-пт:12:00-20:00

ТЕЛЕФОН

74956971610

Сайт

Социальные сети

В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.

Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова.

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.

Теги: Искусство Русское искусство Изобразительное искусство

Источник: культура.рф

РЕЖИМ РАБОТЫ

пн:12:00-20:00

вт-ср:12:00-21:00

чт-пт:12:00-20:00

ТЕЛЕФОН

74956971610

Сайт

Социальные сети

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Успенский собор

Успенский собор

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы. Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери. На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена. Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков. После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.

(Нет голосов)
Дома
Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Большой Афанасьевский переулок, д. 24

На Большом Афанасьевском переулке, д. 24 расположен жилой дом XVII–XVIII века Зиновьевых–Юсуповых. Дом связан также с историей семьи Толстых. В 2012 году полуразрушенный дом был талантливо отреставрирован.

Рейтинг: 3.58
Дома
Палаты А. Д. Друцкого

Палаты А. Д. Друцкого

Большой Афанасьевский пер., 20

Палаты князя Андрея Даниловича Друцкого с характерными «ушастыми» наличниками — пример рядовой городской застройки и памятник гражданской архитектуры XVIII века. Кажущиеся одноэтажными, палаты, на самом деле, двухэтажные.

Рейтинг: 3.25
Дома
Благовещенский собор

Благовещенский собор

Соборная площадь

В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.

Рейтинг: 3.3
Дома
Доходный дом Е.А. Костяковой

Доходный дом Е.А. Костяковой

Ул. Пречистенка, д. 9

Возле этого дома встречает пса Шарика и угощает его колбасой булгаковский профессор Преображенский

Рейтинг: 3.48
Дома
Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

ул. Арбат, 6

В этом здании, построенном в первой трети XIX века, до 1866 года собирались члены тайного революционного «Ишутинского кружка», руководителем которого был Николай Ишутин, двоюродный брат Дмитрия Каракозова, казненного за покушение на Александра II. Дом охраняется государством.

Рейтинг: 5
Памятники
Памятник маршалу Жукову Г.К.

Памятник маршалу Жукову Г.К.

Манежная площадь

Установлен 8 мая 1995 года.

Рейтинг: 2.89
Музеи
Благовещенский собор

Благовещенский собор

В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля. Построенный при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции. По свидетельству летописи, его создавали псковские мастера. Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI–XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя. В соборе совершали церемонии семейного характера: крестили царских детей, сочетали браком, отмечали дни именин. После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства. В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода связанных с историей собора. С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.

(Нет голосов)
Маршруты
Москва довоенная

Москва довоенная

Какой была Москва довоенная? Радий Федорович Ченцов - ветеран Великой Отечественной войны, родившийся в Москве, в районе Арбата, недалеко от места, которое запечатлено на картине Поленова «Московский дворик», согласился стать гидом и показать "Узнай Москву" места своего детства.

Рейтинг: 3.41
Дома
Успенский собор

Успенский собор

Соборная площадь

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы. 

Рейтинг: 3.44
Музеи
Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы — музей, посвящённый археологическим раскопкам на территории Москвы. Открытие состоялось в 1997 году, однако из-за плохого технического состояния здания в 2011 году была проведена масштабная реконструкция, продлившаяся до 2015 года. В музее экспонируются находки периода палеолита, мезолита и неолита. Интересны неолитические антропоморфная фигурка и «рыбка», сделанные из кремня, найденные при раскопках стоянки Воймежное. В экспозиции представлены предметы дьяковской археологической культуры эпохи раннего железного века. Значительное внимание уделено средневековой Москве. Определённый интерес для посетителей представляют московские клады. А именно: клад-гигант Старого гостиного двора, вещевой клад с Ипатьевского переулка, а также, так называемый «испанский клад», обнаруженный в 1970 году во время археологических раскопок в Ипатьевском переулке и состоящий из 3397 серебряных монет, относящихся к периоду правления Филиппа II и Филиппа IV. Также в коллекцию музея входят предметы из стекла и фарфора: аптечные пузырьки, вазы, рюмки, столовые приборы и рабочие инструменты, игры XVIII-XIX веков: свистульки, погремушки, мячи, изделия из керамики, печные и фасадные изразцы. В выставочном зале музея проводятся тематические выставки. Музей входит в Музейное объединение «Музей Москвы».

(Нет голосов)
Музеи
Музей Международного нумизматического клуба

Музей Международного нумизматического клуба

Музей Международного нумизматического клуба (МНК) был учрежден предпринимателем и меценатом Вагитом Алекперовым в 2015 году и располагается в отреставрированных палатах XVII века, принадлежавших Юсуповым-Зиновьевым. Сегодня собрание музея насчитывает порядка 5000 экспонатов, относящихся к различным культурам и эпохам - от Античности до наших дней. При создании экспозиций используются современные технологии: каждая витрина оборудована планшетами, применяется mapping, где с помощью проекционных инсталляций демонстрируется дополнительный иллюстративный материал. Дополняет образ изображения монет в 3D-пирамиде, а благодаря VR-очкам зрители окунутся в виртуальную реальность, особый мир династии Романовых. На выставке «Золотые монеты в истории династии Романовых» представлены золотые и платиновые монеты за весь период правления династии Романовых с 1613 по 1917 годы - более 500 монет из фондов музея и частных нумизматических собраний. Эти монеты могут поведать много увлекательных историй: под их звон Романовы венчались на царство, использовали в быту и как «приклады» к почитаемым иконам, ими расплачивались в заграничных поездках и азартных играх, оплачивали войны и награждали за службу. Большинство представленных на выставке «Не все то золото…» предметов угрожали смертью тем, у кого могли быть найдены. Вы увидите фальшивые монеты, которые не только обманывали своих современников, но и поныне вводят в заблуждение коллекционеров, узнаете о различных технологиях фальсификаторов и способах их разоблачения. Искусствоведов и любителей архитектуры заинтересует экскурсию по палатам Зиновьевых-Юсуповых – старейшему дому в районе Арбата. Палаты были построены стольником Петром Зиновьевым в 1685 г. Под их крышей творилась история, слагались легенды о семейной жизни, а их владельцы вошли в историю. На экскурсии вы боле подробно узнаете об истории палат, ее владельцах, а также увидеть небольшой фильм о реконструкции здания и залы музея, ещё не открывавшиеся для широкой аудитории.

(Нет голосов)