Дом Верстовского

-
-
Дом А.Н.Верстовского. Современный вид.
-
Фрагмент фасада дома после реставрации, 2013 г.
-
Элемент декора дома А.Н.Верстовского до реставрации, 2011 г.
-
Фрагмент интерьера до реставрации, 2011 г.
-
Элемент декора дома А.Н.Верстовского до реставрации, 2011 г.
-
Посольство Исландии в Хлебном переулке, 2013 г.
-
Посольство Исландии в Хлебном переулке, 2013 г.
-
Посольство Исландии в Хлебном переулке, 2013 г.
-
Фрагмент фасада дома 28 в Хлебном пер., 2013 г.
-
Посольство Исландии в Хлебном переулке, 2013 г.
-
Хлебный переулок, слева - посольство Исландии, 1985 г.
-
Хлебный переулок, справа - посольство Исландии, 1985 г.
-
Хлебный переулок, дом 28, 1980-е гг.
-
-
Дом А.Н.Верстовского, 1815 г.
-
Дом Верстовского
Особняк № 28 по Хлебному переулку был построен в 1815 году, когда Москва усиленно восстанавливалась после пожара 1812 года. Он имел ампирный декор и невысокий портик с колоннами. Прославился в московской истории тем, что в 1860 году его приобрел вышедший в отставку с государственной службы в Императорских театрах известный композитор Алексей Николаевич Верстовский (1799 —1862). Автор "Аскольдовой могилы" был ярким композитором романтической оперы, музыкального театра. В 1823 году он приехал в Москву по приглашению московского генерал-губернатора князя Д.Голицына и 35 лет прослужил в московской театральной конторе, заведуя и репертуарной, и всей организационно-хозяйственной частью, фактически возглавляя единую в то время оперно-драматическую труппу Большого и Малого театров. И не случайно длительный период его служения театру современники называли "эпохой Верстовского". Занимаясь административной работой, он всегда творил.
Алексей Николаевич Верстовский - автор 6 опер и самых известных русских романсов, баллад и застольных песен. В 1828 году в Большом театре он познакомился с выдающейся русской артисткой Надеждой Репиной. Она с равным успехом выступала в драмах и операх, водевилях и комедиях. Была не только певицей с уникальным голосом широчайшего диапазона, но и замечательной драматической актрисой. Каждое ее появление на сцене становилось событием. Зрители обожали ее. И тем не менее, в 32 года она ушла со сцены, чтобы стать женой А.Н.Верстовского. Большую часть своей совместной жизни они прожили в Большом Афанасьевском переулке, в доме № 16/24, а в 1860 г. купили этот дом по Хлебному переулку. В нем после недолгой болезни Алексей Верстовский и скончался 5 ноября 1862 г. Его жена Н.В.Репина скончалась в этом же доме пять лет спустя.
В 1887 году следующими хозяевами дом был существенно перестроен. Архитектор И.Н.Елагин снес антресоли, с правой стороны сделал каменную пристройку со световым фонарем над коридором. Возвел слева небольшую каменную пристройку, со входом в дом со стороны Хлебного переулка. В начале XX века архитекторы А.Н.Зелигсон и В.А.Мазырин сделали вместо ампирного портика посередине особняка эркер с большими окнами, увенчанный полукруглым фронтоном с картушем, на котором был изображен герб нового владельца. Внизу эркера - большая львиная маска. Тогда же появилась новая чугунная решетка ограды.
В 1935—1941 годах в доме была резиденция военного атташе Германии генерал-майора Эрнста Кестринга. Российские спецслужбы (НКВД) за несколько месяцев до войны установили в его резиденции подслушивающие устройства. С 1944 г. в здании располагается посольство Исландии в России.
В 2011 году в здании начались реставрационные работы. В 2013 году посольство вернулось в обновленный особняк.
В процессе реставрации возникла задача – максимально сохранить существующие деревянные конструкции старого ядра дома, свести к минимуму количество заменяемых элементов или венцов сруба.
В результате расчисток было найдено исторически достоверное колористическое выполнение окраски фасада, соответствующее началу XX века.
В ходе интерьерных работ также была восстановлена историческая планировка. Демонтированы позднейшие перегородки в подвале и на первом этаже. Отреставрирован камин в кабинете, облицованный крупными муравлены ми (покрытыми прозрачной глазурью) изразцами темноболотного цвета. В парадной спальне по архивным документам 1887 года воссозданы две утраченные колонны. На их расположение указали сохранившиеся пилястры.
В интерьерах дома сохранились все старые филенчатые двери и многие окна, частично с приборами. Окна зимнего сада с изящными калевками, характерными для классицизма, отличаются тонкостью столярной работы. Все они также были отреставрированы. В парадных помещениях восстановлены потолочные профилированные карнизы и розетки.
Кроме того, выполнена реставрация покраски, искусственного мрамора и наборных полов с контурными фризами сохранившегося паркета. Паркет советского времени был заменен новым, выполненным по историческим аналогам.
Дом А.Н.Верстовского в 2013 году стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация 2013" в номинации: "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".