Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Поварская слобода

Мы совершим прогулку по бывшей Поварской слободе, району, где жили работники царской кухни. Мы увидим прекрасные памятники архитектуры разных эпох, и даже особняк, в котором могла жить булгаковская Маргарита.

Поварская слобода
Поварская слобода
A
Большая Никитская ул., 31, Мерзляковский пер., 15, Столовый пер., 4-6
B
ЦАО, Поварская ул., дом 50/53, строение 1
Краснопресненская, Баррикадная
1 ч. 1 м.
1.3 км
Мы совершим прогулку по бывшей Поварской слободе, району, где жили работники царской кухни. Мы увидим прекрасные памятники архитектуры разных эпох, и даже особняк, в котором могла жить булгаковская Маргарита.
4.75
Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
A
Большая Никитская ул., 31, Мерзляковский пер., 15, Столовый пер., 4-6
B
ЦАО, Поварская ул., дом 50/53, строение 1
Краснопресненская, Баррикадная
Информация о маршруте

В 17 веке на территории между современными улицами Поварская и Большая Никитская находилась слобода, обслуживающая царские кухни. Повара, хлебники, рыбники, сытники, плюшники, овощники. Кого здесь только не было!

От самой слободы до наших дней ничего не сохранилось, но мы легко можем догадаться о бывшем назначении этого района, читая названия переулков. Хлебный, Скатертный, Ножовый, Малый и Большой Ржевские, Столовый.

После того, как царский двор переезжает в Санкт-Петербург и необходимость в его обслуживании отпадает, на смену жителям слободы приходят дворяне. Деревянные и, реже, каменные городские усадьбы преображают облик района.

После пожара 1812 года, бывшая Поварская слобода отстраивается заново, появляется больше каменных построек и формируется привычная нам сетка улиц и переулков.

В 19 веке здесь активно строятся доходные дома, которые стали настоящим феноменом того времени.

Сегодня район между Поварской и Большой Никитской - тихое и приятное место для прогулок и знакомства с многоликой московской архитектурой.

Рекомендации
В путь!
Комплекс доходных домов Д. Элькинда
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1901-1903
Адрес:
Большая Никитская ул., 31, Мерзляковский пер., 15, Столовый пер., 4-6
Архитекторы:
Н.Д. Струков, В.П. Цейдлер
Эпоха:
1900-е
3.39
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута
Комплекс доходных домов появился на Большой Никитской в начале 20 века. Четыре здания занимают целый квартал, выходя в Мерзляковский и Столовый переулки.

Доминантой комплекса, да и, пожалуй, всей улицы является корпус, стоящий на Большой Никитской. Эффектное здание богато декорировано. Разнообразные формы окон, лепной декор, заимствующий формы разных архитектурных стилей. Тут и женские головки, и растительный декор, и шипы, отсылающие к архитектуре Ренессанса.

Балконы и окна верхнего этажа украшены ажурными решетками. А крышу украшают купола и многочисленные шпили, восстановленные в ходе последней реставрации.

Интересна судьба архитектора этого комплекса домов Николая Дмитриевича Струкова. Будучи талантливым мастером, он получал регулярные заказы на строительство особняков, доходных домов и общественных зданий. К его авторству относят более 40 реализованных московских проектов.

Но стабильная успешная карьера резко оборвалась в 1913 году. Одна из стен строящегося доходного дома купца Титова (в советское время Дом Моссельпрома в Калашном переулке, 2/10) рухнула. Виноваты были некачественные материалы, нарушение технологии строительства, и конечно, архитектор. Струкова приговорили к шестинедельному заключению.
После происшествия Николай Дмитриевич работал как консультант и преподаватель, но не построил больше ни одного здания.

Дом продолжает быть жилым, в части помещений работают офисы.
Сверните в Мерзляковский переулок и пройдите по нему. Нужное здание будет по правой стороне.
Доходный дом Ф.А. Александрова
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1902
Адрес:
Мерзляковский пер., дом 20, строение 1
Архитекторы:
А.А. Остроградский
Эпоха:
1900-е
5.00
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута
Изначально трехэтажное, это здание было построено в 1902 году по заказу известного врача гинеколога Ф.А. Александрова. Проект выполнил архитектор Анатолий Остроградский.

