ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом Московского товарищества ссуды под заклад

Ул. Большая Дмитровка, д. 22
5
Богатейшая история участка, на котором стоит один из самых, пожалуй, красивых доходных домов Большой Дмитровки, начинается с 1744 года.
  • Доходный дом Московского товарищества ссуды под заклад
+ -

В 1744 году этими землями владел князь Владимир Петрович Долгоруков. Будучи при Елизавете Петровне губернатором Рижским и Ревельским, он, даже оставив пост, предпочел Ригу Москве. А усадьба вместе со всеми строениями в 1761 году перешла к сыну – Василию Владимировичу, который, видимо, следуя сложившейся семейной привычке, тоже в ней не проживал. С 1776 года владелицей стала дочь Долгорукова Прасковья Владимировна Мелиссино. Муж ее был человеком весьма известным, учился вместе с Сумароковым, был директором Московского университета, а позже опекуном Московского Воспитательного дома. Семья Мелиссино была крайне дружна (а может и состояла в родстве) с М.А. Пушкиным, участвовавшим в небезызвестном дворцовом перевороте 1762 года, благодаря которому Екатерина II взошла на престол. Поэтому, когда в 1772 году Михаил Алексеевич, в связи с обвинением в печати фальшивых денег, был лишен дворянства и сослан в Сибирь, Прасковья Владимировна взяла на воспитание его малолетнего сына Алексея. Вероятно, его очень любили, потому что в дальнейшем владельцем усадьбы Мелиссино на Большой Дмитровке становится именно он. Поэт, переводчик, актер, острослов. «И Пушкин, балагур, стихов моих хулитель – Которому Вольтер лишь нравится один», - это именно о нем, а не о его дальнем и куда более известном нам сейчас родственнике. С 1834 года в истории владения появляется еще одна, весьма неординарная, личность. Сантин Петрович Кампиони, орнаментальный скульптор, родившийся в Северной Италии, с отцом переехавший в Санкт-Петербург. Лишившись отца, мальчик в неполные 15 лет становится хозяином мастерской по производству мраморных и бронзовых работ. В 1795-м (в 21 год) Кампиони перебирается в Москву и оборудует мастерскую на Дмитровке. Дом его служил местом собраний иностранных художников, сам он оформлял интерьеры дома московского генерал-губернатора на Тверской улице, церкви при Голицынской и Шереметьевской больницах, дома Благородного собрания, графа Разумовского на Гороховом поле, Шереметева в Останкине, Юсупова в Архангельском и многое другое. Дети Кампиони также стали скульпторами, и мастерская мраморных изделий существовала тут фактически до начала XX века. Все последующие владельцы усадьбы, так или иначе, были связаны с мраморным делом. В 1883 году обширное владение делится на два, Кампиони остаются на землях нынешней Б. Дмитровки, 22, а часть (ныне Б. Дмитровка, 24) отходит О.П. Леве, жене виноторговца Егора Егоровича Леве, чей магазин расположен по соседству в Столешниковом переулке. Ольга Павловна строит новый главный дом (как ни странно существующий до сих пор, но так переделанный в 1930-х и 1980-х годах, что мало кто вообще сможет его разглядеть в пятиэтажном административном корпусе) и, пользуясь случаем, в 1886 году прикупает у детей умершего соседа В.В. Яковлева участок земли, ранее занимаемый садом. В итоге, получается удивительной формы участок, огибающий владение Кампиони и соединяющийся со Столешниковым переулком. Коренные изменения на интересующем нас участке происходят в 1903 году, когда купец Д.И. Кабанов, купивший дом у Кампиони и содержавший здесь заведения по производству мраморных и гранитных памятников, продает владение Московскому товариществу для ссуды под заклад. Товарищество незамедлительно заказывает проект петербургскому архитектору А.В. Иванову. Александр Васильевич Иванов много проектировал в Петербурге и лишь с 1890-х стал работать в Москве. По его проекту построена гостиница «Националь», перестроена «Новомосковская», к 300-летию Дома Романовых он вел работы в Большом Кремлевском и Николаевском дворцах. В 1904 году на Дмитровке вырастает пятиэтажный доходный дом, соответствующий всем требованиям: огромный подвальный этаж под склады магазинов первого этажа, лифты при парадных лестницах, хозяйственный корпус с прачечной и общественным туалетом во дворе, ванные и клозеты в квартирах, водяное отопление. Помимо магазинов на первом этаже размещаются правление, приемная, касса и канцелярия Товарищества, на втором – помещения Товарищества, представительство компании «синематографов Теофиль Пате» и квартиры, на пятом – шляпный магазин. Судя по описи, квартиры были большие - от пяти до десяти комнат. Что интересно, и после революции тут продолжал существовать ломбард, на конец двухтысячных годов сохранялись интерьеры залов ломбарда и многих квартир, а входящие в подъезд могли видеть необычную вывеску про «выдачу верхней одежды, тканей и обуви, принятых в залог» Собственно, ломбард есть здесь и по сей день, о чем можно прочесть на его сайте: «единственный функционирующий и по сей день - ОАО МГКЛ «Мосгорломбард». Датой рождения компании под государственным началом принято считать 5 июля 1924 года, когда постановлением Народного комиссариата финансов РСФСР был учрежден московский городской ломбард. Фото - с сайта pastvu.com

