ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом М.А.Александрова

Старопанский пер., д. 7/6
3.44
Торгово-офисный комплекс эпохи модерна с чертами функционализма знаменит ко всему прочему ростовщиком Карташевым.
  • Доходный дом М.А.Александрова
+ -

Здание делового двора петербургского купца М.А. Александрова построено в 1898-1899 гг. архитектором А.В. Ивановым на углу Старопанского и Большого Черкасского переулка. Один из самых удачных в Москве образцов строгого делового здания и одно из самых ранних применений приемов функционализма для торгово-офисных помещений. Каркасная структура фасада позволила сделать большие окна, чья монументальность контрастирует с мелким ажурным литьем французских балконов внизу каждого окна. Что украшает довольно скучный и сухой фасад. Благородный и скромный облик здания выгодно отличают его от работы того же времени Ф. О. Шехтеля рядом для ТД «Аршинов и К».

Этот участок в Китай-Городе довольно рано отошел купцам. В начале XVIII века им владела купеческая семья Акишевых. Внучка первого владельца Дмитрия Дмитриевича Акишева, Авдотья Андреевна, в 1731 г. вышла замуж за Я. Ф. Мировича, который за самовольную отлучку с военной службы был сурово наказан - послан в Сибирь для дальнейшего ее прохождения. Там у них в 1740 г. родился сын Василий. Именно он известен в русской истории как организатор неудавшегося переворота в пользу Иоанна VI Антоновича. Мирович был казнен в Шлиссельбургской крепости 5 июля 1764 г.

В XIX в. у Акишевых это владение купили купец Н.Е. Карташев. Под этой фамилией подворье и вошло в историю. В московских легендах отражен последний Карташев - Григорий Николаевич. Про него говорили – «жаден как Карташев». Он занимался ростовщичеством, давал только крупные заемы под очень большие проценты. Расписок не брал, но в суд не ходил и бывало его обманывали. В подворье был трактир Пономарева. Во втором зале этого трактира за отдельным столиком под лампадой днями сидел Карташев – старый ободранный, давно не мывшийся, старик. Тут к нему приходили посетители - вполне приличные люди. Квартира его была рядом с трактиром, в ней он жил один, спал на голой лежанке, подложив что-нибудь из платья под голову. Вставал в 10 утра и аккурат в 11 часов шел в трактир. Ел бесплатно вчерашние щи и кашу. Платил только за самый дешевый чай. Заемщики сюда приходили и спрашивали то же самое, а если заемщик что подороже себе заказывал, то ему был отказ в заеме.

Когда он умер – то деньги в его квартире находили везде, в сундуках подвалов вместе с огрызками сахара. Главное хранилище было в печи, к которой было прилажено что-то типа гильотины, заберется вор – его пополам разрубит. Были просроченные векселя и купоны, съеденные меха, свертки с империалами. Всего насчитали 30 млн. рублей. Наследовала ему его сестра, сама знаменитая московская домовладелица - Клавдия Николаевна Обидина, которая была замужем за стариком Обидиным, тоже миллионером.

В 1897 году владение у Обидиной купил петербургский купец Михаил Александров.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Доходный дом Колчиной

Доходный дом Колчиной

Славянская пл., д. 4, стр. 2

Дом строил невероятно востребованный в начале ХХ века архитектор Н.И. Жерихов.

Рейтинг: 3.25
Дома
Дом Юшкова

Дом Юшкова

Ул. Мясницкая, д. 21, стр. 1

Предание о связи этого дома с масонами нашло отражение в романе в стихах Пастернака «Спекторский»: «Когда-то дом был ложею масонской/ Лет сто назад он отошел в казну».

3.51
Музеи
Церковь Ризположения

Церковь Ризположения

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой. Основанный в XV столетии храм был назван в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы. В течение несколько веков он входил в комплекс митрополичьего двора и служил домовым храмом митрополитов и патриархов русских.

Иконостас и настенная живопись небольшого уютного храма составляют единый художественный ансамбль. На галерее храма размещена постоянная выставка русской деревянной скульптуры. Памятников этого вида искусства сохранилось немного, и каждый из них представляет большой интерес и ценность.

(Нет голосов)
Дома
Воспитательный дом

Воспитательный дом

Китайгородский пр., дом 9, стр. 1

Массивное классицистическое здание, замыкающее Москворецкую набережную - Воспитательный дом. Его парадный фасад увенчан бельведером со шпилем, живописно рисующимся как с Москворецкого, так и с Яузского моста. В сентябре 1812 года оставшийся в Москве для сбережения здания И. А. Тутолмин добился у Наполеона караула из 12 солдат с офицером. В здании были размещены раненые. Во внутреннем дворе было погребено около 2500 умерших здесь французов.

3.68
Территории
Мясницкая улица

Мясницкая улица

Современная Мясницкая начинается от Лубянской площади и заканчивается, упираясь в Садовое кольцо. До 1780-х гг. в районе бульварного кольца улица делилась надвое Мясницкими воротами стен Белого города. За воротами с внешней стороны кольца находились мясные лавки, здесь же мясники забивали скот и разделывали туши.

(Нет голосов)
Территории
Улица Солянка

Улица Солянка

Солянка – часть древнего тракта на Коломну и Рязань.

(Нет голосов)
Музеи
Патриарший дворец

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Соборная площадь

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой.

3.3
Музеи
Музей военной формы одежды

Музей военной формы одежды

В феврале 2017 года в здании усадьбы Тургеневых-Боткиных открылся новый музей Российского военно-исторического общества – Музей военной формы одежды. Первая выставка «Спасённые реликвии» знакомит посетителей с отдельными образцами русской военной формы XVIII–XIX столетий.

Выставка стала мемориальной – это память о погибших в районе Сочи 25 декабря 2016 года, об Антоне Николаевиче Губанкове – директоре Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации. Он поддержал идею передачи предметов из запасников музея Минобороны Российскому военно-историческому обществу для их реставрации и экспонирования в стенах Музея военной формы одежды РВИО. Среди них настоящие реликвии – бесценные предметы военного обмундирования из Императорского интендантского музея. В него поступали предметы военной форменной одежды не только российской армии, но и иностранных.

Жизнь музея прекратилась после событий 1917 года: экспонаты уложили в ящики и отправили на хранение в Петропавловскую крепость. В 1932 году начались скитания бесценной коллекции: часть была передана артиллерийскому историческому музею, часть отправилась в костюмерные театров.

Реставрация бесценной коллекции началась в 2016 году, при непосредственном участии РВИО. Спустя год после начала реставрационных работ, через сто лет забвения посетители могут увидеть удивительные экспонаты. Все предметы рассказывают о подвиге воинов, которые носили эту форму и гордились ею.

Музей военной формы одежды закрыт на реэкспозицию.

(Нет голосов)
Дома
Грановитая палата

Грановитая палата

Соборная площадь

Название палаты произошло от архитектурного решения главного восточного фасада, выходящего на Соборную площадь. Он облицован белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани.

3.3
Территории
Улица Охотный ряд

Улица Охотный ряд

Местность эта известна также тем, что тут всегда находились торговые ряды.

(Нет голосов)