Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Алексей Бахрушин — московский меценат и коллекционер. Портал «Узнай Москву» подготовил маршрут к 160-летию основателя первого Театрального музея.

Коллекционер, меценат, покровитель искусств Алексей Александрович Бахрушин оставил потомкам поистине уникальное наследие в виде Театрального музея, коллекция которого не имеет себе равных по художественной ценности и национальной значимости.

Маршрут в честь юбилея Алексея Бахрушина, мецената и создателя Театрального музея
Маршрут в честь юбилея Алексея Бахрушина, мецената и создателя Театрального музея
A
Петровка ул., дом 25, строение 1
Пушкинская, Чеховская
B
ЦАО, Кожевническая ул., дом 8/4, строение 1
1 ч. 37 м.
9 км

Коллекционер, меценат, покровитель искусств Алексей Александрович Бахрушин оставил потомкам поистине уникальное наследие в виде Театрального музея, коллекция которого не имеет себе равных по художественной ценности и национальной значимости.

Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
A
Петровка ул., дом 25, строение 1
Пушкинская, Чеховская
B
ЦАО, Кожевническая ул., дом 8/4, строение 1
Информация о маршруте

Алексей Александрович Бахрушин (1865–1929) происходил из зарайского купеческого рода. По семейной легенде, далеким предком был татарин из города Касимова. Обосновавшись в Рязанской губернии в конце XVI столетия, приняв православие, он получил звучную фамилию Бахрушин (в честь своего отца Бахруша). 

Больше 200 лет Бахрушины жили в Рязанской губернии, в Зарайске. Однако уже в 1821 году вся родня, не то предчувствуя свое большое будущее в Москве, не то гонимая «охотой к перемене мест», совершила свой «главный пеший поход». Преодолев немалое расстояние пешком, Бахрушины пришли в Первопрестольную в буквальном смысле «на своих двоих» и в скором времени обосновались в замоскворецких Кожевниках. Основоположник московской династии, Алексей Федорович Бахрушин, стал владельцем небольшой кожевенной фабрики, прикупив несколько близлежащих участков земли. Дело спорилось, и к 1834 году еще вчера скромная кустарная фабрика Бахрушина трансформировалась в бурно развивающийся завод, имя владельца которого было у всех на слуху. 

В самом конце 1840-х годов, после скоропостижной кончины Алексея Федоровича, его вдова, Наталия Ивановна Бахрушина, продолжила семейное дело вместе с тремя сыновьями – старшим, Петром, средним, Александром, и младшим – Василием. Вместе им удалось преодолеть все временные трудности, расквитаться со старыми долгами и вывести «прокаченный» по тем временам и модернизированный завод на новую высоту. Вслед за кожевенным заводом, в 1864 году появилась младшая «дочка» – суконно-ткацкая фабрика Бахрушиных. Александр управлял кожевенным заводом, его брат Петр руководил ткацкой фабрикой, а Василий координировал торговые дела обоих предприятий. В 1875 году было учреждено «Товарищество кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина и сыновей». 

В семье никогда не жалели средств на благотворительность. Отдавать, делиться, жертвовать, помогать нуждающимся – таково было моральное кредо Бахрушиных, выпестованное личным жизненным опытом и передающееся из поколения в поколение.

Имея возможность жить на широкую ногу, Бахрушины этой возможностью сами никогда не пользовались. Скромность, порядочность, умеренность образа жизни была у них в крови. «Мне ни разу не пришлось видеть кого-либо из Бахрушиных в модных ресторанах. Когда богатые москвичи выезжали на гулянье в Сокольники или Петровский парк на своих рысаках, они отправлялись туда пешком», – вспоминал друг семьи, Н. Варенцов. 

В 1887 году на Сокольничьем поле была построена больница для пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями. Деньги на постройку учреждения, главным врачом которого стал «домашний» врач семьи, профессор Московского университета Алексей Остроумов, пожертвовали братья Бахрушины. Больница на Стромынке по сию пору носит имя знаменитого столичного лекаря.
Спустя несколько лет при больнице появился «дом призрения» для смертельно больных. В 1895 году братья Бахрушины пожертвовали значительную сумму денег на строительство в Сокольничьей роще детского приюта для сирот и «детей, покинутых родителями». При приюте была создана школа и ремесленная мастерская. Благодаря очередной щедрой сумме пожертвований, в 1898 году на Софийской набережной был возведен целый комплекс зданий, принадлежащих «Дому бесплатных квартир» для малообеспеченных вдов с детьми, а также юных курсисток, едва сводящихся концы с концами. В зданиях разместилось около двух тысяч человек. На территории открылись два детских сада, училище для мальчиков, школа для девочек, работала бесплатная столовая. 