В здании проживал сам Александров, здесь был его кабинет, и квартиры для сдачи в наем. Для входа в квартиры и в личную часть заказчика были разные входы, но, к сожалению, после серьезной перестройки здания в 1960-х это сложно прочитать на фасаде.

Обратите внимание на декор здания. Каждый этаж выделяется «своим» рисунком окон. Фасад украшен коваными украшениями с экспрессивными природными мотивами, разнообразной лепниной и изразцами. Керамическое панно над балконными окнами с большой вероятностью выполнено по рисункам М.А. Врубеля «Бессмертники».

В 2000-х годах была проведена реконструкция здания и многие исторические детали декора вернулись на свое место.

Сегодня в здании располагаются офисы.
Сверните направо в Медвежий переулок и пройдите по нему до пересечения со Скатертным переулком. Нужное здание будет на углу.
Ансамбль городской усадьбы Тарасовых
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1900-е
Адрес:
ЦАО, Скатертный пер., дом 4/2, строение 1, ЦАО, Скатертный пер., дом 4/2, строение 2
Ближайшие станции метро:
Эпоха:
1900-е
3.59
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута
В начале 20 века на углу Скатертного и Медвежьего переулков был построен ансамбль городской усадьбы для купеческой семьи Тарасовых. На участке располагались особняк, который состоит из двух зданий, конюшня и хозяйственные постройки.

Для дома на углу, который был построен в 1905 году, был выбран популярный в то время стиль модерн. Архитектор (скорее всегда это был В.П. Войников) украсил фасад крупными декоративными деталями. На углу был сделан основный акцент - башнеобразный объем с фигурными столбиками на крыше. Изначально между столбиками находилась чугунная ограда, усиливающая сходство с короной, но она не сохранилась.

Второй дом, ближе к Мерзляковскому переулку, был построен в 1907 году архитектором М.Г. Гейслером. Для этого здания также был выбран модерн, но уже его австрийская ветвь – сецессион. Обратите внимание на фигурный, вытянутый балкон на третьем этаже и панно из темно-синей «акварельной» керамической плитки.

В ряде источников городской особняк Тарасова упоминается как место рождения Льва Тарасова, который вместе с семьей эмигрировал после революционных событий и стал известный французским писателем Анри Труайя.

Сейчас в здании располагается подразделения Москомспорта.
Пройдите по Скатертному переулку до пересечения с Хлебным переулком и поверните налево, в переулок.
Особняк И.И. Некрасова
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1906
Адрес:
Хлебный пер., дом 20/3, строение 1
Архитекторы:
Эпоха:
1900-е
3.51
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута
Особняк, стоящий на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков, построен в 1906 году в стиле английской неоготики. Заказчиком стал сибирский золотопромышленник Иван Некрасов.

Проект архитектора Романа Клейна напоминает небольшой английский замок.
Фасады оформлены высокими и острыми фронтонами, украшенные орнаментом в готическом стиле. На самом углу был устроен трехгранный эркер, освещающий гостиные.

В готическом же стиле были выдержаны и интерьеры особняка.

После революции здесь находилась резиденция посла Испании, сейчас здесь работает посольство Чили.
Следующий наш объект находится на противоположной стороне.
Дом С.У. Соловьева
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1901-1902
Адрес:
М. Ржевский пер., дом 6
Архитекторы:
С.У. Соловьев
Эпоха:
1900-е
3.33
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута
Особый интерес для любителей архитектуры представляют собственные дома архитекторов. Когда у мастеров появляется возможность не ориентироваться на требования заказчика, и проявляется их настоящее видение архитектуры.

Каким получился собственный дом Сергея Устиновича Соловьева, автора Кустарного музея в Леонтьевском переулке и главного корпуса Московского педагогического государственного университета на Малой Пироговской? Ассиметричная композиция здания, непохожие друг на друга фасады, декоративные детали, наполненные символами и аллегориями.

