





Замоскворечье – старинный уголок Москвы, известный своими особняками, храмами и особенной атмосферой, царящей только здесь и нигде больше. Сегодня мы предлагаем вам пройтись вдоль его сердца – Пятницкой, одной из немногих улиц в Москве, не менявших своего названия в советское время, и осмотреть 10 объектов культурного наследия. Вы сможете посетить бесплатную экскурсию по уникальному памятнику архитектуры начала XX века, в котором сошелся творческий гений сразу нескольких признанных мастеров того времени, Марфо-Мариинскую обитель, поучаствовать в мастер-классе по столовому этикету и застольной утвари в городской усадьбе Великолеповых, в которой сейчас располагается Департамент культурного наследия города Москвы, оценить образы XIX и XX веков, составляющие значимую часть облика Замоскворечья. По пути, конечно же, побаловать себя во многочисленных кафе и ресторанчиках. И в завершение маршрута выйти на Серпуховскую площадь, просторную и особенно уютную в теплые майские дни!

Марфо-Мариинская обитель милосердия основана Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной после трагической гибели ее супруга – Великого князя Сергея Александровича Романова, генерал-губернатора столицы. Первый храм обители во имя свв. Марфы и Марии был освящен в 1909 году. Обитель по замыслу ее основательницы призвана оказывать комплексную духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, лечении, воспитании. Здесь были открыты: больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавали бесплатно, приют, бесплатная столовая и другие учреждения.
Центром Марфо-Мариинской обители стал Покровский собор, строившийся в 1908–1912 годах по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева. Это уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве или «русского церковного модерна». В строительстве и декорировании обители участвовало много великий деятелей искусства.
В рамках "Выходного с наследием" у вас есть возможность посетить экскурсии по обители и мемориальному музею Великой княгини!
Экскурсии проводятся по предварительной записи в 11:30, 14:30, 16:00. Регистрация по ссылке: https://um.mos.ru/excursions/marfo-mariinskaya-obitel/

В глубине владения стоит деревянный дом, построенный в 1822 году. Он знаменит тем, что 12 апреля 1823 года здесь в семье чиновника-юриста родился известный писатель и драматург Александр Островский. В этом доме он прожил до 1826 года. В советское время в здании сначала располагались коммунальные квартиры. В 1984 году в доме открылся Музей А.Н.Островского. В настоящее время проводится реставрация музея.
Внешний осмотр
Эта, казалось бы, аристократическая усадьба на самом деле большую часть времени принадлежала разным купеческим семьям. Дом пережил пожар 1812 года и перестраивался много раз.
Белокаменные львы, ныне "прописанные" во дворе около входа в здание, когда-то находились на воротах Дома Анны Монс на улице Бауманская. В настоящее время в здании размещен Департамент культурного наследия города Москвы.
В рамках "Выходного с наследием" в усадьбе вы можете принять участие в увлекательном мероприятии посвященном столовой утвари и застольным традициям прошлого!
Мастер-класс проводится по предварительной записи в 11:00 и 13:00. Регистрация по ссылке: https://um.mos.ru/excursions/stolovye-pribory-i-zastolnye-tradicii-proshlogo/

Здание музея в настоящее время является основной частью исторической территории городской усадьбы XIX века, сохранившей главные элементы застройки: главный дом и фрагмент ворот. В 1891 г. по заказу потомственной почетной гражданки Москвы Евдокии Иосифовны Ленивовой (ее инициалы можно видеть на аттике) началось переустройство владения. По проекту архитектора А.С. Васильева главный дом усадьбы был объединен с восточным флигелем, получил второй этаж и нарядный лепной декор в прежних формах классицизирующей эклектики.
Внешний осмотр

Самый высокий дом Пятницкой улицы десятиэтажный дом № 59 – классика сталинского стиля – построенный в 1938 году для завода «Геодезия» по проекту архитектора К.Н. Афанасьева.
В оформлении фасадов здания чувствуются мотивы итальянского Ренессанса: лоджии с парными проёмами на боковых крыльях и арками-порталами в нижней части, расчленение плоскости стен в средней части дома горизонтальными тягами красивого профиля. Интересно решение нижнего этажа центральной части четырьмя застеклёнными эркерами. Крылья здания слегка развёрнуты по отношению к центральному девятиэтажному объему, что повторяет изгиб улицы.
Внешний осмотр

Усадьба фон Рекк – один из лучших образцов эклектики конца XIX века, потрясает своим богатым декором и связана со множеством городских легенд. Изначально на месте роскошного особняка стоял деревянный дом, который сгорел в пожаре 1812 года. После этого участок долгое время пустовал, пока в 1836 году его не выкупила титулярная советница Ирина Маркова. Каменный особняк начали возводить лишь в 1896 году, а закончил строительство уже другой владелец – Яков фон Рекк, русский банкир и предприниматель, основатель одной из крупнейших российских домостроительных фирм.
Считается, что план этого здания разработал знаменитый московский архитектор Сергей Шервуд. Однако в ходе последней реставрации выяснилось, что построенное здание не вполне соответствует чертежам Шервуда, и вполне возможно, что в строительстве дома участвовали и другие архитекторы. Но богатое оформление особняка придумал Шервуд. Он же дополнил облик дома фигурами лежащих львов. Они установлены по бокам парадного портика: правый лев бодрствует, а левый спит.
В народе усадьбу фон Рекк называют не иначе как «Дом со львами». Масштабная реставрация усадьбы проводилась с 2016 по 2017 год.
Внешний осмотр

Здание типографии Сытина– типичный пример производственной архитектуры начала XX века. Типография самого известного из дореволюционных российских издателей Ивана Сытина была построена в 1903 году по проекту архитектора А.Э.Эрихсона при участии инженера В.Г.Шухова. Здесь печатали буквально каждую четвертую книгу в Москве. В историческом здании бывали Л.Толстой, М.Горький, В.Маяковский, С.Есенин (который, кстати, работал некоторое время у Сытина корректором). В настоящее время идет переосмысление возможностей развития концепции этого объекта. Провидится реставрация фасадов.
Внешний осмотр

После проведенных ремонтно-реставрационных работ доходные дома, формирующие архитектурный ансамбль Серпуховской площади, образованной в XVIII веке, приспособили для административных нужд и размещения музейной экспозиции Государственного академического Малого театра России.
Сейчас во многих небольших доходных домах расположились уютные кафе и рестораны.

Вторым университетом всегда называли Малый театр. И он никогда не изменял этому высокому званию. Хочется верить, что его актеры и зрители всегда будут верны заветам классического театрального искусства.

Станция «Добрынинская» открылась 1 января 1950 г. Труд советского народа – основная тема декоративного оформления станционного зала. В нишах пилонов со стороны центрального зала находятся 12 барельефов скульптора Е.А.Янсон-Манизер. Арку тупиковой стены украшает мозаика «Утро космической эры» (художник С.А.Павловский).