В Тихвинском городском имении в Москве был основан приют-колония для беспризорных детей, также построенный на деньги Бахрушиных. В 1900 году за деятельность в сфере благотворительности Александр и Василий были удостоены звания почетных граждан Москвы. В общей сложности за два десятилетия братья пожертвовали городу 4 миллиона рублей – недаром в своей среде их называли «профессиональными благотворителями».

Наш маршрут – возможность отметить 160-летие со дня рождения потомственного почетного гражданина Москвы Алексея Александровича Бахрушина, отдав дань уважения, восхищения и благодарности основателю столичного Театрального музея. Продолжатель благородной московской династии благотворителей полагал, что каждым человеком в душе движет желание оставить после себя что-то по-настоящему ценное, редкое, вечное. Ему это, безусловно, удалось.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Рекомендации
В путь!
Дом М.П. Губина
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVIII в., 1790–е, 1820–е, XIX в.
Адрес:
Петровка ул., дом 25, строение 1
Ближайшие станции метро:
Пушкинская, Чеховская
Архитекторы:
Эпоха:
18 век, 19 век
3.56
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута

Почетный гражданин города Москвы Александр Алексеевич Бахрушин и его супруга Елена Михайловна Бахрушина (Постникова) уделяли особое внимание воспитанию троих сыновей как продолжателей своего рода. Как многие дети из семей московского купечества, Владимир, Алексей и Сергей обучались в гимназии Креймана в двух шагах от Кузнецкого моста. Одна из первых частных школ Москвы, Гимназия Креймана с 1874-1904 годы размещалась в особняке Губина на Петровке. В основу педагогической системы Франца Ивановича Креймана была положена классическая западноевропейская образовательно-воспитательная программа. Школа, по праву считавшаяся одной из лучших в Первопрестольной, отличалась весьма строгой дисциплиной и сильным преподавательским составом: здесь работали маститые ученые и священнослужители. Среди учеников были внуки основателя знаменитой кондитерской фабрики Алексея Ивановича Абрикосова, потомки рода князей Трубецких, выдающийся филолог и лингвист Алексей Александрович Шахматов, а также московский мастер эклектики, строитель Музея изящных искусств (ныне – Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазина «Мюр и Мерилиз» (ныне – ЦУМ) и Бородинского моста – архитектор Роман Иванович Клейн.
Алексей Александрович Бахрушин учился кое-как. В аттестате мальчика за 4-й класс по большинству предметов были выставлены тройки. Спустя несколько лет, а, по некоторым данным, даже раньше, подросток покинул 7-й класс гимназии, заявив отцу о своей готовности идти работать на завод. Для члена Московского отделения Совета торговли и мануфактур Александра Алексеевича Бахрушина подобное заявление сына стало неприятным сюрпризом, но не шоком. Мудрый отец сумел найти в аргументации сына долю здравомыслия, хотя сам Алексей Александрович потом не раз жалел о том, что так скоропалительно бросил учебу в гимназии.


Большая Сухаревская площадь
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута

Как-то раз кузен Алексея Александровича стал нарочито бахвалиться своими театральными вещицами: афишами, программками, фотографиями. Внимательно осмотрев предметы, Бахрушин со знанием дела заявил: «Чтобы собрание имело ценность, надо не только скупать вещи у продавцов, а выискивать их обязательно самому, при условии личного глубокого интереса к предмету. Иначе это будет пустое занятие».


В пылу азарта Алексей Александрович пообещал собрать еще большую коллекцию театральных артефактов менее, чем за месяц. Заключили пари. Бахрушин выиграл главный спор своей жизни, оказавшийся судьбоносным.


Сначала Алексей Александрович собирал «восточные редкости», предметы искусства из Японии и Китая, реликвии эпохи Наполеона, но со временем все его внимание захватил его величество Театр.
«Вскоре театральное собирательство превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина», – вспоминал сын Алексея Александровича, Юрий Бахрушин. 


