Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Колокольня Собора Рождества Богородицы

Колокольня Собора Рождества Богородицы

СВАО, Бутырская ул., дом 56
ДмитровскаяСавеловская
star-icon
3.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Узорочье
Годы постройки:
XVII в.
Архитекторы:
Н.И. Даниленко

История появления и разделения

Колокольня Церкви Рождества Богородицы, что на Бутырках, всегда вызывает много вопросов у тех, кто её видит. Например, почему перед большим промышленным зданием, далеко выступая вперёд, на улицу, стоит колокольня без церкви.

История церкви начинается в первой половине XVII столетия, когда окрестные земли принадлежали боярину Ивану Никитичу Романову. В 1647 году, при его сыне Никите, здесь уже стояла деревянная церковь Рождества Богородицы. После смерти боярина на этих землях расквартировали Московский солдатский полк, впоследствии известный как Бутырский. Некоторое время полком командовал знаменитый сподвижник Петра Великого Патрик Гордон. На полковые деньги для солдат и офицеров в 1682-1684 годах строится новая каменная церковь Рождества Богородицы. Особенностью храма стала отдельно стоящая надвратная колокольня, выдвинутая на запад, на линию ограды церковного участка.

Колокольня церкви Рождества Богородицы входила в число самых высоких и стройных шатровых колоколен Москвы. Её шатёр был украшен четырьмя ярусами слухов, окошек на гранях шатра. Колокольня так понравилась москвичам, что в 1689 году при церкви Николы Явленного (Арбат, 16) была построена почти полная её копия, не сохранившаяся до нашего времени. Вынос колокольни на линию ограды был важен с архитектурной точки зрения, так она активно включалась в дальние перспективы, открывавшиеся при взгляде вдоль улицы.

Сама церковь была пятиглавой, её стены завершались широкими спокойными полукружиями кокошников. Своды храма покоятся на двух столпах, трапезная была четырёхстолпной.

В 1935 году закрытую церковь передали заводу, который устроил в здании цех. Вскоре было снесено ненужное для завода пятиглавие и шатёр над колокольней. Есть легенда, что шатёр разобрали, чтоб он не мог служить ориентиром для фашистской авиации. В 1970 году между колокольней и основным объёмом храма был построен большой цех. Ради этого строительства была снесена трапезная церкви. Так выдающийся памятник XVII века был разделён на две части огромным промышленным зданием. Нижние ярусы колокольни остались стоять на улице, в них хранили дворницкий инвентарь.

В 1998 году то, что осталось от колокольни было возвращено верующим. Через год бывшую колокольню превратили в церковь Дмитрия Донского. С востока была пристроена апсида, а в бывших воротах начались службы. 


Перестройка и реставрация

В 2013 году колокольня отреставрирована по проекту Н.И. Даниленко. Главный архитектор проекта реставрации рассказала, что колокольня была восстановлена в точности по историческим материалам, и особо подчеркнула, что высотная часть колокольни соответствует историческому облику. По словам архитектора, доподлинно известно, что при строительстве колокольни было использовано 162 кирпича, и ровно столько же получилось при реставрации. Как отметила Н.И. Даниленко, в ходе работ был укреплён фундамент и несущие стены. Кроме того, был в точности восстановлен изразцовый фриз XVII века по четырём сохранившимся фрагментам. В настоящее время здание колокольни занимает приходская община Русской православной церкви.

В 2013 году храм стал лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Автор статьи: Александр Фролов
Распечатать статью

Интересное рядом (9)

Савеловский вокзал
icon
Железная дорога от Москвы до села Савёлово на Волге строилась по предложению председателя Правления общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Саввы Мамонтова. В дальнейшем предполагалось продлить её до Углича, Калязина и, главное, до Рыбинска, чтобы связать речной торговый путь по Волге с Москвой. Мамонтов понимал, что в первые годы своей работы линия не будет прибыльной, однако, вместе с министром финансов С.Ю. Витте, полагал, что дорога стратегически важна для развития северных областей России.
Савеловская
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Работникам завода, погибшим в Великой Отечественной войне
icon
Б. Новодмитровская ул., д. 28
ДмитровскаяСавеловская
star-icon
3.1
Клуб фабрики «Свобода», 1927-29 гг., арх. К.С.Мельников
icon
Один из самых неизвестных рабочих клубов, построенных архитектором Константином Мельниковым
САО, Вятская ул., дом 41А
ДмитровскаяСавеловская
5
audioGuideОткрыть аудиогид
Работникам московского машиностроительного завода «Знамя»
icon
Б. Новодмитровская ул., д. 23
ДмитровскаяСавеловская
Особняк Г.Б.Келлера
icon
Здание особняка Келлера — образец жилой застройки в стиле модерн. Это единственное строение, сохранившееся от некогда обширного владения промышленника и торговца Густава Келлера. В памятнике нашли отражение как передовые приемы архитектуры, так и инженерно-технические достижения начала XX века. Кроме того, на первом этаже особняка были предусмотрены две квартиры для сдачи внаем.
САО, Вятская ул., дом 35
Бутырский: Савеловский вокзал-Колокольня-Парк на ул.Руставели
icon
В старину «бутырками» называли небольшие селения, отделенные от города лесом или полем. Таким селением, отделенным от Москвы широким полем, Бутырский хутор оставался вплоть до XVIII века.
Административный корпус парфюмерной фабрики товарищества «А. Ралле и К°» (с 1930 г. ‒ фабрика «Свобода»), 1899 г., архитектор О. Ф. Дидио
icon
Здание по Вятской улице, входящее в состав исторической застройки корпусов парфюмерной фабрики Ралле, возникло в 1930-е гг. после объединения двух ранее самостоятельных владений. Каждое из них состоит из двух исторических участков, планировочные границы которых формировались еще во второй половин