Время основания усадьбы, по предположению ученых, относится к концу XVI века. По преданию, 12 июля 1596 г. здесь родился Михаил Фёдорович Романов, родоначальник династии, к которой принадлежал Пётр I. Музей "Дом бояр Романовых", созданный при императоре Александре II, стал одним из первых музеев в Москве. Проект ансамбля по историческим аналогам разработал придворный архитектор Ф.Ф.Рихтер. Здесь хранятся предметы XVII в.: изразцовые печи, серебряная посуда, шитье, женские украшения, сундуки, старинные книги, прекрасные росписи на стенах.
В ходе последней реставрации, направленной на сохранение существующего архитектурно-художественного облика здания, восстановлены металлические печные трубы на крыше, оконные и дверные проемы из древесины хвойных пород, входная каменная лестница со львами на постаментах, скульптурные композиций и др. В палатах размещена экспозиция, посвященная быту московского боярства. По результатам проведенных работ объект признан лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация−2018".
Поверните направо в Ипатьевский переулок и продолжайте движение прямо. Дойдя до ул. Ильинки поверните налево, а затем направо через Биржевую площадь в Богоявленский переулок.
Основанный в XIII веке московским князем Даниилом Александровичем монастырь перестроен в конце XVII века в стиле нарышкинского барокко. Сохранившийся до нашего времени собор построен на средства Натальи Нарышкиной, матери Петра I, а также князей Голицыных и Долгоруковых. Сюда была перенесена чудотворная Казанская икона Божией Матери, находившаяся в Смутное время в ополчении Минина и Пожарского. Собор известен своими барельефами, запечатлевшими евангельские события.
С правой стороны Никольской улицы здание, затейливо украшенное рельефными фигурами льва и единорога − эмблемой Печатного двора. В 1703 г. по указу Петра I в типографии Печатного двора вышла первая газета "Ведомости". Здесь было положено начало русской периодической печати. При Петре, в 1708 году, старейшая русская типография − Московский Печатный двор − была реформирована: были изготовлены станы гражданской печати и введен новый шрифт, получивший название "гражданский". С 1931 года в зданиях типографии располагается Российский Государственный Гуманитарный Университет.
Справа от Вас − крупнейший музей национальной истории и культуры, основанный в 1872 году. Здание на Красной площади для него построено в 1875−1883 гг. по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семёнова.
В экспозиции зала № 22 выставлены реликвии, непосредственно связанные с личностью Петра I: царский экипаж – возок (легенда связывает этот экипаж с путешествием Петра из Москвы в Архангельск, который
он проделал за две недели), камзол, портреты государя, а также многочисленные документы Петровской эпохи. Также в музее хранится посмертная маска царя.
Выйдя из Музея, пересеките Манежную площадь, перейдите на противоположную сторону Моховой улицы, пройдите по ней налево, затем поверните направо на Никитскую улицу и сверните налево в Романов переулок.
В Романовом переулке сохранилась еще одна постройка Петровского времени. Храм иконы Божией Матери "Знамение" в стиле Нарышкинского барокко возведен в конце XVII века во владении боярина Льва Нарышкина, главы Посольского приказа, родного дяди Петра Великого.
Продолжайте движение по Романову переулку. Дойдя до ул. Воздвиженки, поверните налево. Идите прямо, через Кутафью и Троицкую башни войдите на территорию Кремля.
После большого московского пожара 1701 года Пётр I повелел начать строительство Арсенала (Цейхгауза). Этот Оружейный дом призван был стать не только военным складом, но и музеем русской боевой славы, местом хранения военных трофеев.
Пройдя по Соборной площади, поверните направо и, миновав Большой Кремлевский дворец, подойдите к Оружейной палате.
В Музеях Московского Кремля хранится большая коллекция оружия, связанного с Петром I и его эпохой. Часть этих памятников, символизирующих победы русской армии и флота, представлена в постоянной экспозиции Оружейной палаты, другие экспонируются на выставках. Одним из интереснейших экспонатов Оружейной палаты является уникальный "двойной трон" малолетних царей Иоанна и Петра. С 1698 г. при Оружейной палате была открыта Гравировальная мастерская, в которой печатались гербы–штемпели, картуши для компасов, а впоследствии большие гравюры с панорамами городов, с изображением кораблей русского флота и военных баталий. В 1720 году Пётр I реформировал Оружейную палату, объединив Царицыну мастерскую палату, Казенный двор, Конюшенную казну, сокровища Патриаршей палаты и всех Кремлевских соборов и создав единое ведомство "Мастерская и Оружейная палата". Выйдя с территории Кремля через Боровицкие ворота, держитесь левее. По Каменному мосту перейдите на противоположный берег Москва-реки. Отсюда открывается перспектива на памятник Петру, работы Зураба Церетели (памятник «В ознаменование 300-летия российского флота»).
Также на набережной Москвы-реки можно видеть редкий образец постройки Петровского времени.
Дошедший до наших дней ансамбль усадьбы сложился в середине XVII в. при думном дьяке Аверкии Кириллове. В 1703−1711 гг. дом был перестроен новым владельцем усадьбы − дьяком Оружейной палаты А.Ф.Курбатовым, который возглавлял строительство здания Арсенала в Кремле. В этот период была сделана пристройка, напоминающая сегодня о Петровской эпохе.
До следующего объекта можно проехать на электробусе № е10 до остановки "Метро Октябрьская (радиальная)".
Церковь Иоанна Воина, 1709 -1717 гг., арх. И. П. Зарудный. Ограда, 1754 г.
В 1708 году на месте стоявшего здесь с XVI века старого храма Пётр повелел устроить новый. На его постройку Государем были выделены средства. Чертежи церкви были составлены при "Комиссии строений".
В 1930-е годы в этот храм были перенесены святыни из закрытых и уничтоженных соседних церквей.
Конец экскурсии у станции метро "Октябрьская".