Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Дома Федора Шехтеля

Кажется, что улицы и переулки вокруг Патриарших прудов до сих пор слышат шаги архитектора Федора Шехтеля. Он действительно любил этот район, ведь именно здесь он построил два собственных особняка, работал над созданием домов и общественных зданий по заказу богатейших московских купцов.

Дома Федора Шехтеля
Дома Федора Шехтеля
A
Трехпрудный переулок, дом 9, строение 1
Пушкинская, Тверская, Чеховская, Маяковская
B
Арбатская пл., дом 14, строение 1
46 м.
3.9 км

Кажется, что улицы и переулки вокруг Патриарших прудов до сих пор слышат шаги архитектора Федора Шехтеля. Он действительно любил этот район, ведь именно здесь он построил два собственных особняка, работал над созданием домов и общественных зданий по заказу богатейших московских купцов.

5.00
Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
A
Трехпрудный переулок, дом 9, строение 1
Пушкинская, Тверская, Чеховская, Маяковская
B
Арбатская пл., дом 14, строение 1
Введение

Имя архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля прочно ассоциируется у нас с московским модерном. И не случайно! Здания его авторства являются знаковыми для архитектуры того времени и не перестают восхищать нас до сих пор.

Предки Фёдора Осиповича были переселенцами из Германии и при рождении архитектор носил имя Франц Альберт. Всю жизнь он проживёт в России, примет православие и после революции решит не покидать ставшую родной страну. Русская культура всегда будет занимать особое, очень большое место в его душе. В Москве и ряде регионов России сохраняются и оберегаются здания его авторства.

Его профессиональный путь нельзя назвать простым – во время обучения в Академии живописи, ваяния и зодчества он будет отчислен и лишен возможности стать архитектором. Благодаря своему упорству и трудолюбию он будет получать заказы даже не имея диплома. А после его получения продолжит восхождение к вершинам профессионального мастерства.

Основным заказчиком Шехтеля станет купечество. Эти смелые и прогрессивные люди не боялись экспериментов, в том числе и архитектурных.

После революции Федор Осипович фактически остался без работы. Его талант по-прежнему ценили, не мешали его участию в архитектурных конкурсах, он продолжал преподавать. Но в новой стране не было запроса на его стиль и красивые особняки.

Черная тоска из-за вынужденного безделья давила на него и, вероятно, стала одной из причин тяжелого заболевания, от которого он скончался в 1926 году.