Обратите внимание на детали – справа от входной двери притаился лев, который готов броситься на незваных гостей. А слева от двери до сих пор функционирующий почтовый ящик. Окно охраняет голова химеры. А тайну переписки жильцов охраняет летучая мышь, развернувшая свои крылья над щелью для писем.

У основания тонких колонн со стороны Малого Ржевского переулка притаилось семейство сов, символы мудрости и вечной жизни.

Пройдите к фасаду со стороны Хлебного переулка. Над большим окном бывшей мастерской архитектора мы видим четыре майоликовых полукруга — музы четырёх искусств: ваяния, живописи, архитектуры и музыки. Немного выше голова Афины. А под самой крышей майоликовое панно «Сумерки», выполненное в Абрамцевской мастерской по эскизам знаменитой художницы Марии Якунчиковой, с которой Сергей Соловьев дружил.

К сожалению, Сергей Устинович не долго смог наслаждаться своим домом. Уже в 1912 году он скончался, и семья продала особняк художнику Павлу Павлинову.

Особняк Соловьева является одним из вероятных прототипов дома Маргариты из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. Действительно, совпадений достаточно – готический вид здания, трехчастное окно и наличие небольшого сада, который до наших дней не сохранился.

На протяжении почти всего советского периода в здании располагалось Посольство Грузии. Сейчас здесь секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии.
Перейдите по пешеходному переулку в сторону Поварской улицы. Нужное здание находится на углу.
Городская усадьба М.А. Тарасова
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1909, 1925
Адрес:
Хлебный пер. 21, стр.1
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
К.А. Грейнер, М.Г. Гейслер
Эпоха:
1900-е
3.52
Узнать об объекте больше
6
О точке маршрута
В 1909 году на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков появляется комплекс зданий, построенный по проекту архитекторов М.Ф. Гейслера и К.А. Грейнера. Заказчиком особняка и хозяйственных построек стал Михаил Тарасов.

Фасад оформлен в сдержанном неоклассическом стиле с элементами модерна и ампира. В лепном декоре мы можем увидеть образы зверей, птиц, людей и богов. Чтобы здание не выглядело монотонным, архитекторы использовали чередование окон разнообразных форм и размеров.

Вход со стороны Хлебного переулка вел в квартиру, которая сдавалась внаем. Одним из ее арендаторов был потомственный почетный гражданин Александр Владимирович Бер, член Московского Автомобильного Общества. А парадный вход во стороны Малого Ржевского вел в квартиру домовладельца Михаила Тарасова, председателя совета Северо-Кавказского коммерческого банка в Армавире.

Рассмотрите фасады здания со стороны Хлебного и со стороны Малого Ржевского переулков. Обратите внимание, что они сделаны намеренно разными, с неповторяющимися декоративными деталями.
Перейдите по пешеходному переходу, двигаясь по Хлебному переулку.
Концертный зал
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1956
Адрес:
Малый Ржевский пер., 1
Ближайшие станции метро:
Эпоха:
1950-е
5.00
Узнать об объекте больше
7
О точке маршрута
Комплекс зданий Российской академии музыки имени Гнесиных был расширен в 1956 году пристройкой концертного зала с входом со стороны Малого Ржевского переулка.

Как и основное здание, стоящее на Поварской улице, концертный зал выполнен в духе советского классицизма – белые колонны, ровный ряд окон.

В 2004 году к 130-летию со дня рождения Елены Гнесиной, ей был установлен памятник. Она изображена играющей на рояле, вместо крышки которого изображены крылья птиц.
Двигайтесь по Хлебному переулку. Нужное здание будет по правой стороне.
Доходный дом с львицами
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1904
Адрес:
Хлебный переулок, 26
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
К.Ф. Буров
Эпоха:
1900-е
5.00
Узнать об объекте больше
8
О точке маршрута
Изначально двухэтажный, этот доходный дом был построен в 1904 году по проекту архитектора Константина Бурова.

