ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк Н. И. Миндовского

3.42
Архитектор этого особняка «вывел Арбат и Пречистенку в новый век».
  • Особняк Н. И. Миндовского
+ -

Эффектный угловой неоклассический особняк, последний и самый яркий взлёт московского ампира. Построенное для Н. И. Миндовского, это здание остается лучшим примером русской неоклассики, обогащённой пластическим мышлением стиля модерн.

После революции 1905 года классическая архитектура снова входит в моду и участок в Мёртвом переулке покупает Николай Миндовский, представлявший четвертое поколение видных российских промышленников. Он заказывает проект известному архитектору Никите Лазареву, который, по словам художника Игоря Грабаря, своими постройками «вывел Арбат и Пречистенку в новый век».

Здание свободно расположено на неправильной формы угловом участке, свободная планировка — детище стиля модерн, здание выходит на угол эффектной ротондой, слева от которой расположен портик, увенчанный высоким треугольным фронтоном, само же здание, напротив заворачивает вправо и тянется вдоль Староконюшенного переулка, на который выходит ещё один портик.

Ампирные формы особняка доведены почти до гротеска. Карниз почти не проработан, кроме тонкого пояска иоников, массивный антаблемент напоминает архитектуру архаики, энтазис (утолщение ствола колонны) утрирован и приземистые колонны похожи на бочки.

Упрощённые колонны с квадратными плитами капителей и поясками иоников напоминают ордер послепожарной Москвы, а сдвоенные колонны, их массивность и лаконичное использование деталей предвосхищают «пролетарскую классику» И. А. Фомина.

После 1917 года в здании располагался ЗАГС, в котором расписывались Сергей Есенин с Айседорой Дункан и Михаил Булгаков с Любовью Белозерской. В 1927 году дом был передан Австрийской Республике и служил посольством до 1938 года. После аншлюса Австрии дом австрийской миссии стал гостевым домом немецкого посольства в Москве. 23 и 24 августа 1939 года здесь останавливался министр иностранных дел Германии, Иохаим фон Риббентроп. В 1944 году Уинстон Черчилль, не успев возвратиться в отведённую ему резиденцию, останавливался в этом особняке на одну ночь. В 1955 году здание вновь стало посольством Австрии.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Olia Shurygina   26 августа 2016 16:20

    А вот и нет. Миндовски купил у Общества участок со строением, но заказывал постройку Лазареву именно он. Во всяком случает так указано в документах.

  • Мария Подъяпольская   16 апреля 2016 15:47

    Миндовский не заказывал Лазареву строительство особняка - он купил уже готовый особняк, который Лазарев спроектировал по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Рекка.

  • Елена Приморская   18 марта 2015 21:08

    Дом N 3 по Малому Могильцевскому переулку - здесь располагался загс Хамовнического района, в котором сначала дважды вступал в брак Сергей Есенин (в 1922-м с Айседорой Дункан и в 1925-м с Софьей Толстой), а затем дважды женился Булгаков (в 1925-м на Любови Белозерской и в 1932-м на Елене Шиловской).

Интересное рядом
Музеи
Выставочный зал Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате

Выставочный зал Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате

В настоящее время музей располагает значительным пространством для проведения временных выставок. Это три помещения на Пречистенке, 12 (в цокальном этаже, в мезонине и в Усадебном дворе) и выставочные залы в Денежном переулке. За последние годы существенно расширилась тематика работ. На выставках, проходящих в Выставочных залах в Денежном переулке, можно увидеть не только работы современных художников, но и фотографии, эскизы театральных декораций, инсталляции модных дизайнеров. В 1998 году открылась выставка портретной фотографии, на которой впервые музей показывал свою фотографическую коллекцию – редкие ранние снимки известных российских фотоателье, работы известных фотохудожников.

(Нет голосов)
Дома
Особняк М.К. Морозовой

Особняк М.К. Морозовой

Смоленский бул., 26/9 с1

Красивейший особняк с изящной полуротондой на фасаде. Взглянув на него, забываешь, что совсем близко гудит и шумит Садовое кольцо.

3.79
Дома
Шталмейстерский дом

Шталмейстерский дом

М. Знаменский пер., д. 7/10, стр. 3

Дом, возможно, авторства Баженова, одно время принадлежал просветителю Новикову; позже здесь бывал Пушкин.

2.93
Территории
Соймоновский проезд

Соймоновский проезд

Заселение этого территории, на который сейчас находится квартал, началось во второй половине – конце XVI столетия во время опричнины.

(Нет голосов)
Музеи
Усадьба князей Голицыных

Усадьба князей Голицыных

За три века своей истории усадьба князей Голицыных на Волхонке неоднократно меняла облик. Автором первоначального проекта был известный петербургский архитектор Савва Чевакинский. В 1774 году усадьба была перестроена и стала центральной частью Пречистенского дворца, сооруженного по проекту Матвея Казакова для Екатерины II.

Стены этого дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах не раз появлялся А. С. Пушкин. Александр Сергеевич даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако обряд венчания был устроен в церкви Вознесения Господня у Никитских ворот. В 1877 году в главном доме поселился Александр Николаевич Островский. Здесь он закончил пьесу «Последняя жертва», написал «Бесприданницу», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники». В 1885 году соседнюю квартиру занял Иван Сергеевич Аксаков – один из лидеров славянофильского движения.