Рекомендации
В путь!
Типография (скоропечатня) А. А. Левенсона с дополненной реальностью
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1900
Адрес:
Трехпрудный переулок, дом 9, строение 1
Ближайшие станции метро:
Пушкинская, Тверская, Чеховская, Маяковская
Архитекторы:
Эпоха:
1900-е
3.51
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута
Наше путешествие мы начинаем с главного украшения Трехпрудного переулка – скоропечатни (так раньше называли типографии) Александра Левенсона. Проект здания был заказан архитектору Федору Шехтелю, строительство закончили в 1900 году.
Руководство «Товарищества скоропечатни А. Левенсон» считало, что качественную печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении. Поэтому было принято решение строить первую типографию в модном стиле модерн. Производственный корпус, скрывающийся во дворе, выполнили в духе фабричных строений.
Давайте рассмотрим его фасад.
Он может напомнить вам небольшой замок с готическими мотивами в декоре, но это только на первый взгляд.
Островерхая башенка соседствует с «русской» щипцовой крышей и украшена надписью «Т-во Скоропечатни Левенсонъ», восстановленной в ходе последней реставрации. Рисунок рам и расстекловка окон решены в изящных линиях модерна – все это делает здание скоропечатни незабываемым.
Привлекает внимание лепной орнамент чертополоха, отличительный элемент эпохи модерна. Кованые светильники также выполнены в виде этого растения.
После революции в здании работала типография, а ее владелец Александр Левенсон уехал в Германию.
Пройдите до конца Трехпрудного переулка и поверните налево. Для лучшего обзора следующего здания лучше перейти на противоположную сторону.
Особняк Ф.О. Шехтеля
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1896
Адрес:
Ермолаевский пер., д. 28, стр. 1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Эпоха:
19 век
3.84
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута
Собственные дома архитекторов всегда дают нам больше информации о его авторском стиле и любимых декоративных приемах автора. Особняк Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке - не исключение.
Для своего второго особняка (первый до нашего времени не сохранился) Шехтель выбирает стиль псевдоготики и свободно располагает его по участку неправильной формы.
Кирпичный фасад, который мы наблюдаем, может показаться нам изломанным, неправильным. Так выражается желание Федора Осиповича создать внутри удобную для себя и своей семьи планировку. Все помещения здания выходят в двухсветный лестничный холл и скомпонованы в разновысотные объемы, как бы случайно расставленные вокруг лестницы.
Пройдите чуть дальше по Ермолаевскому переулку и загляните через ограду. Над входной дверью вы увидите мозаичное панно на золотом фоне. Там изображены ирисы, литера S (первая буква фамилии архитектора) и цифры 96, подсказывающие нам год постройки здания – 1896.
Пройдите дальше по Ермолаевскому переулку. По правую руку после дома по адресу Большая Садовая 8/1 (7-этажное здание в стиле сталинский ампир) вы увидите Аллею Архитектора Шехтеля.
Аллея Архитектора Шехтеля
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута
Небольшой сквер образовался на Большой Садовой после сноса храма Святого Ермолая в 1932 году.
Храм был важным местом для Федора Осиповича – здесь он принял православие в 1914 году, здесь же его отпевали в 1926 году. Если посмотреть на карту, то он располагается практически посередине между двумя его особняками – в Ермолаевском переулке и на Большой Садовой.
До 2016 года аллея, ведущая от Садового кольца к Ермолаевскому переулку, не имела названия, и дать ей имя известного архитектора кажется вполне справедливым.
Пройдите по аллею в сторону Садового кольца и поверните налево
Дом архитектора Ф. О. Шехтеля
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1910
Адрес:
ЦАО, Садовая Б. ул., дом 4, строение 1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Эпоха:
1910-е
3.58
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута
Для последнего особняка, который построил Федор Шехтель для проживания своей семьи, архитектор выбирает классический стиль. Модерн к тому времени уже вышел из моды, на смену ему вернулась строгость и простота неоклассицизма.
В результате на участке появляются два дома – по красной линии жилой дом для семьи архитектора, а во дворе был двухэтажный жилой корпус. Первоначально во дворе проектировалась мастерская с большим окном, но обстоятельства вынудили вместо нее сделать жилой дом с двумя 4-х комнатными квартирами на первом и втором этажах. Вместе с семьей Шехтеля стала жить сестра его жены, сотрудник Румянцевского музея Вера Тимофеевна Жегина и их племянница художница Вера Александровна Попова.