В поисках чего-то стоящего начинающий коллекционер вдоль и поперек исходил знаменитый Сухаревский рынок, примостившийся в районе Большой Сухаревской площади в XVIII-XX веках. На гигантской барахолке с самого раннего утра было не протолкнуться, зато, если повезет, за гроши можно было купить уникальные предметы старины музейного уровня. Сухаревка представляла собой кладезь антиквариата, старинных произведений искусства, живописи, персидских ковров, поповского фарфора, всевозможных художественных ценностей. Бахрушин отправлялся на Сухаревку каждое воскресенье, объектами его охоты были театральные реликвии. 


Свою первую серьезную находку, давшую старт всей будущей коллекции, Алексей Александрович откопал именно здесь, на Сухаревке. В антикварной лавке Бахрушин выложил 50 рублей за 22 миниатюрных портрета, покрытых толстым слоем пыли. С портретов на Бахрушина смотрели харизматичные персоны в театральных костюмах. По прикидке Бахрушина, картины могли быть выполнены в XVIII веке. Алексей Александрович заехал в художественный магазин на Кузнецком Мосту, попросив не только отреставрировать портреты, но и объединить композицию, «поженив» все изображения под одной общей дубовой рамкой. Когда все было готово, работу было не узнать. Она достойна была украсить стены любого музея! По счастливому стечению обстоятельств, в салоне в это время находился еще один посетитель, которому бахрушинские портреты настолько приглянулись, что он попросил Алексея Александровича немедленно их продать. Ценитель прекрасного оказался режиссером Малого театра Алексеем Кондратьевым. Бахрушин не захотел расставаться со своими театральными находками, и дабы смягчить свой отказ, пригласил режиссера в гости. Внимательно вглядываясь в лица, изображенные на портретах, Кондратьев пришел к выводу, что героями картин являются знаменитые крепостные актеры Шереметевского театра. Он оказался прав. Много лет спустя потомок владельца театра, граф П.С. Шереметев, внимательно изучая коллекцию Алексея Александровича, поинтересовался, как к Бахрушину попали эти самые портреты. Слово за слово выяснилось, что портреты давным-давно были похищены из семейного имения в Кускове. Через какое-то время граф отправил Бахрушину еще несколько портретов из той же серии, которые чудом уцелели. «Чтобы не разрознивать коллекцию», – именно так он объяснил свой широкий жест Бахрушину.   


В дальнейшем Алексей Александрович не только прочесывал всю Москву, в поисках ценных предметов глубокой старины, но и отправлялся в путешествия по России, привозя домой настоящие сокровища: театральные раритеты, произведения народного искусства, мебель, старинные костюмы и другие артефакты времени.


Малый театр
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1824, 1840
Адрес:
Театральный пр., дом 1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
О.И. Бове, К.А. Тон, А.Ф. Элькинский
Эпоха:
19 век
5.00
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута

Когда Алексею Александровичу Бахрушину было всего шесть лет, он впервые побывал в театре – Большом. Спектакль произвел на мальчика неизгладимое впечатление, тот первый театральный «опыт» навсегда остался в его памяти. Однако главной любовью коллекционера, его духовной и эстетической «точкой отсчета» всю жизнь был и оставался Малый театр. 


Основу репертуара театра в разное время составляли пьесы «отца русской драмы» А. Н. Островского: «На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Горячее сердце», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Таланты и поклонники», «Последняя жертва», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «День на день не приходится», «Свои люди — сочтемся!», «Бедность не порок», «Гроза», «Бесприданница». Именно творчество Островского, выдающегося драматурга на протяжении трех десятилетий выдававшего на-гора одну, а то и несколько пьес в год, стало важнейшим этапом развития отечественного театра.


