ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом Московского товарищества ссуды под заклад

Ул. Большая Дмитровка, д. 22
5
Богатейшая история участка, на котором стоит один из самых, пожалуй, красивых доходных домов Большой Дмитровки, начинается с 1744 года.
  • Доходный дом Московского товарищества ссуды под заклад
+ -

В 1744 году этими землями владел князь Владимир Петрович Долгоруков. Будучи при Елизавете Петровне губернатором Рижским и Ревельским, он, даже оставив пост, предпочел Ригу Москве. А усадьба вместе со всеми строениями в 1761 году перешла к сыну – Василию Владимировичу, который, видимо, следуя сложившейся семейной привычке, тоже в ней не проживал. С 1776 года владелицей стала дочь Долгорукова Прасковья Владимировна Мелиссино. Муж ее был человеком весьма известным, учился вместе с Сумароковым, был директором Московского университета, а позже опекуном Московского Воспитательного дома. Семья Мелиссино была крайне дружна (а может и состояла в родстве) с М.А. Пушкиным, участвовавшим в небезызвестном дворцовом перевороте 1762 года, благодаря которому Екатерина II взошла на престол. Поэтому, когда в 1772 году Михаил Алексеевич, в связи с обвинением в печати фальшивых денег, был лишен дворянства и сослан в Сибирь, Прасковья Владимировна взяла на воспитание его малолетнего сына Алексея. Вероятно, его очень любили, потому что в дальнейшем владельцем усадьбы Мелиссино на Большой Дмитровке становится именно он. Поэт, переводчик, актер, острослов. «И Пушкин, балагур, стихов моих хулитель – Которому Вольтер лишь нравится один», - это именно о нем, а не о его дальнем и куда более известном нам сейчас родственнике. С 1834 года в истории владения появляется еще одна, весьма неординарная, личность. Сантин Петрович Кампиони, орнаментальный скульптор, родившийся в Северной Италии, с отцом переехавший в Санкт-Петербург. Лишившись отца, мальчик в неполные 15 лет становится хозяином мастерской по производству мраморных и бронзовых работ. В 1795-м (в 21 год) Кампиони перебирается в Москву и оборудует мастерскую на Дмитровке. Дом его служил местом собраний иностранных художников, сам он оформлял интерьеры дома московского генерал-губернатора на Тверской улице, церкви при Голицынской и Шереметьевской больницах, дома Благородного собрания, графа Разумовского на Гороховом поле, Шереметева в Останкине, Юсупова в Архангельском и многое другое. Дети Кампиони также стали скульпторами, и мастерская мраморных изделий существовала тут фактически до начала XX века. Все последующие владельцы усадьбы, так или иначе, были связаны с мраморным делом. В 1883 году обширное владение делится на два, Кампиони остаются на землях нынешней Б. Дмитровки, 22, а часть (ныне Б. Дмитровка, 24) отходит О.П. Леве, жене виноторговца Егора Егоровича Леве, чей магазин расположен по соседству в Столешниковом переулке. Ольга Павловна строит новый главный дом (как ни странно существующий до сих пор, но так переделанный в 1930-х и 1980-х годах, что мало кто вообще сможет его разглядеть в пятиэтажном административном корпусе) и, пользуясь случаем, в 1886 году прикупает у детей умершего соседа В.В. Яковлева участок земли, ранее занимаемый садом. В итоге, получается удивительной формы участок, огибающий владение Кампиони и соединяющийся со Столешниковым переулком. Коренные изменения на интересующем нас участке происходят в 1903 году, когда купец Д.И. Кабанов, купивший дом у Кампиони и содержавший здесь заведения по производству мраморных и гранитных памятников, продает владение Московскому товариществу для ссуды под заклад. Товарищество незамедлительно заказывает проект петербургскому архитектору А.В. Иванову. Александр Васильевич Иванов много проектировал в Петербурге и лишь с 1890-х стал работать в Москве. По его проекту построена гостиница «Националь», перестроена «Новомосковская», к 300-летию Дома Романовых он вел работы в Большом Кремлевском и Николаевском дворцах. В 1904 году на Дмитровке вырастает пятиэтажный доходный дом, соответствующий всем требованиям: огромный подвальный этаж под склады магазинов первого этажа, лифты при парадных лестницах, хозяйственный корпус с прачечной и общественным туалетом во дворе, ванные и клозеты в квартирах, водяное отопление. Помимо магазинов на первом этаже размещаются правление, приемная, касса и канцелярия Товарищества, на втором – помещения Товарищества, представительство компании «синематографов Теофиль Пате» и квартиры, на пятом – шляпный магазин. Судя по описи, квартиры были большие - от пяти до десяти комнат. Что интересно, и после революции тут продолжал существовать ломбард, на конец двухтысячных годов сохранялись интерьеры залов ломбарда и многих квартир, а входящие в подъезд могли видеть необычную вывеску про «выдачу верхней одежды, тканей и обуви, принятых в залог» Собственно, ломбард есть здесь и по сей день, о чем можно прочесть на его сайте: «единственный функционирующий и по сей день - ОАО МГКЛ «Мосгорломбард». Датой рождения компании под государственным началом принято считать 5 июля 1924 года, когда постановлением Народного комиссариата финансов РСФСР был учрежден московский городской ломбард. Фото - с сайта pastvu.com

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Городская усадьба, XVIII-XIX вв. Здесь в 1902-1918 гг. располагалось Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (с 1922 г.)