Декор жилого дома отсылает нас к московскому ампиру. Портик из четырех приставных полуколонн дорического ордера, большое трехчастное окно-портик с изящной расстекловкой. Над аркой, ведущей во двор, Шехтель размещает фриз с античными фигурами. В центре композиции Афина Паллада, к ней по обеим сторонам шествуют музы живописи, музыки и архитектуры.
Этот дом часто посещал Владимир Маяковский, который дружил с детьми Федора Осиповича Львом и Верой.
После революции особняк был национализирован, в нем проживал военный и государственный деятель Робет Эйдман.
Интерьеры здания, сильно пострадавшие в 90-е годы, были восстановлены силами фонда «Стратегия».
Вернитесь по аллее архитектора Шехтеля в Ермолаевский переулок и пройдите немного вперед
Доходный дом Московского архитектурного общества
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1912-1915
Адрес:
Ермолаевский пер, д. 17
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Д.С. Марков
Эпоха:
1910-е
3.38
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута
Здание доходного дома Московского архитектурного общества было построено в 1915 году по проекту архитектора Маркова. Здание должно было стать олицетворением деятельности общества, поэтому в результате конкурса выбрали стиль построек Андреа Палладио. Палладинский стиль считался в то время едва ли не самым полным и ярким выражением архитектурной профессии.
Московское архитектурное общество – первое в России объединение архитекторов и инженеров-строителей и наш главный герой Шехтель имеет к его деятельности прямое отношение. С 1906 по 1922 годы Федор Осипович был председателем общества. Даже в советское время продолжали организовывать лекции, архитектурные конкурсы, осуществляли практическую работу по охране памятников архитектуры.
С 2003 года в здании располагается выставочная площадка Московского музея современного искусства.
Дойдите до конца Ермолаевского переулка и поверните налево по улице Спиридоновка
Особняк Зинаиды Морозовой с дополненной реальностью
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1893—1898
Адрес:
ул. Спиридоновка, дом 17, строение 1
Ближайшие станции метро:
Краснопресненская, Баррикадная
Архитекторы:
5.00
Узнать об объекте больше
6
О точке маршрута
Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке редко оставляет равнодушным. Белоснежное здание в неоготическом стиле было заказано Шехтелю купцом Саввой Морозовым в 1893 году и записан на имя его жены Зинаиды. Строительство было закончено в 1898 году.
Архитектор предложил заказчику на выбор три варианта проекта дома и англоман Морозов выбирает стиль английской неоготики.
Особняк был построен в глубине участка, с отступом от красной линии улицы. Внутри все было устроено по самым современным техническим стандартам того времени.
Парадные интерьеры получились действительно роскошными. Дерево, кованые украшения, витражи, скульптурные изображения, все это создает атмосферу романтического рыцарского средневековья. Над убранством интерьеров работал, в частности, Михаил Врубель.
После смерти Саввы Морозова в 1905 году, его вдова Зинаида продала особняк Михаилу Рябушинскому, который будет жить здесь с семьей до революции.
С 1922 года в здании располагается Дом приемов МИД России, который работает здесь до сих пор.
Особняк Морозовой вдохновил других архитекторов Москвы на строительство зданий в неоготическом стиле.
Дойдите до конца Спиридоновки, вы окажетесь на улице Малая Никитиская, нам нужен дом под номером 6/2
Особняк Рябушинского
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1900-1903
Адрес:
Малая Никитская ул., дом 6/2, строение 5
Архитекторы:
Эпоха:
1900-е
4.00
Узнать об объекте больше
7
О точке маршрута
Пожалуй, самый знаковый пример московского модерна, особняк Степана Рябушинского был построен в 1903 году по проекту архитектора Шехтеля.
На его примере легко можно понять основные отличительные черты этого архитектурного стиля.
Каждый фасад отличается неповторимым обликом. Внутреннее пространство было продумано исходя из образа жизни и увлечений заказчика.
Помещения группируются вокруг парадной двенадцатиметровой лестницы-волны, главной достопримечательности здания.
Интерьеры оформлены в тематике водной стихии – лестница-волна, лилии и саламандры на капители колонн, множество растительных узоров, изображения насекомых и животных.
Фасады здания облицованы керамической плиткой под кирпич и украшены мозаичным фризом с ирисами и орхидеями. Обратите внимание на решетку ограды (она имитирует волну, поддерживая «водную» тематику интерьеров) и решетки балконов.