В 1865 году в пяти залах главного дома усадьбы Голицыных открылся бесплатный музей, состоявший из семейных коллекций. В музее было три раздела: западноевропейская живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство; античные памятники; библиотека. В живописном собрании хозяев дома были представлены работы Брейгеля, ван Дейка, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Перуджино, Пуссена, Рембрандта. Через год, в связи с финансовыми трудностями, коллекция музея была продана Эрмитажу. После революции, в конце 1920-х годов, главный дом усадьбы стал Коммунистической академией; его надстроили двумя этажами, в результате чего был утрачен фронтон. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных – единственное, что дошло до наших дней в своем первоначальном виде.

После завершения реконструкции в бывшем здании центрального корпуса усадьбы Голицыных откроется Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов, в которой будут экспонироваться произведения выдающихся мастеров второй половины XIX – начала XX века: Мане, Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сезанна, Гогена, ван Гога, Матисса и фовистов, Пикассо и кубистов, происходящие из коллекций знаменитых дореволюционных московских коллекционеров С. И. Щукина и И. А. Морозова.

(Нет голосов)
Дома
Старая усадьба Голицыных

Старая усадьба Голицыных

ул. Волхонка, 14 строение 5

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным – свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, а перестроен Матвеем Казаковым.

3.4
Маршруты
От Смоленской  до Сивцева Вражка

От Смоленской до Сивцева Вражка

Гуляя по этому маршруту от Смоленской до Сивцева Вражка, мы окунемся в историю двух разных эпох, двух миров.

3.25
Дома
Городская усадьба В.А.Морозовой

Городская усадьба В.А.Морозовой

Ул. Воздвиженка, д. 14, стр.1

Этот особняк стал одной из первых самостоятельных работ Р.И. Клейна, тогда еще начинающего архитектора

3.1
Дома
Доходный дом М.И. Хромовой, М.А. Обухова

Доходный дом М.И. Хромовой, М.А. Обухова

ул. Арбат, 55

Дом на углу Арбата и Денежного переулка – здесь родился и жил поэт Андрей Белый, здесь собирался кружок московских символистов «Аргонавты». Квартира поэта охраняется государством.

3.17
Территории
Парк «Музеон»

Парк «Музеон»

Парк искусств Музеон сегодня не только популярное место отдыха с большой культурной программой. Это ещё и музей, собрание скульптуры ХХ века под открытым небом.

(Нет голосов)
Территории
Улица Новый Арбат

Улица Новый Арбат

Свое название эта улица получила по соседнему Арбату 25 октября 1994 года.

(Нет голосов)
Музеи
Мемориальная квартира Андрея Белого

Мемориальная квартира Андрея Белого

В конце одной из самых старых улиц Москвы, в доме № 55 по Арбату расположена мемориальная квартира Андрея Белого. Здесь, 14 октября 1880 года, родился Борис Николаевич Бугаев, один из отцов русского символизма, поэт, прозаик, критик, мемуарист и исследователь литературы.

История самого дома старше поэта больше чем на век: старый усадебный дом, лежащий в основе усадьбы, перестроенной в конце 1870-х годов по проекту архитектора Митрофана Александровича Арсеньева, был построен еще до пожара 1812 года. Квартиры в доходном доме сдавались преподавателям Московского университета, одну из которых (№ 7) и получил математик Николай Васильевич Бугаев – отец поэта.

Борис Бугаев проводит в квартире школьные годы, заканчивает Московский университет. Судьбоносным для будущего символиста становится соседство Бугаевых с семьей Михаила Сергеевича Соловьева, внука известного историка и родного брата философа Владимира Соловьева. Частые гости Соловьевых – Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, «старшие символисты», дружба с которыми, зародившаяся здесь, в доме № 55 по улице Арбат, определила дальнейшую творческую судьбу поэта. Здесь же родился его псевдоним – «Андрей Белый».

В 1906 году Белый покинет дом на Арбате уже ведущим московским символистом, пережив смерть отца и первую «мистическую влюбленность» в Маргариту Кирилловну Морозову. Семья Соловьевых в 1902 году помогла поэту издать его первую книгу – «Симфония (2-я, драматическая)».

Надстроив четвертый этаж, в 1930-х годах дом отдадут под коммунальные квартиры, еще полвека в нем будет существовать Министерство иностранных дел. С 1987 года квартира № 7 поступает в распоряжение государственного литературного музея им. А. С. Пушкина, и уже в 2000 году там открылся музей Андрея Белого.

В квартире, занимающей половину третьего этажа пять комнат. Сейчас в детской размещена часть экспозиции, связанная с юношескими годами поэта. Здесь же можно найти все черновики и записи, посвященные эпопее «Моя жизнь», в которую вошли повести «Котик Летаев» и «Крещеный китаец», главный герой которых, юный Летаев, наделен многими автобиографическими чертами. Часть экспозиции, посвященная матери поэта, расположена в спальне родителей. Экспонаты рассказывают, что именно Александра Дмитриевна Бугаева привила интерес юному Боре не только к поэзии, но и к музыке и живописи. Отдельное место в комнате занимают экспонаты, рассказывающие о музах поэта: Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок и Маргарите Кирилловне Морозовой.

Все литературное наследие Белого: рукописи, черновики, письма, книги и фотографии – расположено в бывшей столовой. А гостиной возвращена ее историческая функция. В ней сегодня, как и при семье Бугаевых, проводятся творческие встречи и музыкальные вечера.

Сегодня в фондах музея уже более 1000 единиц рукописей, машинописей и документов, среди которых можно найти автографы В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, И. Северянина и, благодаря частным коллекциям, они постоянно пополняются.

(Нет голосов)