Режиссер Малого театра Алексей Михайлович Кондратьев однажды поинтересовался у Алексея Александровича, почему тот не коллекционирует письма и автографы известных актеров. Бахрушин немного удивился вопросу, объяснив, что у него попросту нет такой возможности, ведь «этот товар в лавочке не купишь». Спустя короткое время Кондратьев прислал Алексею Александровичу в подарок огромный пакет, доверху заполненный актерскими записками, включая «объяснительные записки», которые актеры присылали режиссеру, чтобы отлынивать от работы: «На спектакле быть не могу, потому что живот болит». Тут главным была не суть, не содержание, а происхождение этих текстов. Среди авторов записок были мэтры Малого театра: Гликерия Федотова, Надежда Никулина, Иван Самарин, Александр Ленский — «для меня это был клад!», – ликовал от восторга Бахрушин.
Настоящим «бриллиантом» коллекции стала перчатка примы Малого, великой Марии Ивановны Ермоловой. В 1900 году в Большом театре с аншлагом прошел шедевр Шекспира, «Отелло» с великим Томмазо Сальвини в главной роли. Русская публика принимала итальянца, как родного. Заглянув в антракте в курилку, Сальвини наткнулся там на Бахрушина, попросив его, не раздумывая, назвать главную трагическую актрису русского театра. В тот самый момент в комнату вошла Мария Ермолова, гениальная «Мария Стюарт» из одноименной трагедии Шиллера, и Бахрушин воскликнул: «Вот она!» Сальвини подошел к актрисе и поцеловал ей руку в знак своего восхищения. Слегка оторопев от неожиданности, Ермолова дотронулась рукой до лба Сальвини. Толстый слой грима, замаскировавшего итальянца под темнокожего мавра Отелло, отпечатался на белой лайковой перчатке актрисы. Находчивый режиссер Кондратьев, присутствовавший при всем этом, любезно попросил Ермолову снять перчатку, передал ее Бахрушину и объявил басом полицейского, обнаружившего важный вещдок: «Перчатка Ермоловой с гримом Сальвини – передается в Бахрушинский музей».


Музей им. А.А. Бахрушина
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XIX в.
Адрес:
ЦАО, Бахрушина ул., дом 31/12, строение 1
Ближайшие станции метро:
Эпоха:
19 век
3.33
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута

В качестве свадебного подарка Александр Алексеевич Бахрушин подарил сыну и его молодой жене, Вере Васильевне Носовой, участок земли на углу Лужнецкой улицы (ныне – улица Бахрушина) и Зацепского Вала. Уже в 1896 году в сердце Замоскворечья появился псевдоготический особняк, спроектированный мастером эклектики и модерна Карлом Гиппиусом. Визитной карточкой гениального архитектора стал Чайный магазин Перловых на Мясницкой. С самого начала, при закладке двухэтажного дома, Бахрушин выделил на размещение своей коллекции три большие полуподвальные комнаты. Но не тут-то было: как только музейные комнаты заполнились экспонатами, все соседние помещения тоже оказались доверху заполненными театральными реликвиями. «Затем дело дошло до жилого верха, постепенно превращавшегося в музей, потом начали сворачиваться служебно-хозяйственные комнаты, за ними последовали детские апартаменты, был занят коридор, буфетная и, наконец, даже конюшня и каретный сарай», – вспоминал Юрий Бахрушин.


Коллекция росла, как на дрожжах, вызывая неизменный интерес ценителей и знатоков искусства. Дом Алексея Александровича моментально стал местом «культурного паломничества». По субботам в гости к коллекционеру наведывались звезды Малого театра, выдающиеся режиссеры, знаменитые певцы, художники и поэты: Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Василий Суриков, Мария Ермолова…


В 1913 году Бахрушин передал свое собрание в ведение Российской Академии наук. «Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счел себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа», – так Алексей Александрович объяснил свое решение о передаче коллекции государству. В 1918 году театральному музею было присвоено имя его основателя, а сам А. А. Бахрушин был назначен его пожизненным директором.
Прирожденный талант тонкого коллекционера и романтика Алексея Александровича Бахрушина заключался не в ювелирно точном отборе уникальных артефактов, связанных с культурой отечественного театра и литературы, но - прежде всего - в том, что он сумел превратить свой, казалось бы, «личный музей» в коллекцию мирового уровня, интересную и доступную всем и каждому. Музей, основанный А.А. Бахрушиным, стал летописью истории русского и советского театра во всем его многообразии. Алексею Александровичу удалось обогатить культурный ландшафт Москвы столь же изящно и изысканно, как архитектору-модернисту одним чертежом удается изменить рисунок и масштаб целого города.  


