ENG

Яузские ворота площадь

+ -

Как и еще шесть подобных площадей на Бульварном кольце, включающих в название слово «ворота», площадь отмечает место, где с XVI по XVIII век находились ворота третьего оборонительного кольца Москвы, получившего название Белый город.

В настоящее время треугольная площадь образуется слиянием улиц Солянки и Яузской, и Устьинского проезда с Яузским бульваром. Эта площадь замыкает Бульварное кольцо.

История места обусловлена его особым географическим положением, устьем Яузы. Здесь, по реке проходили основные торговые пути, располагались ремесленные слободы. Сохранившаяся церковь Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках, построенная в XVII веке (колокольня XVIII в.), - память о слободе «серебряников», мастеров, изготовлявших серебряную монету для Денежного двора, располагавшегося здесь же.

Несохранившаяся церковь Николая Чудотворца в Кошелях, стоявшая в начале нынешней Яузской улицы, была приходской в Кошельной слободе. Так называли ловцов рыбы. В специальных емкостях, «кошелях», они перевозили свежую рыбу из ближайших сел в город. На месте этой слободы сейчас разбит сквер.

Основными датами, изменившими облик площади и прилегающих к ней улиц, можно назвать 1790-е гг., когда были разобраны стена Белого города и Яузская башня. В это же время велось строительство Воспитательного дома, куда, в том числе, был включен камень от разрушенных стен и башен. Одно из строений Воспитательного дома формирует Устьинский проезд.

В 1930-1940 гг., через Москву-реку был построен новый Большой Устьинский мост (инженер В.М. Вахуркин, архитекторы Г.П. Гольц, Д.М. Соболев), а через Яузу перестроен старый Астаховский мост. Постройки сопровождались расчисткой площади южнее Яузской улицы. Тогда же был изменен рельеф Яузской улицы, она была приподнята за счет насыпной предмостной эстакады. В 1975 г. были снесены оставшиеся строения.

В 1997 г. в сквере на площади был установлен обелиск «Пограничникам Отечества» (скульпторы В. и С. Суровцевы, архитекторы В. Кочергина, В. Алешина).

Анастасия Соловьева
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Ольга Горячева   5 февраля 2018 23:54

    Cкоро этот вид будет изуродован новым 8-ми этажным жилым комплексом рядом с храмом Троицы в Серебряниках. Детали здесь-https://www.facebook.com/archnadzor/photos/pcb.2034692123213797/2034690486547294/?type=3

Интересное рядом

Дома
Церковь Иоанна Предтечи

Церковь Иоанна Предтечи

ул. Варварка, дом 15, стр. 2

Этот храм при советской власти успел побыть и детским садом, и жилым домом, и даже, как сейчас сказали бы, бизнес-центром. Особая ценность храма заключается в том, что в настоящий момент он является наиболее значительным сохранившимся творением Анненского барокко в московской культовой архитектуре.

Рейтинг: 3.3
Музеи
Государственный музей Владимира Высоцкого

Государственный музей Владимира Высоцкого

Государственный музей Владимира Высоцкого – культурный и научно-исследовательский центр, занимающийся сбором источников, отражающих жизнь и творчество Высоцкого, эпоху, в которой он жил. Посетите музей и оцените новое художественное и смысловое наполнение музея, посмотрите своими глазами на сотни впервые представленных экспонатов, получите информацию с помощью новейших мультимедийных инсталляций, которые позволяют более полно и объемно раскрыть мир художника, поэта, артиста, творца...  Поэтическое наследие Высоцкого представлено так, что можно весьма глубоко его изучить благодаря новым техническим возможностям музея - каждое произведение доступно для прослушивания или просмотра. Пространство музея расширилось и теперь представлено семью залами. У вас появилась уникальная возможность побывать в гостиной и на кухне Высоцкого, где можно даже увидеть голографическое изображение Поэта и Актера. Для гостей нашего музея, которые хотят соприкоснуться с тайной рождения творческого наследия Владимира Семеновича, есть специальная экскурсия — экскурсия по рабочему кабинету.  Кроме того, у посетителей появилась возможность сопоставить хронику творческой жизни художника с дыханием времени, в котором он жил. Объемную картину мира поможет сформировать интерактивная инсталляция, где представлены значимые события и интересные факты эпохи, с которой Высоцкий неразрывно связан. Посещение музея для любознательных людей обернется в настоящее творческое приключение. Как добраться: станция метро «Таганская» (кольцевая), далее 5 минут пешком (согласно расположенным у выхода из метро указателям).

