ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом Верстовского

3.55
Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н.Верстовский.
  • Дом А.Н.Верстовского, 1815 г.
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
  • Дом Верстовского
+ -

Особняк № 28 по Хлебному переулку был построен в 1815 году, когда Москва усиленно восстанавливалась после пожара 1812 года. Он имел ампирный декор и невысокий портик с колоннами. Прославился в московской истории тем, что в 1860 году его приобрел вышедший в отставку с государственной службы в Императорских театрах известный композитор Алексей Николаевич Верстовский (1799 —1862). Автор "Аскольдовой могилы" был ярким композитором романтической оперы, музыкального театра. В 1823 году он приехал в Москву по приглашению московского генерал-губернатора князя Д.Голицына и 35 лет прослужил в московской театральной конторе, заведуя и репертуарной, и всей организационно-хозяйственной частью, фактически возглавляя единую в то время оперно-драматическую труппу Большого и Малого театров. И не случайно длительный период его служения театру современники называли "эпохой Верстовского". Занимаясь административной работой, он всегда творил.

Алексей Николаевич Верстовский - автор 6 опер и самых известных русских романсов, баллад и застольных песен. В 1828 году в Большом театре он познакомился с выдающейся русской артисткой Надеждой Репиной. Она с равным успехом выступала в драмах и операх, водевилях и комедиях. Была не только певицей с уникальным голосом широчайшего диапазона, но и замечательной драматической актрисой. Каждое ее появление на сцене становилось событием. Зрители обожали ее. И тем не менее, в 32 года она ушла со сцены, чтобы стать женой А.Н.Верстовского. Большую часть своей совместной жизни они прожили в Большом Афанасьевском переулке, в доме № 16/24, а в 1860 г. купили этот дом по Хлебному переулку. В нем после недолгой болезни Алексей Верстовский и скончался 5 ноября 1862 г. Его жена Н.В.Репина скончалась в этом же доме пять лет спустя.

В 1887 году следующими хозяевами дом был существенно перестроен. Архитектор И.Н.Елагин снес антресоли, с правой стороны сделал каменную пристройку со световым фонарем над коридором. Возвел слева небольшую каменную пристройку, со входом в дом со стороны Хлебного переулка. В начале XX века архитекторы А.Н.Зелигсон и В.А.Мазырин сделали вместо ампирного портика посередине особняка эркер с большими окнами, увенчанный полукруглым фронтоном с картушем, на котором был изображен герб нового владельца. Внизу эркера - большая львиная маска. Тогда же появилась новая чугунная решетка ограды.

В 1935—1941 годах в доме была резиденция военного атташе Германии генерал-майора Эрнста Кестринга. Российские спецслужбы (НКВД) за несколько месяцев до войны установили в его резиденции подслушивающие устройства. С 1944 г. в здании располагается посольство Исландии в России.

В 2011 году в здании начались реставрационные работы. В 2013 году посольство вернулось в обновленный особняк.

В процессе реставрации возникла задача – максимально сохранить существующие деревянные конструкции старого ядра дома, свести к минимуму количество заменяемых элементов или венцов сруба.

В результате расчисток было найдено исторически достоверное колористическое выполнение окраски фасада, соответствующее началу XX века.

В ходе интерьерных работ также была восстановлена историческая планировка. Демонтированы позднейшие перегородки в подвале и на первом этаже. Отреставрирован камин в кабинете, облицованный крупными муравлены ми (покрытыми прозрачной глазурью) изразцами темноболотного цвета. В парадной спальне по архивным документам 1887 года воссозданы две утраченные колонны. На их расположение указали сохранившиеся пилястры.

В интерьерах дома сохранились все старые филенчатые двери и многие окна, частично с приборами. Окна зимнего сада с изящными калевками, характерными для классицизма, отличаются тонкостью столярной работы. Все они также были отреставрированы. В парадных помещениях восстановлены потолочные профилированные карнизы и розетки.

Кроме того, выполнена реставрация покраски, искусственного мрамора и наборных полов с контурными фризами сохранившегося паркета. Паркет советского времени был заменен новым, выполненным по историческим аналогам.