Декор выполнен в стилистике модерна, фасад не симметричен – парадный вход смещен в правую часть. Обратите внимание на примечательный декор – панно с листьями и плодами каштана над входом, головы львиц, поддерживающие эркер.

В замковых камнях архитектор разместил аккуратные женские маскароны, столь любимые архитекторами того времени. В простенках между окнами второго этажа уже знакомые нам каштаны.

В советское время дом был надстроен еще двумя этажами, и украшен такими же деталями, как на первоначальном здании. Необходимый для такой этажности лифт был аккуратно спрятан в торцевой части здания.

В 1990-е годы была сделана мансардная надстройка, которая не бросается в глаза, когда вы смотрите на здание.
Двигайтесь по Хлебному переулку. Нужное здание будет по правой стороне.
Дом Верстовского
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1815
Адрес:
Хлебный пер., дом 28, строение 1
Архитекторы:
Эпоха:
19 век
3.55
Узнать об объекте больше
9
О точке маршрута
Перед вами замечательный пример послепожарной застройки Москвы, дошедшей до нас, пусть и в перестроенном виде. Здание было построено в 1815 году, когда Москва восстанавливалась от разрушительного пожара. Первоначальные фасады имели колонный портик и ампирный декор.

В 1860 году дом приобретает известный композитор Алексей Верстовский, служивший в императорских театрах и возглавивший в Москве оперно-драматическую труппу Большого и Малого театров. В доме он проживал со своей женой - русской артисткой Надеждой Репиной.

Следующий владелец дома существенно его перестроил по проекту архитектора И.Н. Елагина. Были сделаны каменные пристройки с правой и левой стороны. В центре фасада появился эркер с большими окнами и картушем с гербом нового владельца. Появилась чугунная решетка ограды.

В 2011 году начались реставрационные работы. Фасад окрашен в тот же цвет, что и в начале 20 века, восстановлена историческая планировка и отреставрирован камин.

В настоящее время здесь располагается посольство Исландии.
Дойдите до конца Хлебного переулка, поверните налево и дойдите до пересечения с Поварской улицей. Немного пройдите по ней в сторону Садового кольца. Нужное здание будет на правой стороне.
Особняк Миндовского
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1903–1904
Адрес:
Поварская ул., д. 44/2, стр. 1, 2
Архитекторы:
Эпоха:
1900-е
3.22
Узнать об объекте больше
10
О точке маршрута
Один из самых красивых особняков Москвы эпохи модерна был построен в 1903 году по заказу Московского торгово-строительного общества. Архитектором стал Лев Кекушев, который неоднократно сотрудничал с обществом.

Здание строили не по заказу конкретного владельца. Будущий владелец должен был купить уже готовый дом «под ключ».

Архитектор был относительно свободен в своих творческих замыслах, так как на него не давили вкусы и предпочтения заказчика. Особняк получился очень элегантным, одновременно ярким и запоминающимся.

Фасад, выходящий на Поварскую, украшен фигурками путти, которые увлеченно занимаются разными искусствами. На крышу, в ходе последней реставрации, возвращена скульптура богини Авроры, утраченная во время Великой Отечественной войны.

Обратите внимание на стекла бывшего зимнего сада, который находился в правой части здания на второй этаже. Они украшены уникальным орнаментом в духе модерна, выполненным травлением по стеклу. На крыше над зимним садом мы видим тумбу с мордой льва, который считается авторской подписью архитектора Льва Кекушева.

Боковой фасад со стороны Скарятинского переулка украшен эркерами, над которыми мы видим изящные женские головки. Одна девушка изображена с открытыми глазами (символ утра и молодости), веки второй немного опущены (вечер и зрелость).

Пройдя дальше по переулку, вы увидите изящную ограду тонкой ковки. Створки ворот выполнены в виде крыльев бабочки.

