ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Музей им. А.А. Бахрушина

3.3
Стартом для нового увлечения стал спор с купцом Купреяновым: кто из них за год сможет собрать больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра
  • Музей им. А.А. Бахрушина
+ -

Старинная замоскворецкая улица, изначально называвшаяся Лужнецкой, с 1959 года носит имя своего самого знаменитого жителя — купца, мецената и благотворителя А.А. Бахрушина. Его дом, привлекающий внимание своей незаурядной архитектурой, находится на пересечении с Садовым кольцом и многие годы является местом, привлекающим любителей русского театра.

Изначально купеческий род Бахрушиных проживал в Зарайске, занимаясь суконным и кожевенным производством, а также «прасольством» — скупкой скота и его перегоном в крупные города. В 1821 году глава рода, Алексей Федорович, переехал со всей семьей в Москву, где они осели в Кожевниках. Здесь старший Бахрушин создал свое перчаточное производство, со временем превратившееся в крупный сафьяново-кожевенный завод, оборудованный по последнему слову техники.

После смерти Алексея Федоровича в 1848 году его дело продолжили сыновья — Петр, Александр и Василий. Именно они сделали семейное производство знаменитым не только в России, но и за рубежом, а сами стали одной из богатейших купеческих фамилий в стране. Вскоре они получили еще славу «профессиональных благотворителей» — ни один другой купеческий род не пожертвовал столько средств на помощь неимущим и не построил такое количество больниц, богаделен и приютов.

Третье московское поколение Бахрушиных к славе своей династии добавили репутацию меценатов и коллекционеров. Так, Алексей Петрович стал знаменит как библиограф, собиратель фарфора, картин и документов по истории Москвы, его перу принадлежит книга о московских коллекционерах «Кто что собирает: из записной книжки». Его двоюродный брат, Владимир Александрович, был знаменитым фотолюбителем и почетным членом Московского художественно-фотографического общества. Его родной брат, Сергей Александрович, собирал гравюры, табакерки и картины — среди последних было немало полотен М.А. Врубеля. Но наибольшую известность в деле коллекционирования приобрел Алексей Александрович Бахрушин — основатель театрального музея. Свою нишу он нашел не сразу: сначала собирал предметы искусства Японии и Китая, потом занялся тематикой, связанной с Наполеоном. Стартом для нового увлечения Алексея Александровича стал спор с купцом Купреяновым в 1890 году: кто из них за год сможет собрать больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра. Выиграв пари, Бахрушин продолжал заниматься этой темой до конца своих дней.

Объектами коллекционирования стали самые разные предметы, от личных вещей артистов до театральных афиш. В поисках новых приобретений Алексей Александрович еженедельно посещал Сухаревский рынок и крупнейшие антикварные лавки Москвы. В 1894 году Бахрушин впервые продемонстрировал свое собрание публике. Очень быстро старый дом на Кожевнической улице оказался тесен и Алексей Александрович приобрел участок в конце Лужнецкой улицы, на котором в 1896 году по проекту архитектора К.К. Гиппиуса был построен новый особняк, первый этаж которого полностью оказался занят театральной коллекцией хозяина. Здание было выдержано в формах английской готики, эта же стилистика присутствует и в интерьерах. Фасады выполнены в красных тонах с белой отделкой деталей, стрельчатыми окнами, декоративными зубчатыми башенками и «теремковой» крышей над входным крыльцом. Дом быстро оказался одним из центров театральной Москвы: по субботам в гостях у Алексея Александровича собирались артисты, певцы, режиссеры, композиторы, писатели и другие деятели сцены.

Сам Бахрушин, создав уникальное собрание, хотел преподнести его Москве, но городские власти от такого подарка отказались. Алексею Александровичу помогло близкое знакомство с президентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук — великим князем Константином Константиновичем. 25 ноября 1913 года бахрушинская коллекция была передана в дар Академии наук, во главе созданного Театрального музея поставлено Правление музея, пожизненным председателем и почетным попечителем которого стал сам Алексей Александрович.