(Нет голосов)
Дома
Церковь Николы в Кленниках

Церковь Николы в Кленниках

Маросейка ул., дом 5, стр. 2

В начале ХХ века этот храм и его настоятеля знала вся Москва.

Рейтинг: 3.42
Дома
Доходный дом архитектора Г.И. Макаева

Доходный дом архитектора Г.И. Макаева

Подсосенский пер., д. 18

Кактусы или ромашки украшают этот дом? Вопрос пока остается открытым.

Рейтинг: 3.29
Музеи
Дом русского зарубежья им. А. Солженицына

Дом русского зарубежья им. А. Солженицына

Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына – уникальный комплекс, состоящий из музея, архива, библиотеки, научно-исследовательского, информационно-издательского и культурно-просветительского центров, чья деятельность нацелена на сосредоточение и изучение культурного наследия Русского Зарубежья, развитию отношений и укреплению связей с соотечественниками за пределами России. В музейном собрании Дома – свыше 8 тысяч предметов, в архиве – более 25 тысяч единиц хранения. Фонд библиотеки – неотъемлемой части Дома – представляет значительную историческую и культурную ценность (свыше 130 тысяч экземпляров изданий, 80 процентов которых – издания эмиграции). Ежегодно библиотека пополняется на 3 – 4 тысячи экземпляров книг и периодических изданий. Фонды Дома прирастают и формируются за счет многочисленных даров русских людей, рассеянных по всему миру, благодаря их бескорыстию, жертвенности и исторической ответственности. Постоянная экспозиция Музея русского зарубежья – первый в России музейный проект, посвященный истории русской эмиграции и богатейшему культурному наследию наших соотечественников за рубежом. Название экспозиции «Русское зарубежье. Пути и судьбы» отражает особенности музейного пространства. Через яркие феномены, истории и судьбы отдельных людей, посетитель сможет осмыслить явление в целом, собрать воедино сложную картину русского рассеяния и понять его главную миссию: «Мы не в изгнании, мы в послании». Два уровня экспозиционного пространства соответствует двум центральным тематическим направлениям музея: «В изгнании: первая волна русской эмиграции» (2-й этаж); «В послании: русская эмиграция — миру» (1-й этаж).

(Нет голосов)
Дома
Главный дом городской усадьбы, XVIII в.

Главный дом городской усадьбы, XVIII в.

Николоямская ул., д. 11, стр. 1

Трехэтажное старинное здание на Николоямской улице является образцом типичного доходного жилого дома конца XIX века.

Рейтинг: 3.35
Дома
Святые врата Златоустовского монастыря с церковью пророка Захарии и праведной Елисаветы

Святые врата Златоустовского монастыря с церковью пророка Захарии и праведной Елисаветы

Большой Златоустинский пер., д. 3\5, стр. 1

Церковь Захарии и Елисаветы была разрушена в 1933 г. В музее архитектуры им. А.В. Щусева хранятся фотографии внешнего вида и внутреннего убранства храма, сделанные в последние годы его существования: иконостаса, решётки галереи, малого паникадила.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба фон Вогау

Усадьба фон Вогау

Воронцово поле ул., д. 10

За изящной оградой, идущей вдоль улицы Воронцово поле, располагается большая усадьба со старинным парком.

Рейтинг: 3.37
Дома
Жилой дом начала XIX века

Жилой дом начала XIX века

Казарменный пер., д. 10, стр. 3

Деревянный особняк с мезонином прячется теперь за доходными домами

Рейтинг: 3.59
Дома
Жилой дом для сотрудников НКВД

Жилой дом для сотрудников НКВД

Большой Златоустинский пер., д. 3/5

Этот комплекс был выстроен через год после сноса Златоустовского монастыря, на месте его собора и колокольни.

Рейтинг: 3.33
Территории
Раушская набережная

Раушская набережная

На данный момент практически весь речной фасад Раушской набережной занят корпусами Мосэнерго.

(Нет голосов)
Дома
ДК Энергетиков

ДК Энергетиков

Раушская наб., 14

По красной линии Раушской набережной в 1930-х годах выросло серое административное семиэтажное здание Первой Московской ГЭС. Комплекс зданий по этому  адресу принадлежал ГЭС-1 имени Смидовича. Скупой стиль конструктивизма подчеркивал исключительную индустриальность постройки. В его образе превалируют геометрические правильные формы. Фасад имеет почти сплошное остекление, разделенное, несущими конструкциями стены, таким образом, что это семиэтажное здание как будто несется ввысь, отражая синеву неба или реки в своих окнах.

Рейтинг: 3.4