ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Воскресенские (Иверские) ворота

Проезд Воскресенские ворота, 1а
3.3
«Ма fa veri miracoli, signore, in queste paese tutti i miracoli sono very» («Но она творит подлинные чудеса, синьор, в этой стране все чудеса настоящие»)
+ -

Астольф де Кюстин в своем запрещенном в России, а потому повсеместно в ней читаемом (разумеется, теми, кто знал французский язык) произведении «Россия в 1839 году» поражался: «Над двухпроездными воротами, через которые я вошел в кремль, помещается икона Божией матери, написанная в греческом стиле и почитаемая всеми жителями Москвы.

Я заметил, что все, кто проходит мимо этой иконы - господа и крестьяне, светские дамы, мещане и военные, кланяются ей и многократно осеняют себя крестом».

Трудно поверить, но Тверская улица в действительности начиналась именно отсюда – от Иверской часовни, а не от гостиницы «Националь» и Манежной площади. Во всяком случае, еще столетие назад не было тут ни площади, ни длинного фасада гостиницы «Москва», а стояли самые обычные дома. И числились они как раз по улице Тверской. Так что главная московская дорога отходила именно от примеченной маркизом достопримечательности.

Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города были построены как двухарочные в 1535 -м, а в 1680 году фактически обрели тот вид, что дошел неизменным до 1931 года, когда ворота были снесены. В 1781 году перед воротами поставили часовню (сначала деревянную, а с 1791 года – каменную) для иконы Иверской Божией Матери, сломанную впоследствии вместе с воротами и вместе с ними же восстановленную.

Сама же чудотворная икона была прислана в Москву в 1669 году афонскими монахами. В отсутствии часовни образ сохранялся в церкви Воскресения в Сокольниках.

История иконы следующая. Более тысячи лет тому назад одна женщина взяла икону Богоматери с младенцем и опустила ее в реку. А образ вместо того, чтобы утонуть, неожиданно вынырнул, встал на ребро и поплыл. Плавал целых два века, а после явился монахам афонского монастыря – на этот раз в виде огромного огненного столба. Никто не мог дотронуться до образа, это получилось лишь у самого смиренного монаха. Икону поместили в главный храм, но спустя три дня она, как уверяли свидетели, самостоятельно переместилась из храма на ворота для того, чтобы охранять монахов от всевозможных бед. С тех пор ее стали звать либо «заступница», либо «вратарница».

В семнадцатом столетии с иконы сняли копию и отвезли ее в Москву, где ей и поклонялись боголюбивые горожане. А в преддверии экзаменов у Иверской становилось особенно многолюдно, сюда съезжались гимназисты и студенты. Поставить свечку, да принести красивую белую розу. Считалось, что Иверская заступница все видит и оценит всякое усердие. Говорят, доходило до того, что к ней перед особенно рискованными предприятиями заглядывали воры и бандиты – вроде как икона просто не может отказать кому-то в помощи.

Более других нуждались в помощи иконы тяжелобольные - те, кто никак не мог добраться до часовни и приложиться к чудотворной Иверской. Несправедливость эту быстро устранили. Действительно, ведь если можно было сделать одну копию, то значит теперь можно сделать и другую. Таким образом в Москве возникло несколько Иверских икон. Все - чудотворные. Выстраивать их по ранжиру в смысле подлинности и могущества считалось делом не богоугодным, чуть ли не языческим. Богоматерь-то одна, и поклоняются-то по большому счету, ей, а не куску раскрашенного дерева в дорогих ризах.

Поэтому икону регулярно (чаще ночью, но, случалось, что и днем) вытаскивали из часовни и возили по Москве. А на ее место ставили так называемую "заместительницу".

Икона ездила по городу помпезно - в закрытой карете, украшенной херувимами высокопробного золота, и с факельщиком-вестовым. Прохожие, увидев эту важную процессию, крестились и тревожно перешептывались: "Иверскую везут".

"Поднятие иконы" (так официально назывался этот ритуал) вошел в московский, непонятный жителям иного города, фольклор. "Не миновать - Иверскую поднимать". Так говорили в случае, когда какое-нибудь дело принимало скверный оборот. Впрочем, не всегда икону приглашали по печальным поводам. Она могла приехать в новоселье, на крещение, к свадьбе. Многие же москвичи старались принимать икону вне зависимости от печальных или радостных событий. Например, раз в год.

Интересно, что после революции в середине 1920-х годов ворота и часовню реставрировали, чтобы спустя несколько лет принять решение о ее сносе. Официальная причина – ворота мешают проезду военной техники. В 1929 году разбирается Иверская часовня, и на её месте устанавливается скульптура рабочего, в 1931-м сносят и сами ворота, а в 1936 году проезд через место бывших ворот переименовывают в Исторический.