Театральные вкусы и интересы Бахрушина формировались во многом под влиянием Малого театра. Именно Малый на протяжении всей жизни коллекционера оставался его главным фаворитом.
Личные пристрастия Бахрушина не помешали ему собрать серьезную коллекцию материалов, связанных еще с одним знаковым местом – Московским Художественным театром, а также с творчеством режиссера-новатора и создателя биомеханики Всеволода Мейерхольда. Бахрушинский музей украсили и работы актера, режиссера и художника Бориса Фердинандова, авангардистки Александры Экстер, наиболее полное собрание театральных эскизов которой принадлежит Музею Бахрушина; родоначальника конструктивизма Владимира Татлина, а также одного из корифеев русского авангард Аристарха Лентулова, художницы Натальи Гончаровой и многих-многих других.
Алексей Александрович Бахрушин был человеком большой культуры. Способность принимать и ценить разное искусство, не всегда близкое ему по духу, Бахрушин раскрывал в себе шаг за шагом, на протяжении всей своей жизни. Музей по сию пору остается верным наследником традиций своего основателя, сохраняя и наращивая уникальную коллекцию, ставшую отражением истории всей театральной России. 


Театр для Бахрушина, почти как для Маяковского, был не банальным «зеркалом», а увеличительным стеклом, способным проявить все лучшие и худшие качества человека точнее любого микроскопа. Бахрушинский музей стал тем самым «местом силы», в котором театр выкристаллизовался как феномен культурной жизни общества. Так, благодаря меценату и собирателю, Москва обрела музей с одной из самых крупных в мире театральных коллекций.


Дом А.А. Бахрушина
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVIII-XIX в.
Адрес:
ЦАО, Кожевническая ул., дом 8/4, строение 1
Ближайшие станции метро:
Эпоха:
19 век
3.25
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута

Начало процесса формирования и развития крупного промышленного района в южной части Замоскворечья относится к 1-й половине XIX века. Так, на территории, прилегающей к Кожевнической улице и северной части Дербеневской, «правило бал» кожевенное производство. Южнее располагались текстильные производства: шерстяные, суконные фабрики. В 1830-е годы здесь находилось ни много ни мало 19 ткацко-набивных и более 20 ткацко-бумажных фабрик; к середине XIX века они выросли в крупные предприятия. Территория исторического владения «Товарищества Алексея Бахрушина и сыновья» состыковалась, как пазл, соединив друг с другом несколько самостоятельных дворов. 


Еще во 2-й половине XVIII века на месте владения Бахрушиных располагались два крупных двора. С западной стороны – усадьба П.В. Самариной, с восточной – двор купца М. Гусятникова. Район Кожевников со всеми деревянными постройками пострадал в пожаре 1812 года. В начале 1830-х годов участок Гусятниковых приобрела семья А. Ф. Бахрушина. В 1834 году Алексей Федорович Бахрушин основал здесь кожевенный завод. Застройка владения в то время состояла из трех каменных корпусов. К 1839 году имеющиеся корпуса в центре владения обросли пристройками, были надстроены вторыми этажами. В 1860 году Бахрушины купили соседнее владение купцов Котельниковых. В доме в Кожевниках жила семья купца I гильдии Александра Алексеевича Бахрушина, здесь родились и выросли его дети: создатель Театрального музея Алексей Александрович, председатель Пятницкого попечительства о бедных Владимир Александрович и коллекционер Сергей Александрович.


Алексей Александрович Бахрушин впервые продемонстрировал свою театральную коллекцию «ближнему кругу» в самом начале лета 1894 года. Широкой публике коллекция была представлена осенью того же года. Бахрушин попросил единомышленников, собравшихся в родительском доме в Кожевниках, написать пару строк в специально созданном по такому случаю памятном альбоме. «Первому он предложил сделать запись своему двоюродному брату Алексею Петровичу Бахрушину, которого справедливо считал своим непосредственным руководителем в собирательстве. Эта запись была сделана 30 мая 1894 года, и это число отец впоследствии считал официальной датой основания музея», – упоминал в своей обстоятельной и подробной книге «Воспоминания» сын основателя музея, театральный критик Юрий Алексеевич Бахрушин. Альбом, сотканный из дорогих душевных воспоминаний прошлого, и по сей день бережно хранится в коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.


Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(1)
Бахрушин Алексей Александрович
купец, промышленник, меценат
Связанные объекты(1)
Бахрушин Алексей Александрович
купец, промышленник, меценат