После Октябрьской революции Бахрушин признал власть большевиков, что позволило ему не только сохранить жизнь, но и остаться во главе своего музея. Он скончался в подмосковной усадьбе Горки в 1929 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Здание Театрального музея в 1937–1938 годах было расширено и надстроено по проекту архитектора И.Е. Бондаренко, однако в целом сохранило исторический облик фасадов. Несколько соседних зданий постройки XIX века по улице Бахрушина также переданы музею, поскольку его фонды продолжают пополняться и в наши дни.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Доходный дом В.А. Бони

Доходный дом В.А. Бони

Пятницкая ул., 20

Дом № 20 по Пятницкой – доходный дом, построенный в 1911 году по проекту архитектора Сергея Матвеевича  Жарова для купца, владельца мыловаренного завода Владимира Антоновича Бони. Жаров служил помощником владимирского городского архитектора, но проживал постоянно в Москве и лишь на три дня в неделю выезжал во Владимир. Помимо дома на Пятницкой, в Москве по его проекту был возведён ещё очень интересный  дом в Пестовском переулке.

3.44
Дома
Церковь Троицы в Вишняках

Церковь Троицы в Вишняках

Пятницкая ул., 51, ст. 4

Церковь Троицы в Вишняках впервые упоминается в1642 году как деревянная, расположенная в стрелецкой слободе. А в 1678 году стрельцами «Матвеевского приказа Вишнякова» она была отстроена в камне в память о погибших при осаде Чигирина товарищах. Поэтому и переулок, на углу которого стоит храм, носивший до 1922 года название Лужниковского (или Лужнецкого), был переименован при ликвидации одноимённости московских улиц и переулков в Вишняковский.

3.2
Памятники
Памятник Д.Д. Шостаковичу

Памятник Д.Д. Шостаковичу

Космодамианская наб., д. 52, стр. 8

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975) — русский советский композитор, пианист, музыкальный общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник работникам фабрики «Парижская коммуна»

Памятник работникам фабрики «Парижская коммуна»

Кожевнический пр-д, д. 3 (на территории ЗАО МОФ «Парижская коммуна»)

На бронзовой мемориальной доске перечислены имена 88 погибших в годы ВОВ работников фабрики.

(Нет голосов)
Дома
Дом с палатами XVII века

Дом с палатами XVII века

Ул. Кожевническая, д. 11/13

В начале прошлого века здесь располагался приют для приходящих детей.

3.44
Дома
Дом П.А. Бахрушина

Дом П.А. Бахрушина

Ул. Кожевническая, д. 8, стр. 2

Когда-то здесь был крупнейший кожевенный завод самых щедрых российских благотворителей

3.1
Дома
Дом А.А. Бахрушина

Дом А.А. Бахрушина

Ул. Кожевническая, д. 8/4, стр. 1

В семье Бахрушиных бытовала легенда, что когда-то на месте их дома находился загородный охотничий замок Потемкина

3.1
Дома
Городская усадьба Скворцовых

Городская усадьба Скворцовых

Ул. Кожевническая, д. 13, с. 1

Год строительства особняка крупно выведен в орнаменте на кусочке ограды справа от дома.

3.2
Дома
Городская усадьба

Городская усадьба

Пятницкая ул., 30 строение 4

Добротный особняк № 30 по Пятницкой улице – городская усадьба XVIII – XIX веков с сохранившимися флигелямим (строения 1 и 2. Сушествующий фасад сделан в середине XIX  века с фасадом, отделанным бриллиантовым рустом и небольшим аттиком над вторым этажом. Кто был владельцем этого дома в то время, доподлинно не известно, но факт того, что здание пережило пожар 1812 года, добавляет ему особый статус.

3.3
Дома
Жилой дом с лавками

Жилой дом с лавками

Пятницкая ул., 26

Застройка чётной стороны Пятницкой улицы возле Климентовского переулка сформирована нескольким домами, сохранившими в своей основе  строения XVIII столетия. Дома №№ 24 и 26 перестраивались в  XIX столетии. Когда-то на месте дома № 26, углового с Климентовским переулком, находился питейный дом «Ленивка», названный так по расположенному неподалёку Ленивому торгу.

3.5
Дома
Доходный дом архитектора Ганешина

Доходный дом архитектора Ганешина

Пятницкая ул., 53/18 строение 1

Дом № 53 по Пятницкой улице построен в начале Первой мировой войны архитектором Фёдором Ганешиным в неоклассическом стиле, как доходный дом для Владимира Владимировича Третьякова. Вскоре здание сменило владельца, новым хозяином стало Московское домостроительное акционерное общество.

3.44