Дом А.Н.Верстовского в 2013 году стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация 2013" в номинации: "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Церковь Иоанна Богослова, 1652-1665 гг.

Церковь Иоанна Богослова, 1652-1665 гг.

Богословский пер., д. 4, стр. 2

Церковь Иоанна Богослова – памятник архитектуры. Образец храма-ансамбля, сочетающего объемы середины XVII, конца XVII и середины XVIII в. Сохраняет роль организованного центра и архитектурной доминанты квартала. Участвует в панораме Тверского бульвара.

3.3
Дома
Жилой дом для служащих Московской конторы Государственного банка

Жилой дом для служащих Московской конторы Государственного банка

Никитский бульвар, д.12

Портик этого дома поражает своими размерами.

3.27
Дома
Городская усадьба Е.И.Васильчиковой - С.А.Оболенского - Н.Ф. фон Мекк

Городская усадьба Е.И.Васильчиковой - С.А.Оболенского - Н.Ф. фон Мекк

Гоголевский бульв., д. 14, стр. 1

У этого дома не только три владельца в названии, но и история более чем богатая!

3.35
Дома
Дом - музей В.И. Даля

Дом - музей В.И. Даля

ул. Большая Грузинская, д.4/6

Деревянный особняк с очень интересной историей, связан с жизнью и творчеством В.И. Даля

(Нет голосов)
Территории
Кудринская площадь

Кудринская площадь

В XIV в. здесь располагалось село Кудрино и двор героя Куликовской битвы – князя Владимира Андреевича Храброго.

(Нет голосов)
Дома
Дом Наркомфина

Дом Наркомфина

Новинский бульвар, д. 25, к.1

Дом является памятником архитектуры конструктивизма.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Е.М. Алексеевой

Городская усадьба Е.М. Алексеевой

Гоголевский бул., д. 16

Это проект Дмитрия Николаевича Чичагова, непревзойденного мастера эклектики.

3.45
Музеи
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) – музейно-выставочная, информационно-образовательная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства и включает реализацию программ и проектов в области аудиовизуального искусства и дизайна в стране и за рубежом. Приказ «О создании Государственного центра современного искусства» был издан 11 августа 1992 года Министерством культуры Российской Федерации, а 16 августа 1994 года ГЦСИ был учрежден и начал свою деятельность. В 1990-е годы ГЦСИ сыграл заметную роль в реорганизации социокультурной жизни России. В момент, когда современное искусство в нашей стране только обретало условия для своего нормального существования и развития, центр стал важной и жизненно необходимой структурой, которая консолидировала деятельность мастеров contemporary art, стимулировала их творческую активность. Деятельность ГЦСИ была важна как для Москвы, где тогда базировался Центр, так и для множества регионов страны, где благодаря инициативе и усилиям ГЦСИ осуществлялись художественные проекты современного искусства, что вело к активизации процессов его развития на местах. Сегодня, когда усилия предшествующих лет начинают приносить свои результаты и плоды, Государственный центр современного искусства продолжает активную деятельность, направленную на развитие и популяризацию отечественного современного искусства, его интеграцию в мировой художественный контекст. В настоящее время ГЦСИ – сетевая организация, филиалы которой открыты в крупнейших культурных центрах нашей страны: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Калининграде, Владикавказе и Томске. Все они самостоятельно разрабатывают и реализуют свои творческие программы. ГЦСИ (Москва) осуществляет координацию их деятельности.

(Нет голосов)
Дома
Здание Нижегородско-Самарского Земельного банка

Здание Нижегородско-Самарского Земельного банка

Тверской б-р, д 12

Сейчас сложно найти границу между 12 и 10 домом, а в начале XIX века это были два разных владения.

3.44
Дома
Усадьба Луниных

Усадьба Луниных

Никитский бульвар, д. 12, стр. 3

Выдающийся образец русского московского ампира, спроектированный великим архитектором Доменико Жилярди.

3.66
Дома
Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Станция метро "Смоленская" (филевской линии)

Смоленская площадь, д. 13/21

Одна из двух пар станций с одинаковыми названиями, не соединенными переходами.

3.55