За оградой размещен двор с хозяйственными постройками (обратите внимание на голову лошади. В этом помещении можно было устроить гараж или конюшню). Дворовый фасад дома украшен высоким витражным окном, освещающим лестницу. Над ним стилизованный рыцарский герб, над которым мы видим еще одну женскую головку с закрытыми глазами (символ ночи и заката жизни).

Особняк был приобретен богатым купцом Иваном Александровичем Миндовским спустя пять лет после окончания строительства. Интересна личность нового владельца. Миндовский воплощал в себе хрестоматийный стереотип о купечестве – он был необычайно жаден. И о жадности его ходили легенды. Например, перемещаясь по делам своих фабрик на пароходе, Иван Александрович никогда не брал в местном буфете ничего кроме бесплатного кипятка.

Еще рассказывали, что однажды компаньоны Миндовского пригласили его в ресторан, пообещав заплатить за него. Иван Александрович долго отказывался, в итоге согласился, но перед тем, как должны были вынести счет, он ушел, чтобы уж точно не тратить деньги.

Иван Миндовский жил в особняке недолго – в 1912 году он скончался.

До начала реставрации в 2017 году, в здании находилось посольство Новой Зеландии.
Пройдите немного дальше по Поварской улице в сторону Садового кольца.
Усадьба Я.М. Шлосберга
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1910-1911
Адрес:
Поварская ул., дом 46, строение 1,2,3
Эпоха:
1910-е
2.77
Узнать об объекте больше
11
О точке маршрута
Двухэтажный особняк, украшенный в духе эклектики, появился на Поварской улице в 1911 году. Заказчиком стал купец первой гильдии Яков Максимович Шлосберг. Архитектор Адольф Зелигсон создал действительно неповторимый облик здания. Огромное количество лепных элементов заставляют остановиться и рассматривать детали. Женские маскароны, ангелочки-путти, гирлянды с цветами и фруктами, растительные орнаменты.

Над парадным входом размещен барельеф с изображением двух крылатых львов. А светильник над входной группой выполнен в виде орла, сжимающего в лапах кольцо с подвешенным на нем фонарем.

Интерьеры особняка были оформлены в духе модерна и рококо. Гостиная, кабинет, зимний сад, высокий двухуровневый холл дошли до нас практически в неизмененном виде.

После революции здание было национализировано, в нем размещались торговое представительство Великобритании, Британская дипломатическая миссия. Сейчас здесь резиденция посла ФРГ в России.
Пройдите дальше по Поварской улице в сторону Садового кольца.
Особняк Святополк-Четвертинского, ЦДЛ
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
кон. XIX в. - 1-я пол. XX в.
Адрес:
ЦАО, Поварская ул., дом 50/53, строение 1
Ближайшие станции метро:
Краснопресненская, Баррикадная
Архитекторы:
П.С. Бойцов
Эпоха:
19 век
3.89
Узнать об объекте больше
12
О точке маршрута
Здание, напоминающее небольшой европейский замок, было построено в 1887 году для князя Бориса Святополк-Четвертинского. Архитектором стал П.С. Бойцов, который ранее уже построил для князя дом в его загородной усадьбе.

Отставной генерал Святополк-Четвертинский довольно быстро поссорился со своими соседями по Поварской и продал особняк графине Олсуфьевой. Ее муж Дмитрий Адамович Олсуфьев возглавлял московскую масонскую ложу и в особняке проходили ее заседания.

По одной из легенд, в 1892 году на одном из балов, император Александр III то ли подвернул, то ли сломал ногу, спускаясь по лестнице. Кстати, знаменитая дубовая лестница в особняке сделана без единого гвоздя.

Декор особняка выполнены в духе Ренессанса с элементами барочной архитектуры. Облик фасада дошел до нас практически в неизменном виде.

Но главная красота скрывается внутри – роскошно оформленные интерьеры, которые чудом сохранились до наших дней.

Сейчас в здании располагается ресторан Центрального дома литератора, который сохранил свое название с советского периода, но сейчас доступен для всех желающих.
На этом наша прогулка заканчивается!
Отзывы
(2)
Поделитесь статьей с друзьями