Рассматривая здание со стороны двора (теперь здесь вход в музей Горького), обратите внимание на количество этажей. Если на других фасадах мы видим только два ряда окон, то тут замечаем наличие третьего этажа. Там располагалась молельная комната, домашняя церковь семьи Рябушинского. На момент строительства особняка старообрядцам (к которым относилась и семья Рябушинских) не позволяли строить собственные церкви, поэтому каждая семья обустраивала их в своих домах.
Выйдите на Тверской бульвар и направляйтесь в сторону памятника Пушкину по правой стороне
Особняк П.П. Смирнова
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1901—1905
Адрес:
Тверской бульв., дом 18, строение 1
Ближайшие станции метро:
Пушкинская, Тверская, Чеховская
Архитекторы:
Эпоха:
1900-е
4.12
Узнать об объекте больше
8
О точке маршрута
Ампирный особняк на Тверском бульваре неоднократно менял своих владельцев. В 1900 году участок покупает Петр Петрович Смирнов, наследник водочной империи. Внешний облик здания совершенно не устраивает нового владельца, и он приглашает Федора Шехтеля для перестройки здания.
Так как речь идет именно о перестройке здания, то замыслы архитектора не могли быть реализоваться в полной мере. Шехтель переделывает фасад, добавляет кованый «балкон-корабль», вытянутые полукруглые окна, застекленные эркеры – фонарики.
В интерьерах парадной анфилады Шехтель намеренно использует разные архитектурные стили - «Романский зал», «Классический зал», «Египетский зал», «Греческий зал», «Рокайльная комната», «Аванзал», «Будуар», «Кабинет». Восстановленные интерьеры до сих пор производят незабываемое впечатление на всех гостей особняка.
В 2000-х годах в здании была проведена реставрация и сейчас оно доступно для посещения с экскурсиями.
Вернитесь по бульвару к Большой Никитской и двигайтесь в сторону Кремля. По правой стороне будет нужный дом под номером 19/13, стр. 1
«Театр Парадиз» — Театр им. Вл. Маяковского
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVIII в., 1884
Адрес:
ЦАО, Никитская Б. ул., дом 19/13, строение 1
Архитекторы:
Ф.О. Шехтель, К.В. Терский
Эпоха:
18 век, 19 век
4.67
Узнать об объекте больше
9
О точке маршрута
Удивительно, но здания на этом участке практически всегда были связаны с театром. Дом, стоявший здесь в 18 веке, сгорел в пожаре 1812 года и только в 1838 году появляется новое трехэтажное здание.
В конце 1880-х именно в этом здании открывается первый театр знаменитого антрепренера из Германии Георга Парадиза. Новое здание из красного кирпича в псевдорусском стиле было спроектировано мастерской архитектора Терского, а автором фасада с большой вероятностью является молодой, и тогда еще не имевший диплома, Федор Шехтель.
К сожалению, до наших дней не дошли детали, придававшие фасаду законченный облик. Утеряны теремная крыша главного корпуса, навершия башенок и фонари, освещавшие вход в театр.
В здании театра «Парадиз», как он начал уже официально называться, состоялось уникальное событие - 1 мая 1899 года давали чеховскую «Чайку». На спектакле присутствовал только один зритель – сам Антон Павлович. Из-за тяжелого недуга автор не смог приехать зимой из Ялты на триумфальную премьеру, и труппа повторяла спектакль специально для него.
С 1954 года в здании работает театр им. Владимира Маяковского.
Пройдите по Малому Кисловскому переулку к улице Воздвиженка. Перейдите по пешеходному переход к Арбатской площади
Кинотеатр «Художественный»
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1909
Адрес:
Арбатская пл., дом 14, строение 1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
Ф.О. Шехтель, Н.Н. Благовещенский
Эпоха:
1900-е
3.62
Узнать об объекте больше
10
О точке маршрута
Первое здание старейшего московского кинотеатра «Художественный» было построено в 1909 году по проекту архитектора Николая Благовещенского. В начале 20 века логичным выбором был популярный тогда стиль модерн. Богато оформленные интерьеры поражали зрителей, которым впервые было предложение наслаждаться просмотром кино в помещении, специально построенным для этой цели.
Желающих попасть на сеанс с каждым годом становилось все больше и уже через три года стало понятно, что здание необходимо увеличить.
Перестройка кинотеатра была поручена Федору Шехтелю, который выбирает строгий неоклассицизм.
В 1912 году обновленное здание, открыло свои двери для зрителей. Новый зал теперь вмещал до 900 человек. Главный фасад украшали два входа. Полукруглые ниши над ними заняли античные рельефы две колесницы мчались друг навстречу другу. Входы освещали изящные фонари.
В 2020 году завершились масштабные реставрационные работы. Реставраторы ориентировали на оригинальные чертежи Шехтеля и попытались вернуть зданию оригинальный исторический облик.
На этом наша прогулка подходит к концу.
Поделитесь статьей с друзьями