Алексей Александрович Бахрушин (1865–1929) происходил из зарайского купеческого рода. По семейной легенде, далеким предком был татарин из города Касимова. Обосновавшись в Рязанской губернии в конце XVI столетия, приняв православие, он получил звучную фамилию Бахрушин (в честь своего отца Бахруша).
Больше 200 лет Бахрушины жили в Рязанской губернии, в Зарайске. Однако уже в 1821 году вся родня, не то предчувствуя свое большое будущее в Москве, не то гонимая «охотой к перемене мест», совершила свой «главный пеший поход». Преодолев немалое расстояние пешком, Бахрушины пришли в Первопрестольную в буквальном смысле «на своих двоих» и в скором времени обосновались в замоскворецких Кожевниках. Основоположник московской династии, Алексей Федорович Бахрушин, стал владельцем небольшой кожевенной фабрики, прикупив несколько близлежащих участков земли. Дело спорилось, и к 1834 году еще вчера скромная кустарная фабрика Бахрушина трансформировалась в бурно развивающийся завод, имя владельца которого было у всех на слуху.
В самом конце 1840-х годов, после скоропостижной кончины Алексея Федоровича, его вдова, Наталия Ивановна Бахрушина, продолжила семейное дело вместе с тремя сыновьями – старшим, Петром, средним, Александром, и младшим – Василием. Вместе им удалось преодолеть все временные трудности, расквитаться со старыми долгами и вывести «прокаченный» по тем временам и модернизированный завод на новую высоту. Вслед за кожевенным заводом, в 1864 году появилась младшая «дочка» – суконно-ткацкая фабрика Бахрушиных. Александр управлял кожевенным заводом, его брат Петр руководил ткацкой фабрикой, а Василий координировал торговые дела обоих предприятий. В 1875 году было учреждено «Товарищество кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина и сыновей».
В семье никогда не жалели средств на благотворительность. Отдавать, делиться, жертвовать, помогать нуждающимся – таково было моральное кредо Бахрушиных, выпестованное личным жизненным опытом и передающееся из поколения в поколение.
Имея возможность жить на широкую ногу, Бахрушины этой возможностью сами никогда не пользовались. Скромность, порядочность, умеренность образа жизни была у них в крови. «Мне ни разу не пришлось видеть кого-либо из Бахрушиных в модных ресторанах. Когда богатые москвичи выезжали на гулянье в Сокольники или Петровский парк на своих рысаках, они отправлялись туда пешком», – вспоминал друг семьи, Н. Варенцов.
В 1887 году на Сокольничьем поле была построена больница для пациентов, страдающих неизлечимыми заболеваниями. Деньги на постройку учреждения, главным врачом которого стал «домашний» врач семьи, профессор Московского университета Алексей Остроумов, пожертвовали братья Бахрушины. Больница на Стромынке по сию пору носит имя знаменитого столичного лекаря.
Спустя несколько лет при больнице появился «дом призрения» для смертельно больных. В 1895 году братья Бахрушины пожертвовали значительную сумму денег на строительство в Сокольничьей роще детского приюта для сирот и «детей, покинутых родителями». При приюте была создана школа и ремесленная мастерская. Благодаря очередной щедрой сумме пожертвований, в 1898 году на Софийской набережной был возведен целый комплекс зданий, принадлежащих «Дому бесплатных квартир» для малообеспеченных вдов с детьми, а также юных курсисток, едва сводящихся концы с концами. В зданиях разместилось около двух тысяч человек. На территории открылись два детских сада, училище для мальчиков, школа для девочек, работала бесплатная столовая.
В Тихвинском городском имении в Москве был основан приют-колония для беспризорных детей, также построенный на деньги Бахрушиных. В 1900 году за деятельность в сфере благотворительности Александр и Василий были удостоены звания почетных граждан Москвы. В общей сложности за два десятилетия братья пожертвовали городу 4 миллиона рублей – недаром в своей среде их называли «профессиональными благотворителями».
Наш маршрут – возможность отметить 160-летие со дня рождения потомственного почетного гражданина Москвы Алексея Александровича Бахрушина, отдав дань уважения, восхищения и благодарности основателю столичного Театрального музея. Продолжатель благородной московской династии благотворителей полагал, что каждым человеком в душе движет желание оставить после себя что-то по-настоящему ценное, редкое, вечное. Ему это, безусловно, удалось.