Городская усадьба, XVIII-XIX вв. Здесь в 1902-1918 гг. располагалось Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (с 1922 г.)

М. Кисловский пер., д. 4, стр. 2

В этой старинной усадьбе все строения вошли в историю. Даже флигеля служили искусству.

(Нет голосов)
Дома
МХАТ

МХАТ

Тверской бульвар, д. 22

Здание, задуманное еще в 1930-х, было построено только спустя почти сорок лет

3.44
Музеи
Галерея Artstory

Галерея Artstory

Галерея современного искусства Artstory – крупная арт-площадка в самом центре Москвы – была открыта 15.10.2014 г. Необычные выставочные проекты, которые открываются каждые полтора-два месяца, включают новые произведения художников, а также работы из коллекции галереи, крупных музейных и частных собраний. Для основателей галереи – Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма важны как роль истории в творчестве авторов, так и роль художников в создании самой истории. А ещё здесь рассказывают самые разные «истории».

В экспозиции галереи можно увидеть произведения российских и зарубежных авторов, работающих в различных направлениях, техниках и жанрах, художников разных эпох и судеб. Галерея проводит как крупные групповые экспозиции современного искусства, так и персональные выставки художников. Насыщенную выставочную программу сопровождают образовательные мероприятия: лекции, мастер-классы и занятия для детей, творческие встречи, кинолектории. Галерея включает четыре выставочных зала и арт-резиденцию.

В коллекции Artstory находятся произведения различных авторов, включая таких как: Михаил Шварцман, Николай Ситников, Анатолий Зверев, Леонид Пурыгин, Оскар Рабин, Олег Целков, Моисей Фейгин, Наталья Нестерова, а также работы многих других художников, отражающих определённую и уникальную грань такого сложного явления, как «русский авангард».

Коллекция Artstory – пример того, как из подчас диаметрально противоположных по стилям и направлениям произведений можно сформировать основу для живого, актуального, энергичного собрания, способного развиваться дo статуса музейной коллекции.

(Нет голосов)
Дома
Никольская улица

Никольская улица

Неслучайно эту улицу называли улицей Просвещения.

3.44
Территории
Кузнецкий мост

Кузнецкий мост

Мост, между прочим, никуда не делся.

(Нет голосов)
Дома
«Дом Брюсовых». В 1878-1910-е гг. здесь жил и работал поэт В.Я. Брюсов

«Дом Брюсовых». В 1878-1910-е гг. здесь жил и работал поэт В.Я. Брюсов

Цветной бульвар, д. 22, стр. 1

Двухэтажный каменный домик на середине внешней стороны Цветного бульвара вот уже больше века охраняется именем знаменитого поэта Валерия Брюсова.    Здесь поэт родился в доме деда  Кузьмы Андреевича, родоначальника Брюсовых.

3.35
Дома
Средние торговые ряды

Средние торговые ряды

Красная пл., дом 5

Средние торговые ряды вместе с Верхними и Нижними были частью ансамбля Красной площади.

3.56
Дома
Жилой дом, XVIII ‒ начало XIX в.

Жилой дом, XVIII ‒ начало XIX в.

М. Кисловский пер., д. 6, стр. 1

Один из самых старых сохранившихся домов в Москве, 1720-х гг., с остатками палат XVII в., много раз перестраивался. Принадлежал Нелединским-Мелецким, князьям Волконским, Трубецким.

(Нет голосов)
Дома
Особняк В.И. Якунчикова

Особняк В.И. Якунчикова

Средний Кисловский пер., д. 7/10

В этом доме выросла художница Мария Якунчикова-Вебер. Ее сестра Наталья стала женой В. Поленова.

3.33
Дома
Чижовское подворье

Чижовское подворье

Никольская ул., д. 8

Комплекс трехэтажных зданий, получивший наименование «Чижовского подворья», стал самым крупным деловым кварталом в Китай‑городе

3.56
Дома
Дом «Первый шаг»

Дом «Первый шаг»

Тверской бул., д.20, стр.4

Кирпичный жилой дом в стиле «авангард» для работников просвещения.

3
Дома
Суздальское подворье

Суздальское подворье

Ул. Рождественка, д. 5

Весь квартал между Пушечной улицей и Кузнецким мостом прорезала целая система проходных дворов.

3.27