В 1994—1995 по решению правительства Москвы Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены (автор проекта — архитектор О. И. Журин). В 1993 году Исторический проезд был переименован в Проезд Воскресенские Ворота. После восстановления ворот и часовни в 1995 году проезд Воскресенских ворот снова стал пешеходным, в результате чего возобновленные с 2008 года парады с участием военной техники потеряли возможность въезжать на Красную площадь, как раньше, двумя двойными колоннами, и теперь тяжёлая техника может двигаться по Красной площади уже не в четыре ряда, а только в два.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Территории
Тверская площадь

Тверская площадь

Сегодня эта композиция выглядит логично и по-европейски: напротив мэрии, главного городского органа управления, расположен памятник основателю города. Но так было далеко не всегда, облик площади несколько раз кардинально менялся, а памятники ставились и удалялись в соответствии с идеологическими установками текущего момента

(Нет голосов)
Памятники
Памятник А.И. Хачатуряну

Памятник А.И. Хачатуряну

Брюсов пер., д. 8/10 (у Дома композиторов)

(Нет голосов)
Музеи
Ивановский выставочный зал Российской государственной библиотеки

Ивановский выставочный зал Российской государственной библиотеки

Ивановский зал – новое выставочное пространство Российской государственной библиотеки. Он удивительным образом связывает прошлое и будущее РГБ, напоминая об эре Румянцевского музея и одновременно задавая библиотеке новый вектор развития. В рамках оригинальных выставочных проектов здесь будут экспонироваться сокровища из фондов Российской государственной библиотеки: редкие книги, уникальные рукописи, старинные географические карты, гравюры, изобразительный материал и артефакты. Залы снабжены мультимедиастендами, а на втором этаже есть небольшой читальный зал, где можно полистать и почитать книги, экспонируемые в Ивановском зале.

(Нет голосов)
Дома
Палаты Хованских

Палаты Хованских

Ул. Большая Лубянка, д. 7

Эти палаты, пожалуй, одни из самых загадочных в Москве. Во многом благодаря тому, какие здания загораживают их от глаз окружающих.

Рейтинг: 3.4
Дома
Новый гостиный двор

Новый гостиный двор

Рыбный пер, 3

Новый гостиный двор заложен в 1838–40 гг. на месте снесенных Старых рыбных рядов.

2.93
Дома
Доходный дом Шелапутина

Доходный дом Шелапутина

Ул. Ильинка, д. 13

В подвале дома была огромная печь, в которой в советское время сжигали секретные документы.

Рейтинг: 3.44
Музеи
Галерея А.Шилова

Галерея А.Шилова

Московская государственная картинная галерея Народного художника СССР А.М.Шилова была создана в 1996 году единогласным постановлением Государственной Думы и Правительства Москвы на основе переданной А.М.Шиловым в дар Отечеству коллекции живописных и графических произведений.  Александр Максович Шилов является гордостью нашей страны, его талант удостоен высоких государственных наград, одна из планет в нашей вселенной названа его именем. Сегодня картинная галерея А.М.Шилова – важнейший общественный, эстетический, культурный центр российской столицы, центр духовного, патриотического воспитания москвичей и гостей города. Она постоянно пополняется новыми картинами живописца. Её коллекция насчитывает уже более 1260 произведений живописи и графики. Эти картины – результат бескорыстного, самозабвенного труда души и сердца художника Александра Шилова. С большим успехом выставки мастера проходят во многих городах России, дальнего и ближнего зарубежья. С 2007 года в галерее проходят субботние музыкальные вечера и концерты из цикла «Звезды в гостях у А.Шилова». Немало деятелей культуры принимали участие в концертах галереи: Е.Образцова, В.Третьяков, И.Кобзон, В.Маторин, А.Гильдин, А.Пахмутова, Ю.Башмет, С.Безродная, В.Гафт, М.Козаков и многие другие. Концерты, проводимые в галерее, стали неотъемлемой частью культурной жизни страны и пользуются большим успехом.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Е. И. Кузнецова, 1810-1820-е гг., 1875 г., 1887 г., архитектор А. Е. Рожанский

Доходный дом Е. И. Кузнецова, 1810-1820-е гг., 1875 г., 1887 г., архитектор А. Е. Рожанский

Б. Никитская ул., д. 8

Сейчас этот небольшой трехэтажный дом на углу Большой Никитской улицы и Никитского переулка смотрится совсем не импозантно. А в 1887 г. архитектор А. Е. Рожанский украсил овальные окна его второго этажа барочными наличниками, окна третьего ‒ сложными прямоугольными наличниками с замковыми камнями.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Иоанна Богослова "под вязом"

Церковь Иоанна Богослова "под вязом"

Новая пл., д.12

Долгое время здесь располагался коммунальный музей, ныне Музей истории и реконструкции Москвы.

Рейтинг: 3.02
Территории
Парк «Зарядье»

Парк «Зарядье»

Парк "Зарядье" - новый символ Москвы

(Нет голосов)
Дома
Банк Найденова

Банк Найденова

Ул. Ильинка, д. 10/2 с1

«Альбомы Найденова» с уникальными фотографиями древней столицы конца XIX в. известны всем любителям Москвы. В доме на Ильинке располагался основанный предпринимателем и москвоведом Н.А. Найденовым Московский торговый банк.

3.39