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
МХАТ

МХАТ

Тверской бульвар, д. 22

Здание, задуманное еще в 1930-х, было построено только спустя почти сорок лет

3.44
Дома
«Дом Брюсовых». В 1878-1910-е гг. здесь жил и работал поэт В.Я. Брюсов

«Дом Брюсовых». В 1878-1910-е гг. здесь жил и работал поэт В.Я. Брюсов

Цветной бульвар, д. 22, стр. 1

Двухэтажный каменный домик на середине внешней стороны Цветного бульвара вот уже больше века охраняется именем знаменитого поэта Валерия Брюсова.    Здесь поэт родился в доме деда  Кузьмы Андреевича, родоначальника Брюсовых.

3.48
Дома
Суздальское подворье

Суздальское подворье

Ул. Рождественка, д. 5

Весь квартал между Пушечной улицей и Кузнецким мостом прорезала целая система проходных дворов.

3.27
Дома
Городская усадьба, XVIII-XIX вв. Здесь в 1902-1918 гг. располагалось Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (с 1922 г.)

Городская усадьба, XVIII-XIX вв. Здесь в 1902-1918 гг. располагалось Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (с 1922 г.)

М. Кисловский пер., д. 4, стр. 2

В этой старинной усадьбе все строения вошли в историю. Даже флигеля служили искусству.

(Нет голосов)
Дома
Средние торговые ряды

Средние торговые ряды

Красная пл., дом 5

Средние торговые ряды вместе с Верхними и Нижними были частью ансамбля Красной площади.

3.56
Дома
Жилой дом, XVIII ‒ начало XIX в.

Жилой дом, XVIII ‒ начало XIX в.

М. Кисловский пер., д. 6, стр. 1

Один из самых старых сохранившихся домов в Москве, 1720-х гг., с остатками палат XVII в. Много раз перестраивался. Принадлежал Нелединским - Мелецким, князьям Волконским, Трубецким.

(Нет голосов)
Музеи
Галерея Artstory

Галерея Artstory

Галерея современного искусства Artstory – крупная арт-площадка в самом центре Москвы – была открыта 15.10.2014 г. Необычные выставочные проекты, которые открываются каждые полтора-два месяца, включают новые произведения художников, а также работы из коллекции галереи, крупных музейных и частных собраний. Для основателей галереи – Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма – важны как роль истории в творчестве авторов, так и роль художников в создании самой истории. А ещё здесь рассказывают самые разные «истории». В экспозиции галереи можно увидеть произведения российских и зарубежных авторов, работающих в различных направлениях, техниках и жанрах, художников разных эпох и судеб. Галерея проводит как крупные групповые экспозиции современного искусства, так и персональные выставки художников. Насыщенную выставочную программу сопровождают образовательные мероприятия: лекции, мастер-классы и занятия для детей, творческие встречи, кинолектории. Галерея включает четыре выставочных зала и арт-резиденцию. В коллекции Artstory находятся произведения различных авторов, включая таких как: Михаил Шварцман, Николай Ситников, Анатолий Зверев, Леонид Пурыгин, Оскар Рабин, Олег Целков, Моисей Фейгин, Наталья Нестерова, а также работы многих других художников, отражающих определённую и уникальную грань такого сложного явления, как «русский авангард». Коллекция Artstory – пример того, как из подчас диаметрально противоположных по стилям и направлениям произведений можно сформировать основу для живого, актуального, энергичного собрания, способного развиваться дo статуса музейной коллекции.

(Нет голосов)
Дома
Чижовское подворье

Чижовское подворье

Никольская ул., д. 8

Комплекс трехэтажных зданий, получивший наименование «Чижовского подворья», стал самым крупным деловым кварталом в Китай‑городе

3.56
Территории
Кузнецкий мост

Кузнецкий мост

Мост, между прочим, никуда не делся.

(Нет голосов)
Дома
Особняк В.И. Якунчикова

Особняк В.И. Якунчикова

Средний Кисловский пер., д. 7/10

В этом доме выросла художница Мария Якунчикова-Вебер. Ее сестра Наталья стала женой В. Поленова.

3.45
Дома
Дом «Первый шаг»

Дом «Первый шаг»

Тверской бул., д.20, стр.4

Кирпичный жилой дом в стиле «авангард» для работников просвещения.

3.27